…В непальский городок Горкха я приехал под вечер. До наступления темноты даже успел добраться до его самых верхних «этажей», расположенных на склоне горы, и сбегать к монастырю, древний комплекс которого венчал вершину. К ней вела крутая тропа, последний отрезок пути я преодолел по выщербленным серым ступеням. Ни на тропе, ни на ступенях не видно было следов, хотя до меня за сотни лет существования монастыря здесь прошло несчетное количество паломников. И все же следы были. Вернее, один след. Сначала я увидел табличку на дереве с изображением стопы, рядом с ней стрелка и надпись по-английски «feet». Указатель привел меня к скале, на плоской вертикальной поверхности которой виднелся барельеф какого-то божества. Голова, грудь, живот, руки – все как у людей или им подобных богов, а вот ног не было. Вместо них на площадке перед фигурой, как бы даже отдельно от нее, две огромные каменные стопы. На одной начертан традиционный на Востоке знак «ом», на другой – арийская свастика. Темнота сгущалась. Над Гималаями заблестели первые звезды. Ко мне подошел бородатый монах в легком оранжевом одеянии и, нагнувшись, коснулся рукой моей ступни. Так положено приветить странника – возможно, это посланец небес. Я хотел спросить у монаха, кому принадлежат эти каменные ступни, но непалец приложил палец к губам, а потом указал на небо и тут же перевел взгляд на стопы. Их божественное происхождение не вызывало в нем сомнений. Это он хотел внушить и мне.
Издревле у разных народов отпечатки следов считались как бы живой частью тех существ, кому они принадлежали, а их изображения (в рисунках, камне, глине) относились к разряду священных символов. Следовидные углубления (или наоборот – выпуклости) в скалах, которые принято называть «стопами», «следовиками», встречаются на всех континентах. После Непала я попал на Шри-Ланку. Путешествовал я в основном по побережью, где океанская волна быстро слизывала мои следы на песке, однако часть маршрута проходила и по горной местности. Довелось побывать и на склонах горы Шипарда, которая всемирно известна как пик Адама. С древних времен паломники стремятся увидеть ее главное чудо. Средневековый путешественник Ибн Батутта, совершивший восхождение на вершину с помощью цепей и подпорок, подробно описал обнаруженный им «почитаемый отпечаток стопы нашего отца Адама, углубленный в камень на достаточную глубину, чтобы вызывать удивление». Со временем у христиан появился еще один претендент, оставивший свой «автограф» на Шрипади. Это был авторитетный для такой миссии святой, который не поверит, пока не пощупает. Да, тот самый Фома. Побывавшие на острове португальцы хотели утвердить своего кандидата на эту «ступню» – святого Эсебио, но он не выдержал конкуренции ни с Адамом, ни с Шивой, ни с Буддой, которые посещали остров гораздо чаще, чем католический чужак. Так или иначе, но ланкийцы (а среди них есть и буддисты, и индусы, и христиане) чтут и оберегают священную «ступню», заботливо обкладывая выветренную и затертую руками паломников реликвию камнями и цветами. И, начиная с Геродота, который упоминает отпечаток ступни Геракла, перечень «следовиков» пополняется – к старым, давно известным прибавляются новые. Напрашивается даже классификация, анализ, разбор этого своеобразного наследия. У ученых мужей много вопросов. Почему в одном случае выбивалась стопа правой ноги, в другом – левой, а в третьем – обеих? Почему следы лап животных или ног человека чаще высекались не в наиболее удобном для рисунка месте на валуне, а где-то сбоку или внизу? Почему, наконец, встречаются как пятипалые, так и беспалые стопы, как бы обутые в сапоги? Затруднена и хронологическая привязка изображений к определенной эпохе. При всем том следует различать искусственные следы, сотворенные человеком (особенно в часто посещаемых туристами местах), и естественные, природного (божественного?) происхождения.Исследования продолжаются. Появляются версии, объясняющие их происхождение, назначение. Это и пограничные (порубежные), межевые знаки, и дорожные указатели, показывающие путнику направление, и древние культовые памятники. Встречаются «следовики» и у нас. В приазовской степи неподалеку от Мелитополя среди глыб знаменитой Каменной Могилы, испещренных рисунками древних людей, есть так называемая «плита следов». На песчанике отчетливо видны отпечатки стоп. Кому они принадлежат? Кто «наследил» здесь? Молчат историки, пожимают плечами археологи. Зато в полный голос говорят легенды. «Где был, там нет, где шел, там след», – заявляли казацкие следопыты, преследуя врага. В степном краю за днепровскими порогами бытует множество народных версий происхождения загадочных отпечатков стоп, ладоней, пальцев на камнях. В приднепровских селах до сих пор, например, можно услышать предания, былички о казацких богатырях. В селе Гусарка Куйбышевского района Запорожской области на левом берегу речушки врыт в землю валун. Выемки на его плоской поверхности, как считают старики, – это следы богатыря, который слез с коня, забрался на камень и с его вершины стал высматривать врага. Один краевед даже предположил, что это мог быть легендарный казак Мамай. Возле Буга в степи на гранитной плите была якобы выбита человеческая рука, в которой «одна кисть имеет семь с половиной четвертей, а большой палец – три четверти». Утверждали, что рука эта принадлежала одному казацкому есаулу. Однажды он, бахвалясь своей силой, шлепнул по скале ладонью и, обращаясь к атаману, спросил: «Батьку кошевой, а посмотри, чи я таковой?» Днепровская Палиевская забора у левого берега Днепра (ныне это окрестности города Энергодара) заканчивалась так называемым камнем Палия. На ней были выбиты две огромные ступни. Народная молва приписывала их знаменитому казацкому ватагу Семену Палию. Об авторитете и силе этого предводителя-богатыря говорит такая деталь. Если какой-нибудь казак в походе допускал оплошность, то атаман ссаживал его с коня и поручал нести свою саблю. На первый взгляд это вроде бы и не могло считаться наказанием, если не учитывать того, что сабля Палия весила не меньше… двух пудов. Когда-то фантазия и полет вдохновенной мысли создали легенды, теперь древние предания и сказки подпитывают воображение, пробуждают любопытство, «воспитывают» чувства. Между бывшими днепровскими порогами – Лоханским и Звонецким – на правом берегу реки и против него на левом торчали два огромных камня, которые в народе называли Богатырями. Рассказывали, что их с одного берега на другой, меряясь силой и определяя, кому какой землей владеть, швыряли русский и турецкий богатыри. Показывали даже на одном валуне в том месте, где русский силач брался за него, отпечатки ладони и пальцев. Чуть ниже над самым грозным порогом Ненасытцем находили характерные ямки, которые якобы остались от ступней апостола Андрея Первозванного. Рядом на скале – два одинаковых продолговатых следа. Чьи они? Тут, по преданию, якобы стояла царица Екатерина II. По этому поводу в народе шутили, что раньше цари были тверже скал, а сейчас скалы стали тверже царей. Ни вода, ни камни, ни деревья, ни звери не задумываются, что останется после них. Они есть, они зримы – этого достаточно. Лишь человеку свойственно в своих следах видеть некое предначертание небес, каждый свой шаг-след сверять со следами тех, кто рядом, деяниями предков и богов. Вот только о грядущем мало заботы. А ведь его следы тоже начертаны на священных вершинах, тоже выбиты на скрижалях времени…
Комментарии