search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Часть всегда равна целому. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты»

Пятьдесят две недели – пятьдесят два номера. Таков наш редакционный календарь. Вторник – газета выходит в свет. В среду-четверг-пятницу мы «чистим» аголовки, «режем хвосты», верстаем, ищем ошибки и правим. Утром в понедельник – только тексты «Срочно в номер!». В двенадцать будущая «Учительская» отправляется в типографию, а в шесть ведущий редактор уже держит в руках сигнальный номер. Утром во вторник его получат все наши подписчики. Круг замкнется и начнется снова. Делать газету такой, чтобы ее читали, выписывали, чтобы она была нужна людям, непросто. И, конечно, у всей этой газетной кухни, как и положено, есть свой шеф-повар – главный редактор. Он отвечает за все, что сделала команда. И все-таки каково это, быть главным редактором четырнадцать лет? Что газета дает и чего лишает? И что читается между строк редакторской жизни? На эти и другие вопросы отвечает Петр ПОЛОЖЕВЕЦ.

О газете

– Петр Григорьевич, на ваш взгляд, восемьдесят лет – это много или мало?

– Наша газета прожила долгую и счастливую жизнь. В ней было все: и горе, и радость, и трагедии, и предательство, и высокие правительственные награды. В ней работали люди, которые не только изменили советскую и российскую систему образования, они изменили наше общество. Они могли бы работать в самых престижных изданиях – уровень их профессионального мастерства достаточен для этого. Но все они искренне верили и верят, что без них школе будет хуже и, самое главное, им без всех образовательных проблем жилось бы скучнее. А много или мало наши восемьдесят лет? Ответ, наверное, кроется в первом номере «УГ». Если внимательно посмотреть только на заголовки, даже не вчитываясь в тексты, то увидишь, что и сегодня перед образованием стоят те же проблемы, о которых газета писала восемьдесят лет назад. Просто другие масштабы, другие вызовы и другие требования.

– Кого из главных редакторов вы считаете примером для себя?

– Нет одинаковых изданий. И нет одинаковых главных редакторов. Главный должен быть смел, креативен, уметь брать ответственность на себя, вести за собой коллектив и, что немаловажно, уметь сам писать. О большинстве главных редакторов «Учительской» я могу судить лишь по газетной подшивке. С Парфеновой я разговаривал однажды, когда она уже давно была на пенсии. С Матвеевым мы встретились всего лишь один раз на какой-то педагогической тусовке, когда я работал в «Комсомолке». Селезнев научил меня многому еще во времена «Комсомолки»: соглашаться с противоположным мнением, если его тебе достаточно аргументируют, уважать чужую точку зрения и никогда не подставлять своих сотрудников. Главный отвечает за все, что бы ни случилось в газете.

– Какими качествами должен обладать журналист, пишущий о педагогике, должен ли у него быть за плечами учительский опыт?

– На мой взгляд, для любой журналистики, педагогической, политической, экономической, спортивной, приемлема аксиома Анатолия Аграновского: «Не тот хорошо пишет, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает». Учительский опыт необязателен, но желателен. В профессиональном издании о школе надо уметь писать профессионально, знать проблемы изнутри, уметь сравнивать разный опыт, разные методики. И еще надо быть уверенным, что именно образование является основой безопасности страны, ее устойчивого развития и процветания.

– В чем, на ваш взгляд, главная задача «УГ» сегодня и чем газета отличается от других педагогических изданий?

– Любая уважающая себя газета, в том числе и наша, должна критиковать власть. Чтобы та эффективнее работала. Но, с другой стороны, те же газеты должны рассказывать и о том хорошем, что власти удается достичь. И если критических материалов больше, то это не вина журналистов, это свидетельство проблем, которые есть и которые надо решать тем, кто уполномочен на это. Мы стараемся дать нашему читателю объективную картину того, что происходит в образовательном сообществе, какие шаги предпринимает власть, какие делает ошибки, какие угрозы и риски возникают для образования. Мы даем слово представителям разных точек зрения и подходов. Наш читатель – умный. Он сам поймет, что к чему. Отличаемся от других изданий мы тем, что не делим образовательные учреждения на столичные и периферийные, на продвинутые и консервативные. Нам интересны и новаторы, и Марья Ивановна, уже сорок лет преподающая литературу в тамбовской глубинке. Мне кажется очень важным в нынешней ситуации помочь той самой Марье Ивановне не потерять себя в такое сложное время и постараться сделать так, чтобы тридцать учеников ее школы не остались без Пушкина и Тургенева.

– Что нового вы открыли для себя, будучи главным редактором «УГ»?

– Людей. Много и разных. У учителей и руководителей регионов, местных поэтов и художников, известных ученых и великих философов, которые, к счастью, пока живы, чьи суждения и мысли могут если не кардинально изменить жизнь, то заставят встряхнуться и задать себе снова вечные вопросы.

– Читательская почта газеты бывает разной. Вы отвечаете на злые письма?

– Отвечаю на все письма, и злые в том числе. Я верю, что ответное доброе письмо злому человеку поможет стать добрее. И потом я прекрасно понимаю, почему люди злятся, жизнь-то очень тяжелая. И очень часто проблемы, напрямую не связанные с газетой, как раз и вымещаются и на главном редакторе, и на «УГ». Людям кажется, что их не всегда защищают и не так освещают их проблемы, поэтому отвечаю на все письма – добрые, злые, веселые, доброжелательные, критические, а критику вообще не люблю, но пытаюсь это скрывать. Хотя наедине с собой задумываюсь над тем, что критиковали во мне или в моих поступках, и стараюсь сделать так, чтобы в следующий раз не критиковали.

– Судя по рубрике в «УГ» «Точка на карте», вы много путешествуете. Во многих ли странах существуют профильные педагогические издания?

– Я в самом деле много езжу по разным педагогическим конференциям. Есть несколько зарубежных проектов, в которых мы участвуем. Профильные педагогические издания существуют во многих странах мира, и эти издания совершенно разные. Например, в Великобритании это в основном еженедельные вкладки в общеполитические газеты. Две большие газеты «Гардиан» и «Таймс» имеют еженедельные многостраничные вкладки о проблемах образования. Особенно газеты раскупаются тогда, когда весной выходит рейтинг всех британских школ. В Соединенных Штатах Америки очень много педагогических журналов. Есть одна педагогическая газета – «Эдьюкейшнл Уик», толстая, красивая, но, на мой взгляд, весьма поверхностная. А журналы очень профессиональны, глубоки. Особенно один: «Каппа Дельта Фи». В каждом номере берется одна проблема и исследуется со всех сторон.

– Как рождаются ваши «Сто строк»?

– «Сто строк» рождаются всегда трудно: из взглядов, случайных обрывков фраз, каких-то воспоминаний, которые всплывают внезапно, из чего-то прочитанного. Это трудно сказать, как они рождаются, потому что я до воскресенья практически не знаю, о чем напишу следующие свои сто строк. Но я пишу их только тогда, когда понимаю: я должен это сказать, потому что для меня это важно. Мне кажется, что я их пишу еще и потому, что верю: люди должны все время размышлять о том, кто они есть в этом мире, зачем сюда пришли, как строить свои отношения с другими людьми, с природой, Вселенной, Богом. Если мы не будем об этом думать, превратимся в придаток машин, которые и так уже занимают огромную часть нашей жизни.

– Какая журналистика сегодня побеждает? И нужна ли кому-нибудь очерковая журналистика, в которой есть душа, а не только сухая информация?

– Если вы посмотрите, какие газеты сейчас самые продаваемые, то сразу поймете: побеждает журналистика, построенная по самым примитивным законам. Это очень поверхностная информация, которая играет на некоторых низменных человеческих чувствах и инстинктах. Когда-то, еще до «Учительской», в моей жизни была такая история: один из руководителей, придя переделывать газету, сказал, что мы теперь должны объединить на наших страницах Христа, кровь и презервативы. Так оно и случилось.

Я думаю, что журналистика, независимо от профиля издания, во-первых, должна быть объективной, во-вторых, информационной и, в-третьих, заставляющей размышлять, думать. Такими материалами как раз являются те, о которых вы спросили, – тексты для души. В советские времена у большинства людей не было возможности ходить в церковь, не было психоаналитиков, в те времена лучшие газеты выполняли эту задачу. Они разговаривали с людьми, и не зря на материалы ведущих публицистов «Известий», «Комсомольской правды» и «Литературной газеты» Анатолия Аграновского, Татьяны Тэсс, Инны Руденко, Анатолия Рубинова письма шли мешками. Люди открывали им свои души, боль. Они исповедовались перед журналистами, которые затрагивали в своих материалах тонкие струны их души. К сожалению, такая журналистика уходит. Для того чтобы писать такие тексты, нужно иметь душу, которая откликалась бы на человеческую боль. С другой стороны, последние пятнадцать лет делалось все, чтобы люди отупели. И, к сожалению, кроме инстинкта выживания, других потребностей у очень многих людей просто не осталось.

– Работа в педагогической прессе на вас как-то повлияла?

– Она меня не изменила. Газета не может изменить человека, если у него есть свой стержень, идеи, собственные принципы и если он знает, чего хочет в этой жизни.

Об учителе

– Как вы считаете, какими качествами должен обладать учитель?

– Я думаю, что учитель прежде всего должен любить детей. Это самое главное. Учитель должен быть профессионалом. Он должен не заставлять ребенка учиться, а уметь подтолкнуть к тому, чтобы тот сам захотел добывать знания. Это очень трудно сделать, но без этого учитель никогда не состоится. Кроме того, учитель должен уметь разговаривать с детьми, не просто отвечать на вопросы, а разговаривать о том, что волнует ребенка, о чем он не говорит вслух. Эти вопросы могут быть обо всем – политике, семейной жизни, экономике, власти.

– А идеальные учителя бывают?

– Я думаю, что прав был мальчик, который на Всероссийском конкурсе «Учитель года», когда у него спросили, кто такой лучший учитель, сказал: мой учитель самый лучший. Я думаю, что для каждого ребенка самый лучший учитель – это его учитель.

– В чем, на ваш взгляд, состоят основные проблемы нашего образования?

– Основные проблемы, к сожалению, заключаются в финансах. Какие бы реформы мы ни придумывали, если в системе образования не будет денег и нормальной оплаты труда всех преподавателей, начиная от детского сада и кончая высшей школой, можно считать, что на нашей системе образования поставлен большой крест, жирный и черный. Невозможно требовать от педагогов выполнения тех задач, которые ставятся сегодня правительством, региональными властями, и платить им такую заработную плату, на которую они не могут прожить. И я не верю в то, что у правительства нет возможности найти эти деньги. Они есть. Нужна только политическая воля, чтобы эти деньги отдать учительству. Если в системе образования будет совершенно другая оплата труда, туда придут молодые учителя, туда придут мужчины, которых так не хватает школе. Тогда начнется внутренний отбор, конкуренция между людьми, которые будут работать в школе.

– Постоянным читателям «Ста строк» совершенно очевидно: главный редактор «УГ» читает много, разное, и, видимо, это привычка из детства. Как, по-вашему, привить любовь к чтению?

– Главный редактор, к сожалению, читает не так много, как ему бы хотелось. За последние годы я в самом деле стал читать меньше и не знаю, в чем здесь причина: то ли время стало идти гораздо быстрее, чем это было 10-15 лет назад, то ли больше появилось информации, в том числе электронной, которую хочется просмотреть, почитать и просто подумать над ней. Я практически не смотрю телевизор – только новости и кое-что на канале «Культура». Мы живем в мире двух непересекающихся плоскостей. Одна плоскость – это реальная жизнь, другая – та, что моделируется на экранах телевизоров. И ничего общего нет между той жизнью, которая идет в деревнях, на улицах больших городов, на Кавказе, и тем, что показывает нам телевизор. Что же касается чтения, то я думаю, что ребенка можно приучить читать только в том случае, если его родители любят читать и в доме есть культ книги. Начинать читать ребенку надо уже в два-три месяца, разговаривать с ним, рассказывать ему сказки все время, пока он растет, и чем старше он становится, тем серьезнее с ним надо разговаривать. А книга должна быть все время рядом, в любом месте: дома, на даче, в спальне. Книги нужно держать в руках, рассматривать, они должны быть ценностью. Хорошо бы, чтобы в семьях были книги, которые передаются из поколения в поколение. Книги, которые читали еще дедушки и бабушки и будут читать дети наших детей. Какими бы уникальными ни были новые средства передачи информации, старая книга сказок с хорошими иллюстрациями намного ценней, чем картинка, которая мелькнет на мониторе компьютера. Если родители не будут принимать участия в этом процессе, то учителя ничего не смогут сделать. Я думаю, что и нынешняя школьная программа отталкивает детей от чтения. Есть вещи, которые невозможно прочитать за одну неделю, даже за один месяц. Мне кажется, что школьную литературу нужно преподавать совершенно по другому принципу: не по количеству, а по качеству. Может быть, лучше прочитать три-четыре произведения за год, но по-настоящему изучить на их примере, как можно выражать свои чувства, мысли, понять, как слово становится частью человеческой жизни.

– Почему теперь мало пишут о новаторстве в образовании: это перестало быть актуальным или финансовые проблемы заставляют учителей думать только о хлебе насущном?

– Сложный вопрос. Я думаю, что новатором может быть каждый учитель, просто ему нужна методическая поддержка людей, которые могут оценить его опыт и помочь оформить все это в какую-то новую методику. Другое дело, что за суетой, за тягостями нынешней жизни, когда учителю нередко приходится зарабатывать на жизнь не только в школе, но и торговать на местном рынке, тянуть огород, думать о великом нет ни сил, ни времени и по большому счету желания. Когда я рассказывал своим зарубежным коллегам о том, что четыре – пять лет назад наши учителя несмотря на то, что по полгода не получали зарплату, приходили в класс, давали уроки, принимали экзамены, они удивлялись: как, и ваши педагоги не бастуют?.. Я думаю, что тот нравственный стержень, который есть в наших учителях, заложенный то ли прежним строем, то ли традициями, то ли генами, не позволяет педагогу, даже когда ему очень трудно и он очень беден, срывать свою злость на детях и на школе. Он идет и работает. Это большой гражданский подвиг, но длиться вечно он не может, и власти это должны понимать.

О себе

– У каждого человека бывают в жизни трудные моменты. Что вы делаете, когда вам грустно?

– Беру любимую книжку, которую могу читать сто-триста раз подряд, и перечитываю. Начинаю с любой страницы и стараюсь отвлечься.

– А были в жизни моменты, которые хотелось бы вычеркнуть?

– Я думаю, что у каждого человека в жизни были и черные, и светлые моменты. В моей жизни тоже были черные моменты, но вычеркивать их я бы не хотел, потому что благодаря неприятностям я научился выживать, стал сильнее и увереннее. И я не знаю, был бы ли я таким, как сегодня, если бы на мою долю не выпали те испытания, через которые я прошел.

– Как вы выбрали свою профессию и влияли ли на выбор сына?

– Я очень хотел, чтобы сын был высококлассным программистом и чтобы он учился в МГУ. Проходив на подготовительные курсы девять месяцев, он накануне сдачи экзаменов сказал, что будет поступать в совершенно другой вуз, в Бауманку. Я не стал его отговаривать, он поступил, но, когда пришло время работать по специальности, сказал, что будет заниматься издательским бизнесом. Теперь он издает журнал «Системный администратор» для тех, кто работает с компьютерными сетями. В этом журнале я ничего не понимаю, но раз его покупают и читают, значит, он нужен профессионалам, которые занимаются этой проблематикой. Я не думаю, что нужно влиять на выбор ребенка, просто его нужно максимально развить, дать ему максимальное количество возможностей показать себя. Хорошо бы, чтобы ребенок был физически развитым, занимался спортом в какой-нибудь секции, чтобы умел видеть красивое вокруг, для этого надо ходить в какую-то студию, рисовать, лепить для себя, чтобы умел сказать другим людям, миру, себе то, что невозможно иногда выразить словами. Меня когда-то поразила одна английская школа, которая называлась три ЭЙЧ, по-английски с этой буквы начинаются слова голова, сердце, руки. Там есть три учебных блока. Первый касается развития эмоционального мира через искусство: лепку, рисование, пение, драму, хор. Второй – это умение работать руками: строгать, пилить, строить, печь, ухаживать за поросятами. Я был поражен, когда дети из самых высокопоставленных семей, чьи корни насчитывают по восемь-девять столетий, становились в очередь, кто утром в пять часов пойдет на пекарню, потому что вся деревня приходила в эту школу покупать этот хлеб, и кто будет дежурить в свинарнике. И третий блок касался знаний. А еще надо было обязательно отработать летом в этой деревне добровольцем, помочь старушкам, молодым родителям посидеть с их ребенком, если они уезжали куда-то на уик-энд, помочь рассадить цветы на клумбах. Я спросил у директора, зачем все это детям, которые никогда не будут этим заниматься в будущем? Он ответил: все они будут когда-то в правящей элите, и для того чтобы узнать, что требуется обществу, ребята должны понять, что такое труд, старость, немощь и что требуется людям. Это одна из лучших школ, которую я видел в мире.

Что же касается моей профессии и выбора, то когда-то в школе меня попросили написать заметку в районную газету о празднике Победы. И я написал не просто заметку, я покопался в архивах, кто похоронен в братской могиле, написал большой материал, его опубликовали. Потом меня поздравили с праздником печати, как юного рабкора, попросили написать что-то еще, к 10-му классу у меня набралось приличное досье. И я подумал, почему бы не стать журналистом, раз меня печатают?

– А если бы не стали журналистом?

– Может быть, стал бы разведчиком или детским хирургом, но сейчас я прекрасно понимаю, что, когда уйду на пенсию, буду придумывать райские сады и цветники.

– Петр Григорьевич, вы находились в Чернобыле по заданию «Комсомолки» в то время, когда там было небезопасно, в 86-м году. Делали репортажи. Обо всем ли увиденном вам разрешили рассказать на газетных полосах?

– Я никогда не писал о том, что в Чернобыле скоро снова запоют соловьи, можно будет ловить рыбу из прудов и все будет нормально. И когда сейчас я перечитываю свои тексты, написанные о Чернобыле, я счастлив, потому что ни разу нигде не соврал и не написал о том, чего не было на самом деле. Это было уже время перестройки, и потому разрешалось многое писать. Конечно, были еще цензоры, читавшие статьи на просвет, из многих моих репортажей в мае – июне 86-го года цензоры вычеркивали упоминания о военных и возможных последствиях влияния малых доз. Что же касается следующих материалов о Чернобыле, которые я писал через год-два, это уже были аналитические материалы о переселении, о медицинских последствиях, то туда практически никто не вмешивался, потому что это уже был переломный период и власти было не до прессы. Я очень рад этому периоду в своей жизни, потому что он меня многому научил, особенно люди, с которыми я встретился. Я очень сожалею, что многих, кто был в Чернобыле в 86-м году, уже нет на этом свете.

– Учительская профессия, как и профессия журналиста, – это работа на износ. Как восстановиться после рабочего дня или недели. Есть ли у вас свой рецепт?

– Чтобы восстановиться, нужно или пойти в спортивный зал и час позаниматься. Или просто надеть кеды, спортивный костюм и побегать полчаса, даже если нет сил и ноги не носят. Можно походить быстрым шагом. Мы ведь устаем потому, что занимаемся одним видом деятельности. А надо уметь переключаться. У меня это лучше всего получается, когда я уезжаю в выходные на дачу, переодеваюсь в резиновые сапоги, если мокро, или в кеды, если сухо, беру лопату, секатор, грабли, иду в свой небольшой цветник и начинаю копаться там, что-то подрезать, что-то подкармливать, и это лучшее спасение от всякой тоски.

– Что вы цените в жизни? И что, по-вашему, необходимо человеку для счастья?

– Теперь я ценю в жизни каждую минуту. Моя бабушка, которая была очень мудрым человеком, хотя практически неграмотным, умирая в 90 с лишним лет при полной памяти, сказала: все, что я пережила, было вчера. Вчера была первая мировая война, вторая мировая война, вчера было присоединение Западной Украины к Советскому Союзу, вчера угнали на трудовую отработку сыновей на шахты Донбасса, вчера двое из них погибли, вчера родился твой отец и ты, и все это было вчера, поэтому цени каждое мгновение своей жизни. Будущее кажется бесконечно длинным, но вся жизнь умещается в одну маленькую точку. Гораздо позже я прочитал в одной из умных книг о существовании теории трансфинитных множеств, в которой написано, что часть всегда равна целому. Поэтому каждое мгновение нашей жизни такое же равновеликое, как и вся наша жизнь. Эти мгновения нужно ценить. Еще их нужно ценить потому, что чем старше ты становишься, тем быстрее начинает лететь твоя жизнь. А человеку для счастья нужно, чтобы он кого-то любил, чтобы его любили. Чтобы у него была любимая работа, дом, книги вокруг, страна, которую он чувствует своей родиной.

– Вы родились на Украине, но уже долго живете в России. У вас две родины?

– У меня в самом деле две родины. Одна родина там, где я родился, где до сих пор живет моя мама и много родственников. Другая родина та, где я живу сегодня, страна, гражданином которой я являюсь. Если я не уехал никуда на Запад, значит, я выбрал эту страну, чтобы жить в ней, и стараюсь делать все, что могу, чтобы эта страна была лучше и чтобы людям в ней жилось лучше. Когда меня спрашивают, кто я, иногда даже забываю о своей национальности, хотя прекрасно знаю украинскую музыку, литературу и говорю на украинском языке так же свободно, как и по-русски. Для меня не важно, какой ты крови, какой национальности, важно, чтобы ты был человеком, у которого есть душа, стержень и который уважает другого человека, другую жизнь. Но реальность бывает совершенно другой. Вот пример из моей жизни. У меня русская жена. И когда мы жили в Киеве, мой сын всегда говорил: я русский. Когда приехали в Москву, стал говорить: я украинец. Но когда в 16 лет получал паспорт, написал там – русский. Я спросил у него, почему ты выбрал не украинскую национальность, а русскую, он сказал: понимаешь, мне же ведь жить в России. Прагматичный поступок… Меня это тогда поразило, но я не стал комментировать выбор своего сына и думаю, что не он один так рассуждал, выбирая себе национальность, когда требовалось вписать ее в официальный документ.

– Можете ли вы назвать событие, разделившее вашу жизнь на ДО и ПОСЛЕ?

– В семнадцать лет, когда я собрал свои вещи – пару джинсов, свитер, осеннюю куртку, все положил в рюкзак и уехал поступать в Киевский университет.

– Добились ли вы в жизни того, чего хотели?

– Наверное, добился, потому что считаю, что жизнь моя удалась: у меня есть прекрасная семья, любимая работа, верные друзья, одним словом, есть надежные тылы, и я верю, что мне еще многое предстоит сделать.

– О достоинствах обычно говорят другие. Расскажите о своих недостатках.

– Я очень долго помню все нанесенные мне обиды, просто десятилетиями, хотя стараюсь этого не показывать и никогда не возвращать обидевшему меня человеку долг. Я борюсь с этим, но, к сожалению, не могу никак побороть в себе это. Хорошее забывается быстрее, чем плохое. Я ленив и часто откладываю до последнего момента то, что можно было сделать раньше, но я тоже с этим борюсь. И еще я не могу проснуться рано утром. Для меня это смертная казнь. Если мне нужно встать раньше 7 часов утра, у меня болит голова, у меня плохое настроение, и мои коллеги знают, что в этот день лучше не начинать никаких серьезных разговоров.

– Не планируете ли вы написать книгу? О чем она могла бы быть?

– Мне кажется, что писать воспоминания мне еще рано. А так называемых художественных книг сегодня и без меня очень много издается.

– У главного редактора «УГ» животные дома есть?

– У нас живут два кота. Один рыжий кот с помойки, которого спасла моя жена, когда возвращалась с работы и нашла его, прыгающего на трех лапах. Она принесла его домой, вылечила, теперь это роскошный огромный кот, хозяин в доме. Второй кот – ирландский вислоухий – красивый, серый, с медовыми глазами, загнутыми ушками, которого мы тоже очень любим. И есть абрикосовый пудель, которому 12 лет, забалованный, но, как все пудели, очень ласковый, веселый, преданный своим хозяевам.

– Вы умеете готовить, и если у вас две любимые родины, то и две любимые кухни?

– Готовить умею, но не очень люблю. Мы с женой оба работаем достаточно напряженно, она тоже главный редактор серьезного журнала «Мировая энергетика». Поэтому дома мы делаем так: готовит тот, кто первый приходит с работы. Обычно по рабочим дням это что-то простое. На праздники и в выходные стараемся сделать какой-то хороший обед.

Я люблю вареники, особенно с творогом и вишней. А мое любимое блюдо, не самое дешевое, но в принципе однажды его можно сделать, потому что оно очень вкусное и полезное. Рецепт такой. Возьмите один спелый авокадо, разотрите мякоть, добавьте одну столовую ложку оливкового масла, посыпьте перцем, солью, раздавите один зубчик чеснока, добавьте полстоловой ложки уксуса с базиликом и 100 грамм очищенных креветок. Все это перемешайте и минут на пятнадцать поставьте в холодильник.

– Что вы цените в людях?

– Профессионализм, искренность и верность в дружбе.

– А в жизни чему бы еще хотели научиться?

– Кататься на доске на морских волнах, нырять с аквалангом, сплавляться по горным рекам и не так близко принимать к сердцу очень многие вещи, которые происходят в сегодняшнем мире. Но последнее практически мне не под силу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте