search
main
0

Чебоксары. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

В нашей республике два года назад началась реализация проекта модернизации начального профобразования. Мы проанализировали республиканские планы и программы развития по различным отраслям экономики, состояние рынка труда и определение прогноза потребности в подготовке рабочих и специалистов. В Чувашии была создана комиссия по модернизации образования, которую возглавил глава правительства республики, и межведомственная комиссия по определению потребности в кадрах, кроме того, при Торгово-промышленной палате, объединяющей всех работодателей, был открыт специальный Комитет по образованию и обучению. Все это уже сегодня дает определенные результаты.

Как же себя чувствуют наши выпускники на рынке труда? Еще в 2001 году у нас трудоустраивались 87% выпускников, но в 2003 году количество таких ребят снизилось уже до 60%, то есть 40% получают специальность, но на работу не идут.

Очень важен карьерный рост специалистов. Причем мы тут имеем в виду не повышение в должности, а, главным образом, повышение уровня профессионализма наших выпускников. 50% в 2001 году такой рост демонстрировали, в 2003 году их количество несколько увеличилось, но в то же время значительное количество ребят жалуются в своих анкетах на то, что не видят не только самого карьерного роста, но и его перспектив.

Удовлетворены ли рабочие тем, как их учили в учреждениях НПО? Большинство – 90% – удовлетворены, считают, что полученных знаний им в работе достаточно. Психологические трудности в 2001 году отмечали 60% – они жаловались на то, что трудно адаптироваться на реальном производстве, в 2003 году самым трудным для большинства выпускников оказалось найти себя на предприятиях – установить нормальные отношения с членами трудовых коллективов, почувствовать нормальное отношение к себе со стороны работодателей. Случается так, что частая смена собственника рождает равнодушное отношение к молодым рабочим. Те приходят на предприятие и вынуждены, как утопающие, сами заботиться о себе: выплывешь – хорошо, не выплывешь – это твои проблемы. В условиях безработицы предприятия заботятся не о подготовке и сохранении кадров, а о том, как переманить друг у друга людей. В то же время в Чувашии резкая нехватка рабочих абсолютно по всем профессиям.

Почему важно, чтобы мастерами и преподавателями в учреждениях профобразования были люди, имеющие высокую квалификацию, реальный опыт производственных отношений и стаж работы на производстве. Потому что, если работодатель предъявляет требования к повышенному разряду выпускников, обучать их нужно в мастерских на продукции, требующей высокого уровня профессиональной квалификации. Они не должны точить гайки, они должны выполнять более сложную работу. Только так они смогут совершенствовать мастерство и получать высокий разряд. Кроме того, нам нужно постоянно анализировать, кого мы выпускаем, в каких количествах и нужно ли такое число выпускников, то есть подходить к проблеме не только с социальных, но и с профессиональных позиций.

НПО – первая ступень профобразования. Лучшие выпускники должны учиться на уровне СПО, а потом – и в высшей школе. Только тогда мы сможем обеспечить нормальный уровень квалификации. Если мы создадим такие многоуровневые образовательные учреждения, которые получат лицензии и право заниматься такой деятельностью, производство только выгодает.

Алексей СУДЛЕНКОВ, директор профессионального лицея, председатель Совета директоров Чувашской Республики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте