search
main
0

Чье правое дело, тот говори смело!

В редакцию «Учительской газеты» по-прежнему поступают письма с правовыми вопросами. Большинство ответов на них можно найти в газете «Образовательное право». Но и в «УГ» еженедельно выходит юридическая колонка, составленная по этим письмам. Оплата труда, пенсии, аттестация, налоги, отпуск – вот темы, волнующие педагогов. Сегодня мы рассмотрим наиболее типичные проблемы. А свои новые вопросы вы, как и прежде, можете присылать по адресу редакции «Учительской газеты» или по электронной почте: ug@ug.ru.

Руководящие работники образовательного учреждения, ведущие часы преподавательской работы, должны аттестовываться как по руководящей должности, так и по должности учителя, воспитателя и т.п. должностям. по той и по другой должности может быть проведена одновременно.

Татьяна ПОГОРЕЛОВА, шеф-редактор приложения «Образовательное право. Деловая папка «УГ»

Образовательный процесс

– На основании чего администрация школы может требовать проверки деятельности учителя? Какие при этом можно предъявлять требования к ведению учителем документации?

– Проверка деятельности учителя может осуществляться на основании Положения о внутришкольном контроле, разрабатываемом в самом образовательном учреждении. При этом нужно иметь в виду и положения письма Минобразования РФ от 07.02.2001 №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».

Так, в письме предусмотрено, что проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного (внутриучрежденческого) контроля в случае:

– планового изучения результатов текущей (промежуточной) аттестации обучающихся;

– необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложенному руководителем образовательного учреждения;

– подготовки к аттестации образовательного учреждения;

– подготовки к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);

– подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;

– по обращению родителей обучающихся.

Каждый из работников образовательного учреждения, на которых возложена ответственность за осуществление внутришкольного контроля, планирует свою работу таким образом, чтобы иметь возможность посетить необходимое количество учебных занятий. При этом большая часть рабочего времени должна быть отведена документальному изучению результатов деятельности учителя (классные журналы, тематическое и поурочное планирование, анализ освоения образовательных программ).

– Имеет ли право администрация школы применять к обучающимся меры дисциплинарного взыскания, например выговор?

– Администрация школы может предусмотреть возможность применения мер дисциплинарного взыскания к обучающимся.

В соответствии со ст.13 Закона РФ «Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей).

Обязательное требование предъявляется также к наличию в уставе образовательного учреждения:

– прав и обязанностей участников образовательного процесса;

– перечня видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

При необходимости регламентации деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Таким образом, в уставе образовательного учреждения могут быть обозначены меры дисциплинарного взыскания к учащимся. Однако, учитывая тонкости детского возраста, меры дисциплинарного взыскания необходимо четко прописывать в правилах внутреннего распорядка, в том числе для учащихся, и в Положении о мерах поощрения и взыскания учащихся (в виде локальных актов учреждения).

Обычно за нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка администрация может применить к учащимся следующие виды дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, исключение из школы в порядке, предусмотренном законодательством.

Нередко встречаются и такие меры, как возложение обязанности возместить материальный вред денежным эквивалентом либо участием в ремонтных работах (с соблюдением всех букв действующего гражданского законодательства по этому поводу); возложение обязанности принести публичное извинение; перевод ученика на индивидуальный график обучения; условное исключение из школы. Однако эти меры дисциплинарного взыскания можно накладывать лишь с соблюдением норм действующего российского законодательства. И в некоторых случаях возможность их применения можно оспорить в судебном порядке.

В положении о взыскании необходимо четко прописать принципы его наложения, например привлечение к ответственности только виновного ученика; личный характер ответственности (коллективная ответственность класса, группы учащихся за действие члена ученического коллектива не допускается); соответствие строгости взыскания тяжести совершенного проступка, обстоятельствам его совершение, предшествующему поведению и возрасту ученика; за одно нарушение налагается только одно основное взыскание; предоставление возможности ученику объяснить и оправдать свой проступок в форме, соответствующей его возрасту, до наложения дисциплинарного взыскания.

Отпуск

– На основании каких документов можно установить дополнительный отпуск заведующему школьной библиотекой?

– Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» определена продолжительность отпусков педагогических работников образовательных учреждений.

Библиотечные работники образовательных учреждений не являются педагогическими работниками. Они относятся к работникам культуры, поэтому отпуск продолжительностью, установленной вышеуказанным постановлением для руководителей структурных подразделений образовательных учреждений, являющихся педагогическими работниками, заведующим библиотеками образовательных учреждений не предоставляется.

Продолжительность основного отпуска библиотечных работников образовательных учреждений, в том числе заведующих библиотеками, определяется первой частью ст.115 Трудового кодекса РФ и составляет 28 календарных дней.

Дополнительный отпуск при наличии финансовой возможности может быть установлен библиотечным работникам самим образовательным учреждением на основании второй части ст.116 Трудового кодекса РФ, в которой закреплено, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В случае установления такого отпуска порядок и условия его предоставления определяются коллективным договором или локальным нормативным актом образовательного учреждения.

Оплата труда

– Существуют ли в настоящее время документы, на основании которых устанавливается надбавка за вредные условия преподавателям химии в училище?

– Статьей 147 Трудового кодекса РФ установлено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

До определения Правительством РФ порядка и условий повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, образовательные учреждения могут руководствоваться Перечнями работ с опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, на которых устанавливаются доплаты до 12 или 24 процентов, утвержденными приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.1990 г. №579 (с изменениями и дополнениями), или аналогичными перечнями, утвержденными приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 07.10.1992 г. №611, в соответствии с которыми всем работникам независимо от наименования их должностей устанавливаются доплаты, если их работа осуществляется в условиях, предусмотренных этими перечнями.

Работники, занятые на работах с использованием химических реактивов, а также с их хранением (складированием), имеют право на доплату в размере до 12 процентов. К таким работникам в образовательных учреждениях могут быть отнесены и преподаватели, и лаборанты.

Конкретный размер доплаты определяется учреждением самостоятельно в зависимости от продолжительности пребывания каждого работника в неблагоприятных условиях труда и устанавливается по результатам аттестации его рабочего места приказом по учреждению с указанием срока выплаты.

С 1 сентября 2008 года вводится в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. №569.

Новый порядок предусматривает, что аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей аттестующей организации.

При выполнении работ, не входящих в квалификационную характеристику конкретных профессий и должностей, но вмененных приказом работодателя или трудовым договором в обязанности работнику этой профессии и должности, оценке подвергаются все виды работ.

До вступления в силу этого документа действует постановление Минтруда РФ от 14.03.1997 г. №12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

Образовательное учреждение должно заложить в своей смете расходы на проведение аттестации рабочих мест.

Пенсия

– В ДЮСШ работают тренеры-преподаватели с разной нагрузкой. Всем ли засчитывается педагогический стаж для пенсии?

– Право на досрочную педагогическую пенсию предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подп. 10 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). При этом Правительством РФ (постановление от 29.10.2002 г. №781) на основании закона утверждены:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Список);

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Правила).

В Списке названы должность тренера-преподавателя (п.1) и детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ).

Таким образом, работа в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ засчитывается в стаж для досрочной пенсии, но Правилами установлены некоторые условия.

1) Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами.

Продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы тренера-преподавателя ДЮСШ составляет 18 часов в неделю (постановление Правительства РФ от 03.04.2003 г. №191).

2) Работа в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

– на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

– у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка (в т.ч. и работа тренером-преподавателем в ДЮСШ).

Педагогический стаж для пенсии при соблюдении всех условий будет учитываться только тем лицам, которые работают на полную ставку и больше.

– Войдет ли время работы в должности руководителя кружка в школе в льготный стаж для досрочной педагогической пенсии?

– Списком не предусмотрена должность «руководитель кружка». Основываясь на этом, пенсионные органы не засчитают работу в должности руководителя кружка в стаж для досрочной педагогической пенсии.

Однако такой отказ можно оспорить в судебном порядке, исходя из следующих доводов. Приказом Минобразования РФ от 25.01.1993 г. №21 наименования должностей педагогических и руководящих работников учреждений образования приведены в соответствие с наименованиями, предусмотренными в Тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных приказом от 11.11.1992 г. №406.

Согласно пункту 4 указанного приказа руководители кружков, секций, студий и других объединений учащихся стали именоваться педагогами дополнительного образования.

Согласно Списку работа в должности «педагог дополнительного образования» засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том случае, если она выполнялась в учреждении дополнительного образования детей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 право устанавливать тождественность должностей и учреждений, предусмотренных Списками, с аналогичными должностями, учреждениями и структурными подразделениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования, предоставлено Минтрудсоцразвития РФ по представлению соответствующего министерства по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Но в определении Конституционного суда РФ от 18.06.2004 г. №197-О указывается, что «тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции».

В пункте 9 постановления пленума Верховного суда РФ №25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено следующее: «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 и подп.7-13 п.1 ст.28 названного закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

В случае возникновения спорных вопросов о тождественности наименований решение пенсионных органов об отказе в назначении досрочных трудовых пенсий может быть обжаловано гражданами в судебном порядке.

Таким образом, если вы докажете в судебном порядке, что должность «руководитель кружка» тождественна должности педагога дополнительного образования и при этом указанная работа производилась вами в учреждении дополнительного образования детей (увы, общеобразовательная школа не относится к этому типу образовательных учреждений), то указанный период войдет в стаж для досрочной педагогической пенсии.

Трудовые отношения

– В нашей школе произошло сокращение штата. Меня предупредили о предстоящем увольнении. Но возник спорный вопрос о выплате выходного пособия. Дело в том, что учительская нагрузка у меня 10 часов в неделю, также на меня расписаны разовые часы – 10 часов в неделю. Выходное пособие мне рассчитывают только из учительской нагрузки 10 часов в неделю. Правомерно ли это?

– В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. №922) в пункте 1 предусмотрено, что Положение устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (далее – средний заработок).

Пункт 2 Положения предусматривает, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, к которым в том числе относятся:

– заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

– заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

– заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления;

– надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие;

– выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

– вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений;

– премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;

– другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Таким образом, расчет выходного пособия в вашем случае должен исчисляться с учетом всех начисленных вам сумм за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

Налоги

– Может ли взиматься налог с зарплаты учителя в 8000 рублей, если у учительницы на иждивении находится ребенок 20 лет – студент государственного института? Справка по месту работы предоставлена.

– Если учительница состоит в зарегистрированном браке, то она имеет право требовать предоставления стандартного вычета на ребенка, обучающегося на очной основе, – в сумме 600 рублей или 1200 рублей, если учительница в браке не состоит либо разведена и сын, обучающийся на очной форме, живет с ней.

При данных условиях при ежегодном предоставлении справки учебного заведения вычет предоставляется на период обучения, но не позднее чем при достижении ребенком 24 лет.

Налоговый вычет удваивается и в том случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы. При этом вычет применяется до того момента, пока доход работника, облагаемый налогом по ставке 13 процентов, не превысит 40000 рублей.

Также учительница и сама имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, однако этот вычет применяется до тех пор, пока доход, облагаемый налогом по ставке 13 процентов, не превысит 20000 рублей.

Начиная с месяца, в котором годовой доход работника станет больше 20000 рублей, этот налоговый вычет не применяется.

Вычеты предоставляются на основании письменного заявления работника и документов, подтверждающих его право на них (справка об обучении и свидетельство о рождении, свидетельство о браке или разводе).

В соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ доход за минусом вычетов подлежит налогообложению для резидентов по уплате налогов по ставке 13 процентов, если другие вычеты – имущественные (покупка недвижимости, лечение, оплата обучения) не предоставлялись. Основание: ст.ст. 218, 224 НК РФ.

Аттестация

– Пять лет проработала в должности зам. директора по воспитательной работе, два года назад прошла аттестацию на первую квалификационную категорию. В школе произошло сокращение, теперь мне придется работать воспитателем в группе продленного дня. Нужно ли мне проходить аттестацию по должности воспитателя, ведь до этого я прошла аттестацию по руководящей должности этого направления?

– Должность зам. директора по воспитательной работе относится к руководящей. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 г. №1908 (далее – Положение), обязывает лиц, претендующих на занятие руководящей должности, проходить аттестацию на первую категорию.

Руководящие работники образовательного учреждения, ведущие часы преподавательской работы, должны аттестовываться как по руководящей должности, так и по должности учителя, воспитателя и т.п. должностям. Аттестация по той и по другой должности может быть проведена одновременно.

Письмом Минобразования РФ от 07.02.2003 г. №03-8ин/22-03 даны разъяснения о применении Положения. В частности, в письме указано, что квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам в соответствии с Положением, учитываются в течение срока их действия на всей территории Российской Федерации, в том числе и при выполнении педагогической работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы в конкретно перечисленных случаях. К сожалению, рассматриваемый случай учета квалификационной категории, полученной по руководящей должности заместителя директора по воспитательной работе при работе воспитателем в группе продленного дня, не перечислен.

Однако в письме отмечено, что другие случаи учета квалификационной категории при работе на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы, рассматриваются соответствующим органом управления образованием (в т.ч. ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение квалификационной категории, на основании письменного заявления работника.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте