search
main
0

Частные и государственные. Конституция распространяется не на всех?

В парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по образованию «О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности» приняли участие представители 36 субъектов Российской Федерации. Несмотря на заявленную тему, разговор шел исключительно о негосударственных образовательных организациях, так как Президент РФ Дмитрий Медведев поставил задачу – уравнять в правах государственные и негосударственные школы и детей, обучающихся в них. Насколько реально выполнима рекомендация президента?

Сегодня речь идет о законодательном закреплении равных прав государственной и частной школы, а также расширении самостоятельности общеобразовательных школ. Те подходы, которые, надеюсь, мы выработаем по законодательному закреплению равных прав частной школы и государственной школы, можно будет транслировать и на государственные школы. Я думаю, что мы должны уделить большое внимание равнодоступности негосударственных образовательных учреждений к финансированию из федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Это очень важно, потому что у нас, к сожалению, государственные образовательные учреждения пользуются в этом отношении огромными преимуществами, имея бюджетное финансирование, право ведения предпринимательской деятельности и приобщения себе этих средств и не платя аренду. для государственных и негосударственных образовательных учреждений.

СтатфактИнформация к сведениюВ 2007 году в России было 720 негосударственных школ, к 2009 году их количество сократилось на 24 процента. Сегодня в России реально работают 547 негосударственных общеобразовательных организаций, в которых обучаются примерно 55 тысяч детей. Ежегодно их родители инвестируют в образование в целом более восьми миллиардов рублей.

Гаджимет САФАРАЛИЕВ, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию:

Отмена не означает запрета

До 1 января 2005 года в Законе Российской Федерации «Об образовании» существовала норма, согласно которой негосударственные общеобразовательные учреждения имели право на государственное и муниципальное финансирование с момента их госаккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ. Этот пункт утратил силу согласно 122-му Федеральному закону от 22 августа 2004 года, и с этого времени финансирование негосударственных образовательных учреждений перестало быть обязанностью органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. С этого же времени все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утратили льготу, которая была установлена на федеральном уровне и освобождала их от уплаты налогов, в том числе платы за землю. Эти изменения были связаны с совершенствованием разграничения полномочий между уровнями власти по предметам совместного ведения, а также общим изменением бюджетного и налогового законодательства.

Отмена на федеральном уровне регулирования вопроса финансирования частных школ не означала запрета на предоставление соответствующих мер поддержки на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку вопросы обеспечения госгарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования были отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации. Ни Конституция Российской Федерации, ни федеральное законодательство не содержат запрета на право субъектов Федерации и муниципальных образований на выделение бюджетных средств на финансирование негосударственных общеобразовательных школ, а также на право предоставления им налоговых льгот в пределах своей компетенции. В 2009 году в 14 регионах выделяли бюджетные средства на финансирование негосударственных школ, которые имеют государственную аккредитацию. В то же время во многих регионах эти возможности поддержки частных школ не применяются.

В рамках инициативы «Наша новая школа» предполагается закрепление равенства государственных и частных общеобразовательных учреждений, а также расширение самостоятельности государственных и муниципальных школ как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств.

Следует сказать, что изначально в Законе РФ «Об образовании» была закреплена такая норма, в соответствии с которой финансирование образовательных учреждений должно было осуществляться по нормативам, определяемым по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося. В то же время нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений начало активно внедряться лишь в последние годы. Переход от сметного финансирования к субсидиям в рамках выполнения госзадания должен окончательно завершить этот процесс. При этом будет в полной степени реализовываться принцип: деньги следуют за учеником. Такой подход позволит негосударственным общеобразовательным учреждениям реально претендовать на государственное финансирование при реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Станислав НИКИТИН, директор негосударственного образовательного учреждения «Родник», Волгоград:

Приходится судиться

В 2007 году в областном бюджете были заложены средства на всех обучающихся в образовательных учреждениях Волгоградской области, в том числе и в негосударственных школах. Но эти деньги наши дети так и не получили, несмотря на то что мы прошли все судебные инстанции, выиграли два суда первой и второй инстанции, но в третьей инстанции, кассационной, проиграли. Городские власти упорно занимали позицию, которая сводилась к тому, что раз нет механизма (он нигде не прописан), то этих средств город может не предоставлять. Несмотря на то что Контрольно-счетная палата Волгоградской области обнаружила и в своем заключении четко указала нецелевое использование этих средств из областного бюджета, мы их получить не смогли. В Волгограде 10 негосударственных общеобразовательных учреждений. Все они были созданы в начале 90-х годов и размещаются с тех пор по предложению муниципальных властей в основном в зданиях детских садов. В те годы эти помещения пустовали, ветшали, но времена изменились, и с 2006 года в нашем городе возник дефицит мест в детских садах.

Местные власти не придумали ничего другого, как попросить нас освободить те помещения, которые в 90-е годы были нам предоставлены. Но в эти помещения были вложены немалые средства. Мы привели их в хорошее состояние, оснастили всем необходимым. Взамен местные органы власти нам практически ничего не предлагают или предлагают такие помещения, которые требуют огромных затрат. В некоторых из них образовательные учреждения не могут быть размещены из-за их несоответствия требованиям Роспотребнадзора. И теперь возникает вопрос: куда деваться?

Татьяна ЩУР, директор негосударственной гимназии «Альма-матер», Санкт-Петербург:

Нужны налоговые льготы

Сегодня необходимы новые правовые механизмы воздействия на общественные отношения, складывающиеся в образовательной сфере. Развитие законодательства не должно ограничиваться теми направлениями, на которых достигнуты определенные успехи, а продолжать динамически обновляться в соответствии с потребностями общества и государства.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не выделяет образовательные организации в качестве получателей налоговых льгот, что в некоторой степени компенсируется законотворческой деятельностью субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут быть получателями льгот по региональным и местным налогам и сборам, среди которых необходимо выделить налог на имущество организаций и земельный налог. Но вместе с тем на практике политика по предоставлению льгот существенно варьируется в зависимости от приоритетов региональных и местных органов власти. Положение негосударственных школ далеко не однородно, что в определенной степени влияет на их экономические возможности и, как следствие, на потенциал развития образовательной деятельности, внедрение инновационных технологий, повышение качества образования и привлечение инвестиций.

В связи с этим я предлагаю рассмотреть возможность дополнения статей 381 и 395 Налогового кодекса Российской Федерации положениями, в соответствии с которыми образовательные организации приобретут статус получателя налоговых льгот, заключающихся «в освобождении от обязанностей по уплате налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого при осуществлении образовательной и научной деятельности, а также в освобождении от обязанности по уплате земельного налога в отношении земельных участков, неразрывно связанных с объектами недвижимого имущества, и используемого в образовательной и научной деятельности».

Нужно закрепить норму, позволяющую при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитывать случаи направления образовательной организацией полученной прибыли на осуществление образовательной деятельности, внеся соответствующие изменения в статью 274 Налогового кодекса либо дополнив кодекс новой статьей, а также разработать правовые критерии предоставления налоговых льгот.

Людмила СТАРОКОШКО, директор негосударственной гимназии «Эстис», Ростов-на-Дону, член региональной Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Южного федерального округа:

Лицензируемся… ежегодно

Я представляю 17 негосударственных образовательных учреждений города Ростова-на-Дону и Ростовской области. 12 из них прошли государственную аккредитацию, получили право выдавать документы государственного образца.

Виктор Гюго сказал: «Кто открывает школы – тот закрывает тюрьмы». Очень тревожно, что сегодня не возникают новые негосударственные школы, наверное, именно потому, что в законе отсутствует регулирование их финансового состояния.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Закон РФ «О приватизации субъектами малого и среднего бизнеса арендованных зданий и помещений государственной собственности». Некоммерческие учреждения не относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, а следовательно, не могут участвовать в приватизации. Да, мы не мукомольная фабрика, не пошивочный цех, наша деятельность не измеряется прибылью, но мы создаем то, что определит завтрашний день России – наши выпускники будут трудиться в сферах малого и среднего бизнеса. Поэтому предлагаю закрепить законодательно право негосударственных общеобразовательных учреждений участвовать в приватизации арендованных на протяжении многих лет зданий и помещений государственной собственности.

Мы поддерживаем предложение Председателя Правительства РФ Владимира Путина о выдаче бессрочной лицензии образовательным учреждениям. Многие из негосударственных школ, арендующие помещения, находящиеся в оперативном управлении, ежегодно продлевают договоры аренды. Например, у нас в Ростове запрещается заключать долгосрочные договоры с объектами городской недвижимости, находящимися в оперативном управлении, а в соответствии с действующим положением о лицензировании лицензия выдается на срок действия договора аренды. Наша школа арендует помещение муниципальной собственности на протяжении 18 лет на одном и том же месте по одному и тому же адресу. Ежегодно мы продлеваем договор аренды, одновременно лицензируясь, и так 18 раз подряд! Это изматывает коллектив, отнимает время, силы и немалые финансовые средства, которые нам нужны для того, чтобы растить и воспитывать наших детей.

Предлагаю законодательно закрепить право образовательных учреждений, в том числе негосударственных, не меняющих месторасположения учебной базы – юридический и фактический адрес, на получение бессрочных лицензий.

Карина ЧЕРНЯКОВА, председатель Совета директоров негосударственных образовательных учреждений Москвы, директор негосударственной школы «Карьера»:

До 40 процентов бюджета идет на аренду

Государство должно поддерживать каждую школу. Ведь процедуры лицензирования, контроля качества образования, государственной аккредитации и для государственных школ, и для негосударственных одинаковы.

В июне 2008 года из недр Государственной Думы вышел печально знаменитый 108-й Федеральный закон, по которому любая аренда может заключаться только на условиях аукциона. Нас вновь поставили в один ряд с ресторанами, барами, игорными, увеселительными и прочими заведениями, чья основная задача – извлечение прибыли из собственной деятельности. Законодатели, видимо, забыли, что школа независимо от ее организационно-правовой формы занимается реализацией конституционных прав детей и должна в документах такого рода фигурировать отдельной строкой.

Отсутствие в законодательстве Российской Федерации четкой позиции в отношении арендного вопроса негосударственных образовательных учреждений дало возможность субъектам Российской Федерации принимать собственные подзаконные акты. В июле 2005 года правительство Москвы приняло 520-е постановление, в котором утвержден новый расчет арендной платы для негосударственных, некоммерческих образовательных организаций, заключивших договоры после этой даты. Стоимость аренды со всеми положенными нам понижающими коэффициентами по этому постановлению вырастает в пять раз.

Негосударственные школы Москвы тратят только на оплату аренды до сорока процентов своего бюджета. При этом должна напомнить, что все затраты, связанные с содержанием здания, текущим и капитальным ремонтом, обеспечением светом и теплом, проведением всех противопожарных и антитеррористических мероприятий, не говоря уже о материально-техническом оснащении учебного процесса, производятся нами из собственных средств.

Учителя, работающие в частных школах, должны обучаться на курсах профессиональной переподготовки не по коммерческим расценкам, как это практикуется сегодня, а на тех же условиях, что их коллеги из государственных школ.

Ирина МАВРИНА, доктор педагогических наук, профессор, председатель Ассоциации негосударственных образовательных учреждений Омска, директор нового центра образования и развития:

«Учитель года» проходит без нас

Из нацпроекта «Образование» были фактически исключены негосударственные образовательные учреждения. У нашей школы не принимают документы на участие в конкурсах «Учитель года» и «Лидер в образовании». Мы подаем документы для участия наших учеников в городских, областных или окружных олимпиадах, а нам говорят: участвовать можете, только на первые места не рассчитывайте – в тройку призеров не попадете, потому что вам легче подготовить призера, чем обычной школе. Это совершенный абсурд!

От нас потребовали заменить вывеску нашего учреждения и написать на ней время работы школы с 7 утра до 22 вечера. Но это тоже абсурд! Тем не менее таких требований нам могут выставить сколько угодно.

В разных регионах устанавливается разный норматив подушевого финансирования. В Омской области, например, – 15594 рубля, в Новосибирске – 18100, а в Москве – 63 тысячи. Я считаю, что это совершенно нецелесообразно: если все ученики государственные, извините, дайте нам тот государственный норматив, от которого мы должны каким-то образом отталкиваться. Нам нужно застолбить единый, но не минимальный норматив, чтобы он был рассчитан аккуратно, с перспективой и спрогнозирован корректно.

Мне кажется, мы не совсем правы, когда говорим о льготной аренде. Кто может предоставить нам льготную аренду? Только Департамент имущественных отношений, который сегодня функционирует в нашем регионе или городе. А если я нахожусь не на площадях, принадлежащих муниципалам, если арендую эти помещения у конкретного предприятия, которое вообще никак не относится ни к городу, ни к области, ни к Росимуществу в конце концов? В этом случае для меня эта льгота невозможна. Может быть, мы можем поставить вопрос о выработке рекомендаций о том, как заинтересовать предприятия, которые имеют свободные площади и сдают их в аренду, в том, чтобы они сдавали эти площади в аренду образовательным учреждениям, получая льготы по налогообложению?

Светлана ГОРОДОВИЧ, директор негосударственного образовательного учреждения «Наш дом», Благовещенск, Амурская область:

Судьбы школ и детей зависят от прихоти начальников

Чем дальше от центра России, тем меньше негосударственных школ. В Амурской области проживают 900 тысяч граждан. На всю область две частные школы, а в городе Благовещенске, где около 300 тысяч населения, одна частная школа – наша. Есть конституционное право на бесплатное образование, значит, ребенок родился, а у государства уже есть определенные средства для того, чтобы его обучать бесплатно. Частная школа берет на себя обязанность учить этого ребенка, но у меня вопрос: а куда исчезают те деньги, которые по нормативу положены этому ребенку?

За 18 лет работы в единственной частной школе Благовещенска я прошла через всю чехарду взаимоотношений с начальством, когда от его настроения, его амбиций, его отношения вообще к государственным и негосударственным образовательным учреждениям зависит судьба детей. Частные школы выполняют государственный заказ, но есть у них и еще одна очень важная социальная функция. Она заключается в том, что мы выполняем заказ конкретных граждан. Насколько государственный заказ и заказ конкретных граждан или общества совпадают, можно отслеживать.

Наша школа в год выплачивает в бюджет 2 миллиона 822 тысячи рублей в виде налогов и 2,5 миллиона в виде арендной платы. В школе учатся 160 детей, получается, 160 семей пополняют бюджет, при этом мы должны постоянно упрашивать и умолять: хотя бы не трогайте нас!..

Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию:

Наша задача – законодательно закрепить равные права

Сегодня речь идет о законодательном закреплении равных прав государственной и частной школы, а также расширении самостоятельности общеобразовательных школ. Те подходы, которые, надеюсь, мы выработаем по законодательному закреплению равных прав частной школы и государственной школы, можно будет транслировать и на государственные школы. Я думаю, что мы должны уделить большое внимание равнодоступности негосударственных образовательных учреждений к финансированию из федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Это очень важно, потому что у нас, к сожалению, государственные образовательные учреждения пользуются в этом отношении огромными преимуществами, имея бюджетное финансирование, право ведения предпринимательской деятельности и приобщения себе этих средств и не платя аренду. Наша задача – законодательно закрепить равные права для государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Ирина ПОКРОВСКАЯ, президент негосударственного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Леонова», Иркутск:

Кто возместит расходы?

Мы полностью лишены бюджетного финансирования, платим все налоги и обременены, как и коммерческие предприятия, оплатой за тепло и электричество. В результате количество негосударственных школ в нашей области значительно сократилось. Остались только те, которые были акционированы Российской железной дорогой, но их трудно назвать негосударственными школами, хотя они относятся к этой категории.

В наших школах 15-20 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья, и обучение таких детей требует больших затрат. Не всегда их родители могут компенсировать эти затраты. Если государство гарантирует право выбирать формы получения такими детьми образования, то оно, на наш взгляд, должно гарантировать и его финансовое обеспечение. То есть если родители детей с ограниченными возможностями выбрали негосударственную школу, то за этим ребенком должны следовать и деньги, которые должно платить государство, а не школа и тем более не родители этих детей.

Сергей ИВАНОВ, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Самарской губернской Думы:

Обязательства мы берем на себя, а деньги…

Существует лозунг «Деньги идут за учеником». Ученики пришли в частную школу, а деньги – нет.

Сейчас новый лозунг, которому все должны следовать, – «Деньги в обмен на обязательства». Обязательства мы берем на себя – обучать. А вот исполнительная власть, которая должна дать деньги, эту задачу уже не выполняет.

У нас в Комитете по образованию рассматривался закон «О государственной поддержке образовательных организаций, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального, основного и среднего общего образования в Самарской области». На него пришло заключение губернатора: «Финансирование образовательных организаций, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями, …является правом субъекта Российской Федерации, но не его обязанностью».

Татьяна САДОВНИКОВА, директор самарской негосударственной школы «Эврика», руководитель Ассоциации негосударственных образовательных организаций Самарской области:

Базисную часть из областного бюджета финансировать не хотят

В нашей области 17 негосударственных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального и среднего общего образования. Несмотря на то что все эти учреждения реализуют государственные задачи, практически отсутствует поддержка их деятельности со стороны правительства Самарской области, не решены вопросы землепользования.

При лицензировании медицинских кабинетов в Самаре не учитывается год ввода в эксплуатацию помещений: здания постройки 50-х, 60-х, 70-х годов не предусматривали двух помещений для медицинских кабинетов, а при лицензировании это одно из необходимых условий.

На сайте Министерства образования и науки РФ опубликованы проекты приказов по экспертизе учебников, введено такое понятие, как обязательные комплекты учебников вместо имеющихся сейчас УМК по предметным областям. Мы вынуждены будем вести двойную бухгалтерию в части приобретения учебников, нужных нам, то есть будет один обязательный комплект, а еще и тот, который нам необходим. Регионы имеют полномочия финансировать общеобразовательные учреждения независимо от организационно-правовых форм. Руководители негосударственных школ нашего региона уже давно ведут безуспешную переписку с правительством Самарской области по финансированию базисной части. Один из аргументов нецелесообразности установления расходных обязательств Самарской области по финансированию за счет областного бюджета в одном из полученных нами писем следующий: «Перевод частных учреждений на бюджетное финансирование может привести к смешению частных и публичных интересов в сфере предоставления образовательных услуг, что не соответствует принципам государственной политики в области образования».

С этим аргументом мы, конечно, не согласны. Считаем его необоснованным, так как учреждения с момента прохождения государственной аккредитации независимо от организационно-правовых форм получают государственный статус. Это не может противоречить принципам государственной политики в области образования.

Предлагаю на федеральном уровне закрепить равенство правовых условий деятельности государственных и негосударственных образовательных организаций, отрегулировать полномочия Рособрнадзора в части контроля за выполнением лицензионных требований, оставить учебно-методические комплексы по предметным областям вместо предлагаемых Министерством образования и науки РФ комплектов, на федеральном уровне предоставить на льготной основе право пользования помещениями и землей, дать педагогам негосударственных образовательных учреждений возможность повышать квалификацию по именным образовательным сертификатам.

От редакции

Позиция Президента России обозначена. Остановка – за законодателями, которые должны уравнять в правах частные и государственные школы, и чиновниками, которым пора понять – негосударственных детей нет. Все дети – дети России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте