search
main
0

Часы и облака. Творческие заряды, поля креативности, в которых обостряется работа мысли… Это фантастика или возможны специальные технологии?

Креативность, развитие творческих способностей ребенка – тема, которая многие годы остается едва ли не самой популярной в педагогической среде. Так называемый творческий подход и творческие задания составляют сейчас основу большинства методик и учебников. На открытых уроках непременно отмечается способность учителя создавать творческую атмосферу в классе. А специалисты утверждают, что на сегодняшний день не существует даже единого, общепринятого определения творчества. В современной психологической литературе выделяется по меньшей мере шесть типов определения креативности. Стоит ли перечислять их здесь, обсуждать особенности? В конце концов каждый человек – будь то учитель или родитель – каким-то образом сам для себя давно определил, что это такое, и, внимательно наблюдая за действиями ребенка, довольно точно может сказать, сколько в них слепого копирования, автоматизма, а где начинается живое творчество. Но для того чтобы что-то развивать, культивировать и оценивать, хорошо бы все-таки понять, что именно мы будем поощрять и какие условия нужно создавать, чтобы добиться желаемых результатов. Поэтому первый вопрос заведующему лабораторией творчества Института психологии РАН, доктору психологических наук Дмитрию УШАКОВУ.

– Дмитрий Викторович, что же такое творчество?

– Скажем так: это особый режим функционирования когнитивной системы человека. Не совсем обычный и не слишком приятный. В чем сила существ, наделенных психикой? В том, что все они усваивают оптимальные способы поведения в ситуациях, которые так или иначе повторяются в их жизни. Эти способы, как правило, отработаны в прошлом опыте и позволяют решать многие проблемы без дополнительных усилий. В том числе в социуме. Мы знаем, как себя вести в той или иной обстановке, и эти знания помогают нам чувствовать себя спокойнее, увереннее и быстрее достигать своих целей. Творчество начинается там, где человек оказывается в новой, непривычной ситуации, когда старый способ действий непригоден или по каким-то причинам его не устраивает. Тогда начинается поиск, который первоначально связан с состоянием неопределенности, тревожности. Чтобы было понятнее, можно привести различение, предложенное Эрвином Шредингером: облака и часы. Если часы абсолютно строги и предсказуемы, действия их выверены до секунды, то, как изменится в следующее мгновение форма облака, никто сказать не может. Творческое состояние сродни форме облака. И в этом смысле поведение часов для нас удобнее, благоприятнее, чем поведение облака. Не случайно так часто говорится о муках творчества, о том, как мечется воображение гения, и даже о близости творческого экстаза к сумасшествию.

В некоторых теориях креативность представляется как процесс, свойственный не только человеку, но и природе в целом, Космосу. И довольно большая роль в нем отводится случаю. По теории Чарльза Дарвина, например, случайные мутации порой закрепляются как наиболее жизнестойкие и становятся определяющими в развитии целого вида. Так творит свои новые формы сама природа. Но если мы не станем сейчас отвлекаться на разные описания творческого процесса, а сосредоточимся на познавательном творчестве, то рассматривать нужно в основном разные способы получения и переработки информации. При этом опять говорить придется о случайностях.

Память и внимание, например, могут работать по-разному. Есть внимание сфокусированное, есть – дефокусированное. Есть периферийное внимание, куда попадает все не очень понятное и вроде бы ненужное. Так вот эксперименты, которые у психологов считаются классическими, показывают, что у людей творческих повышена чувствительность как раз к элементам, попадающим на периферию внимания. Если им, например, дают слушать текст с шумами, они обращают внимание и на основной текст, и на шумовой. Способность регистрировать события, побочные по отношению к целенаправленному действию, – одна из главных характеристик креативности. У таких людей и память активируется не строго по «заказу», а более широко, гибко, ассоциативно, подбрасывая вроде бы не очень подходящие к данному случаю элементы. Творчество таким образом противопоставляется целенаправленной деятельности. Отсюда одно из главных свойств творческой личности – толерантность к неопределенности. Выносливость в обстановке некоторого хаоса.

– Значит ли это, что хаос благоприятен для творчества?

– В какой-то мере. Но островок стабильности и ясности нужен непременно. Я бы сказал, что необходим не максимум творчества, а оптимум. Наш известный психолог В.Дружинин проводил исследования в детском саду. Он разработал методику определения креативности в игре. В определенный момент детям предлагались предметы, которые не имели строгого назначения. Непонятные предметы. Сначала все охотно придумывали, как их можно использовать, вели себя активно, радостно. А потом стала расти тревожность. Чтобы восстановить стабильность, требовалась привычная обстановка. Креатив – это способность хорошо переносить такую тревожность.

– Эти способности даются только от природы или их можно развивать, как развивают музыкальный слух?

– В принципе в силу своей уникальности, неповторимости каждый человек – творец. Его мышление как процесс поиска и открытия всегда носит творческий характер. Другое дело, что мышлением мы называем и автоматические процессы решения привычных задач. Не вдаваясь в научные дебри, я бы сказал, что способности к творчеству как таковому развиваются относительно легко. При определенной чувствительности ребенка они заразительны. Сложнее с интеллектом. Тут развитие удается только до определенной степени. Известны опыты американских психологов и педагогов, которые работали с детьми из бедных кварталов, из семей, традиционно поставлявших неквалифицированных рабочих, наркоманов, воров. Изменив обстановку, круг общения, уровень интересов, им удалось добиться более высокого развития интеллекта детей, но в весьма ограниченных пределах. Если выделить в интеллектуальных способностях две составляющие, то на одну из них – средовую – можно повлиять, а с другой – генетической – не поспоришь. Но мир наш устроен так, что в нем всегда много работы для хороших специалистов, не требующей интеллектуального творчества.

– Как раз таких специалистов наша система образования готовить умеет. Достаточно ли этого? Какие условия нужно создавать человеку с хорошими задатками, чтобы не заглушать, а развивать креативное начало? Творчество в нашем представлении всегда связано с вдохновением, душевным подъемом – внутренними состояниями, которые возникают по каким-то своим законам, мало связанным с учебным расписанием. Академик Наталья Бехтерева отмечала в своих работах, что для творческой деятельности важен определенный эмоциональный настрой, который она называла настроем приема.

– В учебном процессе настрой приема создает, как известно, учитель. Или не создает. Трудность в том, что рядовое школьное обучение построено на однозначности ответов на вопросы. До школы мир ребенка многообразен, подвижен. Сведения, которые он получает на уроке, чаще всего приучают мыслить линейно, однообразно. Это не обязательно так на всех уроках и у всех учителей. Широко известны примеры обучения в творческой, живой манере. Но они тиражированию плохо поддаются как раз потому, что настрой приема каждый педагог создает способами, доступными ему одному, связанными со своеобразием его личности. С помощью определенных психических сигналов, которые легко улавливаются детьми, он создает своеобразное поле напряжения, в котором понимание рождается на уровне ощущений. Нобелевский лауреат, читающий лекцию студентам, способен развить их мышление не потому, что сообщает какие-то поразительные сведения или особо артистичен на кафедре. Он может бубнить текст себе под нос, но важны не столько факты, сколько отношение к ним лектора. Факты, информацию можно всегда найти в книгах, в учебниках. В живом восприятии самое большое значение имеет именно трактовка, элемент сомнения, ход мысли, позволяющий студентам ощутить свободу поиска, увидеть направление, в котором стоит двигаться в самостоятельном исследовании. При этом важен не предмет или тема, важен творческий заряд, передающийся от педагога. Правильно настроенная аудитория улавливает психические сигналы, а не только слова. Больше того: образовательная технология будущего, я думаю, будет состоять в том, чтобы при подготовке высококвалифицированных учителей эти сигналы систематизировать, сознательно использовать.

– Технология создания творческой атмосферы как основа образовательных методик? Фантастика! Но вы только что говорили о неповторимости индивидуальных приемов создания такой обстановки на уроках!

– Как бы странно это ни звучало, в искусстве же такие технологии есть! И они прекрасно работают, несмотря на неповторимость личности артиста. Не случайно же педагогику тоже называют искусством!

– А режиссеры и актеры говорят о том, что публика бывает чуткой, подготовленной, а бывает равнодушной и холодной, несмотря на усилия одних и тех же исполнителей. Вы тоже несколько раз упомянули об особой чувствительности, чуткости аудитории, с которой работает преподаватель.

– Как я уже говорил, каждый человек – творец. Даже в самых обыденных вещах – в приготовлении еды, в отношениях с близкими, друзьями проявляется его творческое начало. Кроме того, кто-то особенно чувствителен к музыке, кто-то – к цвету и форме, а кого-то завораживают интересная мысль, наблюдение, неожиданное переживание. Есть гениальные писатели, а есть критики, тонко чувствующие все грани этой гениальности, но не способные написать самый простой рассказ. Палитра человеческих способностей и талантов очень богата. Этот потенциал и может использовать для своих целей хороший учитель.

– Искусство, как известно, воздействует на психику и светом, и цветом, и звуком, и живой энергетикой исполнителя. В сфере интеллектуальной таких сигналов, видимо, меньше. Но самостоятельное размышление может приносить человеку не меньшее удовольствие, чем рисование или музыка. Однако специальные музыкальные и художественные школы набирают детей с раннего возраста, а школу мысли человек проходит первоначально только в обычном школьном классе.

– Значит, тем более для каждого учителя важны специальные технологии создания творческой атмосферы, создания поля напряженности, в котором начинает остро работать творческая мысль. И над этим нужно работать вместе с психологом.

– Замечательный итог нашего разговора. Спасибо, Дмитрий Викторович!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте