Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Че» и «му» для Вовочки. Проблемы с объяснением? Расскажите анекдот!

Учительская газета, №27 от 5 июля 2005. Читать номер
Автор:

Анекдоты любят все, а дети особенно. После уроков или на перемене, собравшись в кучку, они взрываются хохотом, приняв очередную порцию юмора. Вдоволь повеселившись, довольные возвращаются на занятия, вновь погрузившись в напряженную тишину. Не ожидая, что и учитель может иногда удивить и рассмешить, нарушив, где надо, привычный ход обычного урока…

Когда видишь грустные и усталые лица учеников, хочется хотя бы на время забыть о текущем планировании и сиюминутных целях. В конце концов, самая важная задача на уроке – добиться интереса и внимания учеников. Для этого все средства хороши: исторические экскурсы, неожиданные научные проблемы, анекдоты.

Только каждый прием должен быть к месту: важно не нарушить хрупкую атмосферу учебного познания. На уроке математики в 5-м классе изучаем текстовые задачи, решаемые составлением уравнений. Материал трудный, не все удается сразу. Ни примеры, ни схемы, ни рисунки не помогают. Как найти спасательный круг? «А может, вам анекдот рассказать?» – спрашиваю уставших и растерянных детей. «Давайте!» – загораются они.

Запыхавшийся спортсмен пересек финишную прямую. Немного отдышавшись, спросил веселого малого, считавшего очки:

– Сколько у меня очков набралось?

– А вот сколько: часы только что пробили по одному разу на каждую пару ваших очков, – затараторил весельчак. – А если бы у вас было вдвое больше того, что есть сейчас, то это было бы втрое больше того, что пробьют часы при следующем бое.

Скажите, который был час в начале этого разговора?

Прослушав необычный текст, ученики увлеченно погрузились в разгадку замысловатой истории. Одни молча кинулись составлять уравнение, другие стали громко спорить, третьи бросились тянуть руки, пытаясь раньше всех назвать верный ответ. Равнодушие и скуку как рукой сняло, все заинтересовались решением задачи. Легко пошел анализ действий, каждый шаг стал восприниматься более осознанно. Вместе согласились, что за х ч примем время, которое показывают часы. Тогда число очков будет равно 2х. С учетом того, что если бы их было вдвое больше, т.е 4х, то это число превышало бы втрое число ударов часов при последующем бое (т.е. х+1). Исходя из всех данных условия можно составить уравнение: 4х=3(х+1). Решив его, найдем, что х=3. Следовательно, в начале разговора было 3 часа, а число очков, которые получил спортсмен, – 6.

Задача решена, легче пошли и другие, опять активизировалось внимание.

На другом уроке повторяем пропорцию. Не хочется начинать со стандартной задачи. Опять грибы или ягоды, которые высохли. Однообразно и скучно. Давайте начнем с анекдотичного случая. Вряд ли кто-нибудь от него откажется, тем более на уроке.

Как-то заболела учительница русского языка, и мне пришлось вместо русского вести математику. Дело это было в 6 -м классе. «Что вы последний раз проходили?» – спрашиваю ребят. «Падежи, существительные склоняли», – громким хором ответили они.

– Ладно, падежи так падежи, давайте повторим: именительный (Кто? Что?); родительный (Кого? Чего?); дательный (Кому?..) А дальше?.. Эх, забыл… Конечно, правильный ответ назовет каждый из вас. Я нисколько в этом не сомневаюсь. Но сможете ли вы при этом использовать пропорцию?

Не получается? Давайте помогу. Пусть х – это неизвестный вопрос. Составим пропорцию:

Кого? – Чего?

Кому? – х?

Как ее решить? Верно, надо перемножить «крест накрест» члены пропорции, а потом из полученного равенства выразить неизвестное. Получится, что х =(Кому?хЧего?)/Кого? Дальше сократим числитель и знаменатель дроби (применяя ее основное свойство) на «Ко» и «Го». Затем оставшиеся в числители слоги «му» и «че» переставим местами. Итак, х = «Чему?» Теперь поняли, что такое пропорция и как правильно ее решать?

«Вспомним дальше площадь круга. Как ее найти? Что для этого надо знать?» – обращаюсь на одном из уроков к шестиклассникам. Записали формулу. Решили все задачи, нашли ответ на трудный вопрос о числе p, предварительно проведя эксперимент с веревочкой. Приложили ее сначала по контуру модели круга, а потом к его диаметру. Ученики сравнили результаты отношения длины окружности к диаметру с «эталоном» – 3,14. Урок близится к концу. Домашнее задание прокомментировано и записано. Оценки проставлены, итоги подведены. Осталось несколько минут до звонка. Минутная пауза. «Анекдот хотите?..» «Про математику?» – иронично замечает вечно скучающий Вовочка. «Конечно. По теме сегодняшнего урока».

Встретились как-то два учителя. Один физик, другой математик. Физик спрашивает математика:

– Как ты думаешь, почему, когда поезд едет, у него колеса стучат, они ведь круглые?

Математик отвечает:

– А разве ты не знаешь формулу площади круга?

Физик удивленно произносит:

– Ну причем здесь формула площади круга? S=pR2. – Ее знает любой шестиклассник.

Математик торжественно заявляет:

– Пи р квадрат. Квадрат, понимаешь, вот именно он и стучит…

Ребята от души смеются. Звенит звонок. Урок окончен. Они уходят и как-то по-свойски, по-доброму прощаются. Веселые, уверенные, довольные. «Спасибо за урок», – говорит Вовочка, один из тех, кто еще вчера упорно скучал. Я закрываю классный журнал и думаю: «Неужели и правда сегодня Вовочке помог анекдот?»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту