Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

Час мечты | Дети – катаклизм, с которым нужно суметь совладать

Учительская газета, №01 от 5 января 2021. Читать номер
Автор:

Говорят, только смелым покоряются моря. Это правда. Однако смелым покоряются не только водные глубины, но и школьные стихии. Ведь никто не сомневается, что дети – тот еще природный катаклизм, с которым нужно суметь совладать. Помните, в «Ералаше» на вопрос журналиста о том, не страшно ли, девушка-трюкач ответила, что после работы в школе ей уже ничего не страшно. И верно, не будешь смелым – не войдешь в класс, не «зацепишь» внимание, не направишь вихрастую и горластую силу по тому пути, который указывают тебе твои педагогические установки. В том, что педагог должен быть смелым, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019, учитель математики школы №5 г. Сатки Елена ИГНАШОВА не сомневалась никогда. Другое дело, что та же смелость помогает ей открывать и в себе удивительные стороны и интересы. И, что любопытно, смелость рушит стереотипы и меняет представление о педагоге и в глазах учеников. Но об этом чуть позже.

Были ли в ее жизни предпосылки к тому, чтобы стать учителем? Наверное, да. Но Елена Владимировна уточняет, что не уделяла им должного внимания, хотя учителя в школе часто просили ее объяснить материал отстающим одноклассникам. Девочка с готовностью откликалась на эти просьбы и с легкостью подтягивала сверстников. Однако осознание важности и нужности профессии педагога пришло после окончания 9‑го класса, когда для того, чтобы определиться с профессиональным выбором, оставалось всего два года. Как признается Елена Игнашова, профессия учителя всегда вызывала в ней определенный трепет. Прежде всего потому, что это постоянная работа с детьми разных поколений. Педагог имеет возможность сравнивать, как меняются интересы, ценностные ориентиры детей, их отношение к учебе и друг к другу. Это очень увлекательный процесс. Благодаря этому учитель словно находится на одной волне с учениками, плывет с ними в одной лодке и в то же время является сторонним наблюдателем.

Впрочем, удивляться тому, что педагогика стала основополагающей для юной Елены, не стоит. У нее перед глазами всегда был пример, которому хотелось следовать. Дело в том, что мама нашей героини – учитель математики и всю жизнь проработала в школе. Когда зашла речь о подаче документов в вуз, то сомнений в том, что это будет педагогический университет, у девушки не было.
– Смотря на маму, я понимала, что эта профессия не из легких и отнимает почти все свободное время, но признание детей и родителей вдохновляет, поэтому всегда хотелось примерить на себя роль учителя, – признается Елена Игнашова и добавляет:
– Мама для меня навсегда останется эталоном, примером для подражания. Она почти всю жизнь проработала в сельской школе, очень требовательная, но справедливая. Спустя многие годы ей говорят спасибо даже отчаянные хулиганы, которые конфликтовали с ней в школе.
Мамина школа помогла многим из них не переступить через край во взрослой жизни. Я тоже училась у мамы, многое из того, школьного, опыта сейчас использую в своей работе, заимствую идеи, которые мне очень нравились и всегда давали хороший результат. К сожалению, при наполняемости класса в 32 человека это сложно, особенно если речь идет о доказательстве теорем в геометрии, за урок это сделать невозможно, поэтому остаемся после уроков, в заранее оговоренное время. Это может показаться лишним, но я уже столкнулась с тем фактом, что дети не умеют правильно формулировать свои мысли, поэтому считаю, что такая практика для них очень полезна.

Ее собственная дружба с математикой сложилась как-то сама собой. Примеры и задачи давались легко, гораздо труднее было писать сочинения. Выбрать какой-то раздел математики и назвать его самым любимым она до сих пор не может, потому что математика ей нравится всем. А главное – тем, что в ней можно проследить связь между всеми разделами.
Это нужно показывать ученикам и объяснять, что этим-то математика и сложна. Если не понял, пропустил какую-то тему, то потом недопонимание будет только расти. Отсюда потеря интереса и стойкая нелюбовь к одной из самых поразительных наук. Поэтому Елена Владимировна практически на каждом уроке рекомендует своим ученикам не оставлять без внимания то, что не понял, а обязательно добраться до сути, увидеть, в чем ошибка. И конечно, в математике важно освоить фундамент. Без него трудно понять прикладную составляющую математики. Как говорит Елена Игнашова, сегодня, для того чтобы добиться результатов и заинтересовать учеников, нужно проявить недюжинные смекалку и фантазию.
Потому что очень часто на уроках в разных классах звучит естественный вопрос: «А где нам это пригодится?» Ребятам интересно, как они смогут использовать знание математики в жизни, поэтому выбор учителя все чаще падает на использование практико-ориентированных задач, решая которые ученики сразу получают ответ на свой вопрос. Но от отработки основных навыков счета никуда не деться, и тут помогают электронные образовательные ресурсы.

Правда, математику сложно преподавать дистанционно, считает наша героиня. Это показал период вынужденной изоляции, когда дети учились дома. Было трудно понять, насколько ученик усвоил ту или иную тему. Иногда просто общение и работа у доски глаза в глаза решают многое. Очень часто работа в парах или в группах дает хороший результат, а педагог лишь следит за процессом, иногда подскажет, направит. В ходе исследования ребята лучше понимают материал, выстраивают логические цепочки, что очень важно в математике. В период дистанта ученики отнеслись к обучению менее серьезно, чем хотелось бы, но с этой проблемой столкнулась не одна Елена Владимировна, а многие российские педагоги.

Впрочем, нашей героине свойственен оптимизм. Характер, видимо, такой. Для нее стакан будет всегда наполовину полон. Она не боец, но ждать у моря погоды тоже не будет. Елена Игнашова убеждена, что человек может достичь успеха, только непрерывно работая над собой. Тем более что сейчас в мире есть столько возможностей для реализации своих желаний, что пессимистом оставаться сложно, ведь если ты не достиг успеха в выбранном направлении, нужно просто его поменять, не так ли? Она верит, что у каждого человека есть талант, нужно только его найти. А еще, по мнению нашей героини, важно верить в себя. Без этого вообще работать в школе нельзя, ведь дети чувствуют неуверенность и могут на этом «поиграть»: проверить учителя на прочность. Иногда это очень болезненный опыт! Но когда ты уверен в том, чем занимаешься, и, самое главное, уверен, что знаешь, для чего все это делается, то идти по своему педагогическому пути будет легко, а отношения с учениками будут выстраиваться естественно и продуктивно.

Между прочим, продуктивности межшкольных отношений помогают и… внешкольные увлечения. У Елены Игнашовой их было множество. Ей даже трудно все перечислить: и танцы, и вышивание, и шитье (даже есть «корочки» швеи), и рыбалка, и походы. Она просто обожает природу, наверное, потому что родилась и выросла в селе, и если выпадает свободное время, обязательно выезжает с семьей на дачу или просто за город. Когда ее что-то интересовало, она ставила перед собой цель и упорно ее добивалась. Здесь главное, чтобы цель была реальной. Сейчас, например, наша героиня вплотную приблизилась к еще одной заветной цели – освоить горные лыжи. А желание покорить снежные склоны родилось давно.
Сестра Елены Владимировны с семьей часто выезжали на горнолыжные трассы покататься, а у нашей героини на это не было времени, не на кого было оставить детей, поэтому мечта все ждала и ждала своего часа. Когда дети подросли, мечта о горных лыжах воспарила в душе, но одной Елене Владимировне ехать было страшно (ну да, помните, мы говорили о смелости, ее же еще набраться нужно!), поэтому опять отказалась от этой мысли на некоторое время.

Час мечты настал в этом году. Елена Игнашова решила, что жизнь в конце концов одна, а с каждым годом мечта пятится все дальше, и может получиться так, что совсем исчезнет с горизонта души, поэтому она рискнула (вот она – смелость!) и поехала. Ей подобрали лыжи, ботинки, провели инструктаж, и вот уже наша героиня на подъемнике. Поднимается, а у самой аж дух захватывает! Первые 20 минут она падала и не могла понять, как правильно поворачивать и тормозить, но спустя некоторое время стало получаться лучше, а потом еще лучше, и после еще одного небольшого инструктажа наша героиня поднялась на самый верх горы. И понеслась вниз! Сказать, что это была песня, – не сказать ничего! Это была мечта, которая парила вместе с ней, а из-под лыж летела волшебная снежная пыль. Потом Елена Игнашова испытала себя на более серьезном спуске известного горнолыжного курорта «Завьялиха», и теперь уже ждет открытия горнолыжных трасс как заправский спортсмен.
Причем, после того как сама достаточно уверенно встала на лыжи, она взяла с собой дочь-подростка. Но в первые минуты думала, что зря это сделала, потому что самое сильное чувство страха испытываешь, конечно, не за себя, а за своего ребенка. Когда дочь падала, Елена Владимировна боялась, что ее сердце выпрыгнет. Но дочь оказалась не менее упрямой и увлеченной, чем мама, быстро разобралась что к чему, и сейчас они катаются вместе.

Возможно, этот рассказ о необычном увлечении откроет педагога для учеников. Ведь, как заметила Елена Игнашова, вряд ли ребята знают, что их математичка покоряет снежные вершины на горных лыжах. Она, к слову, всегда с улыбкой вспоминает удивление в глазах пятиклассников, когда они увидели ее за рулем автомобиля. Как говорили в незабвенном советском детстве, глаза у них были по пять копеек. Примерно такое же выражение лица было и у девятиклассников, когда они летом встретили своего учителя математики катающейся на велосипеде.

– Мне кажется, что у детей учитель – это не совсем человек, а скорее инопланетянин, – смеется Елена Владимировна. – Поэтому ребята часто удивляются, узнав об увлечениях своего педагога, и это поддерживает их интерес не только к личности, но и к предмету.

Можно возразить, какая, мол, связь между математикой и снежным вихрем в лицо? Но ведь, правда, кто-то может задуматься: с какой скоростью лыжник несется вниз, какова высота склона, сколько времени потребуется, чтобы преодолеть то или иное расстояние? А кто-то может сказать себе: «Смелость города берет» – и отправится наконец той дорогой, которая приведет его к долгожданной личной и потому бесценной победе. Тем более что перед глазами есть такой прекрасный пример.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Челябинская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt