search
main
0

Чего ждет от Года педагога и наставника образовательное сообщество?

Президент Владимир Путин официально объявил 2023 год в России Годом педагога и наставника. Как отмечается в президентском указе, решение принято в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность. Правительство РФ за три месяца должно сформировать состав организационного комитета, а также разработать план основных мероприятий. О том, какие мероприятия необходимо провести в рамках тематического года в первую очередь, размышляют наши эксперты и читатели.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– В первую очередь хочется видеть мероприятия, улучшающие условия труда педагога. Например, разработку отраслевой рамки квалификаций и привязку к ней системы оплаты труда. Рамка квалификаций описывает принцип развития профессионализма учителя по разным векторам: работа с разными контингентами детей, воспитательная работа, использование IT-технологий…

Каждый педагог по результатам независимой оценки квалификаций сможет выявить свой уникальный компетентностный профиль. Оценка проводится добровольно в формате экзамена и не опирается на достижения учеников. Уровневый подход к описанию квалификаций уже реализован в квалификационных требованиях к профессии «учитель». Они были утверждены СПК в сфере образования в 2021 году. Они же могут лечь в основу новой системы оплаты труда, которую планируют ввести с 1 сентября в шести регионах. Главные идеи этого пилота – повышение оклада за одну ставку, дифференциация по уровням квалификации, единый перечень компенсационных и стимулирующих выплат. Отраслевая рамка как раз задаст единые принципы для всей страны. А установление единого перечня доплат в зависимости от уровня профессионализма стало бы шагом вперед для системы образования. Ключевое условие – привлечение дополнительных бюджетных средств, поскольку все возможности для перераспределения давно исчерпаны.

 

Алексей ОВЧИННИКОВ, учитель биологии средней школы

с. Баловнева Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, кандидат педагогических наук:

– Мне кажется, это должны быть мероприятия, направленные на выявление и распространение лучших практик наставничества. Причем не в формате конкурсов, которых сейчас немало, а скорее в формате презентаций, публикаций, открытых мероприятий, чтобы педагоги имели возможность обмениваться опытом. Хотелось бы, чтобы был охвачен максимально широкий спектр школ, имеющих успешный опыт наставничества, так как в различных социально-экономических условиях, в разном контексте могут давать результаты различные механизмы.

Не хотелось бы, чтобы тиражировался исключительно опыт успешных школ, работающих с благополучным контингентом обучающихся. Мне было бы интереснее ознакомиться с опытом резильентных школ, то есть школ, работающих в сложном контексте, но достигающих высоких результатов, в том числе благодаря особой системе отношений между педагогами, элементом которой является наставничество.

Лариса СОЛОДИЛОВА, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования:

– В первую очередь необходимо совершенствовать оплату педагогического труда, повсеместно создавать достойные условия труда для всех работников образования и, конечно, повышать статус педагога в обществе. Правильных слов о миссии учителя и исключения из образовательного законодательства понятия «образовательная услуга» недостаточно. Без дополнительного финансирования системы образования проблему статуса педагога решить сложно.

Несомненно, в Год педагога и наставника нужны интересные события, и это должны быть не только конкурсы или конференции. Быть может, стоит больше внимания уделить повышению профессионализма педагогов?

И, конечно, хочется увидеть на экранах телевизоров интересные программы о детских садах и школах, центрах дополнительного образования, вузах и учреждениях СПО в контексте представления педагогов и преподавателей, увидеть мастерские учителей и воспитателей – победителей конкурсов профессионального мастерства, а в кинотеатрах – хорошие фильмы об учителях.

 

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:

– Безусловно, в тематическом году, связанном с наставничеством, стоит ждать особого внимания к выпускникам педвузов, которые придут в школу. И если это будет ситуация встречного выбора, то есть если наставничество станет взаимодействием сторон, одинаково заинтересованных в повышении уровня своего профессионализма, разочарований у молодых учителей будет намного меньше.

Резко усилится методическая работа в школе, потому что наставник не бог, не царь и не герой, он не может и не должен знать и уметь абсолютно все и вполне может порекомендовать своему подопечному пойти и поучиться к другому человеку именно потому, что в каких-то вещах он разбирается лучше.

Я надеюсь, будут сделаны грамотные рекомендации, которые разработают ученые, учителя, психологи. Адресованные наставникам и написанные понятным человеческом языком, они очень помогут людям выполнять эту нелегкую и благородную задачу.

Конечно, было бы очень неплохо в Год педагога и наставника выделить из федерального бюджета дополнительную сумму для финансового поощрения этой деятельности.

 

Александр ЯКУШЕВ, учитель года Карелии-2021, преподаватель английского языка школы №1, Питкяранта:

– У меня есть некоторые мысли на этот счет. Например, на телевидении организовать цикл передач про учителей, особенно в регионах, в маленьких городах и селах. Показать, как живут учителя, что их волнует и что держит в профессии, сюжеты про династии, семейные пары учителей. Организовывать больше выездных форумов для учителей, которые много лет отдали служению, а то сейчас все в основном для молодых учителей. Ввести аналог Пушкинской карты для педагогов, а также поощрять учителей не только благодарственными грамотами, но и туристическими путевками, например дать возможность выехать в другие регионы, посмотреть исторические, культурные, географические памятники. Это будет полезно и для работы.

 

Евгений ДРЕВАЛЬ, учитель

русского языка и литературы, немецкого языка и МХК школы №75, Воронеж:

– Самой предсказуемой могла бы стать идея проведения конкурса профессионального мастерства, по итогам которого был бы определен наставник года. В Воронежской области уже есть подобное состязание – «Педагогический дуэт». Этот региональный конкурс ежегодно определяет команду победителей из двух человек – молодого учителя и его педагога-наставника, представивших наиболее успешные практики сотрудничества. Кроме зрелищных активностей состязательного характера имеет смысл запланировать мероприятия, которые будут иметь более широкий охват. Ведь не все педагоги захотят участвовать в конкурсах, хотя многие из них достигли значительных успехов в наставничестве.

 

Светлана П., учитель, Великий Новгород:

– А почему нужны непременно какие-то мероприятия для Года педагога и наставника? Показухи у нас хватает! Потратить деньги можно гораздо эффективнее. Например, на премии лучшим педагогам. А для назначения премий предлагаю устроить справедливый независимый общественный опрос на интернет-платформе. В голосовании должны участвовать исключительно студенты вузов и колледжей. Пусть они назовут имена своих лучших школьных учителей, преподавателей колледжей, где они учились, а также наставников в сфере дополнительного образования, которые выпустили этих ребят в большую жизнь.

 

Дарья СЕРГЕЕВА, педагог дополнительного образования, музыкант, Нижний Новгород:

– Я думаю, что Год наставника имеет непосредственное отношение не только к школьным учителям, но и к нам, работникам дополнительного образования, и к спортивным тренерам. Каждый человек встречал в юности неравнодушного и увлеченного педагога, который ему помог, подсказал, направил в нужное русло. Хорошо бы таких преданных профессии педагогов, которых все еще много в системе образования, отметили на уровне государства. Чтобы они получили публичное признание, деньги, почетные звания. Нужно, чтобы представление к награждению было не в руках чиновников и администраторов. Хочется, чтобы инициатива поощрения исходила снизу, чтобы оценка была объективной и независимой. Сейчас, во время Интернета, это совсем не трудно организовать. И не пустым онлайн-голосованием с неизбежной накруткой голосов, а по-другому, по-человечески. Чтобы люди писали о тех, кто сыграл в их жизни большую роль, кто определил их путь, повлиял на духовное, нравственное и профессиональное развитие. Необходимо собирать такие данные, организовать площадку для добрых слов и воспоминаний. Так называемая большая, всероссийская доска почета и благодарности очень нужна. Это придаст профессии новые импульсы.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте