В начале XXI века совершенно необходимо распространять идеи и ценности античного мира среди школьников, давая им понять, что это так же нормально и нужно, как теорема Пифагора и “У лукоморья дуб зеленый”. К сожалению, это пока им еще надо объяснять, в отличие от Оксфорда, куда на юридический факультет берут уже со знанием латыни. А иначе придется признать, что победили те, кто усердно искоренял классическое гимназическое образование дореволюционной России.
Не нужно бояться, что такой широкой пропагандой классического образования мы можем как-то снизить, опошлить эту культуру, низведя ее до уровня масскультуры. Для этого она слишком великая, сложная и глубокая.
Почему именно сейчас возникает потребность в общей, хотя бы элементарной “античной грамотности”? Если присмотреться, следы этой культуры встречаются на каждом шагу в нашей повседневной жизни, но так как для большинства это остается тайной, то возникает огромное количество ошибок, непонимания, даже глупых ситуаций.
Направо и налево используются латинские слова, мифологические имена в названиях фирм, товаров, обществ. Часто не к месту и даже неграмотно. Например, почему агентство юношеского туризма называется “Орфей”, самое известное путешествие которого – в Аид? Или ночной клуб “Тabula rаsа” – “Чистая доска”? Или атлетический клуб “Марк Аврелий” – при чем тут римский император-философ, отличавшийся хилостью фигуры?
Немаловажным остается и утилитарное применение латыни в повседневном быту. Здесь незнающий не просто проигрывает во много раз больше, но и просто мучается. Чего стоят одни латинские сокращения, общепринятые и легко понимаемые во всем мире: а.m. / р.m., А.D., е.g., са., еtс.!
В средней же школе знание латинского языка и античной культуры намного повысило бы коэффициент интеллекта и знания. До сих пор таблица латинских сокращений химических элементов для некоторых так и остается загадкой, так же как и многие биологические, физические термины.
Сейчас у нас появилась уникальная возможность поправить положение, восстановить существовавший некогда уровень образования. В наши дни заметен определенный интерес к древним языкам и культуре. Возможно, это связано в том числе и с некой общей духовной опустошенностью и зыбкостью, усталостью от “новейших технологий и достижений”. Сейчас главное – не упустить этот момент (Capre diem! – “Лови день!”, Гораций), поддержать, укрепить это стремление, сделать доступным это знание, удовлетворить интерес и желание молодежи.
Каждый год в группах, изучающих латинский язык, я провожу анонимные опросы, задавая только один вопрос: “Зачем мне изучать латынь?”
Все отвечающие на первое место ставят искренний интерес к – как выражаются некоторые – “вымершему” языку, на котором говорили загадочные древние люди (“он нужен, чтобы развивать мозги”, “латынь помогает мне самовыразиться”). Многие задумываются об общекультурном образовании (“хочу знать древнюю мифологию”, “люблю античное искусство”, “увлекаюсь западноевропейским средневековьем и католицизмом”) и об эстетической стороне (“это красиво”, “необычно”, “все культурные люди должны знать латынь!”).
В ответах все без исключения задумываются, пригодится ли им латынь в будущем. Половина приходит к выводу, что обязательно пригодится – в языковых, медицинских и юридических вузах (“это язык ученых”, “он разумен и понятен, изучая его, начинаешь понимать другие языки”). А другая половина считает, что на практике латынь им понадобится вряд ли, но учат ее они все равно с удовольствием (“может, когда-нибудь латынь поможет мне в жизни”).
Большая потребность в хотя бы начальном знании латинского и древнегреческого языков связана именно с растущим интересом у современных молодых людей к православию и католицизму.
Достоин размышления и тот факт, что в популярных ныне среди молодежи интеллектуальных играх “Что? Где? Когда?” и “Брейн-ринг” 50 % всех вопросов связаны с древним миром. Причем это, как правило, самые сложные, интересные и красивые вопросы.
В Европе никогда не отказывались от этой культуры. В гимназиях Германии, Италии, Великобритании, Франции латынь, а кое-где и древнегреческий, – обязательные предметы. В этой ситуации латинский язык воспринимается уже почти как международный.
Кроме заучивания парадигм склонения, на Западе латынь процветает и в других областях жизни. В Англии пользуется успехом латинский перевод “Винни Пуха” для школьников – “Winnie Ille Puh”, а в Германии и Франции – латинские комиксы об Астериксе и Обеликсе.
Популярна латынь и в небольшой Финляндии. Уже шесть лет по финскому радио передаются выпуски новостей на латыни. А недавно один профессор финского университета выпустил компакт-диск с хитами Элвиса Пресли, переведенными на латынь. Уж прагматичный и расчетливый Запад знает, что делает…
Надо и нам приблизить античность к современности, к нашим реалиям – в разумных пределах, конечно, принимая во внимание ментальность и миропонимание современных людей. Необходимо “оживить” мертвые языки через параллели с современными. Это значит найти связь с тем временем, раскрыть новый смысл той культуры. И наша жизнь станет намного богаче и разносторонней. Образование и преподавание получат мощный стимулирующий заряд, богатейший материал.
Всем, к сожалению, известно, что преподавание латинского языка в наших вузах превратилось в нудную обязанность, мучительную как для студентов, так и для профессоров. Вся надежда – на среднюю школу. Не только в специализированных гимназиях, где сейчас немодно без латыни, но и в простых школах необходимо вводить курсы “Античной цивилизации”, где было бы всего понемногу: основы латинского языка, греческие корни слов, афоризмы, факты истории, мифология, философия, искусство, эпиграфика.
Как необходим и востребован курс популярной практической латыни, где бы ее изучали как живой, почти разговорный язык! И очень полезно приучать к этому нашу школу, чтобы ученики (да и сами учителя) могли всегда с легкостью, на любом шагу жизни применить свои знания. Чтобы могли тут же находить латинские корни в сложных научных терминах, иностранных словах, понимать дериваты, читать многочисленные эпиграфы на латыни, цитаты, надписи на домах и предметах, девизы компаний и государств.
Я призываю директоров школ и учителей других предметов удостоить латинский язык и античную культуру должного внимания и интереса (интерес со стороны учеников вам будет обеспечен!), по воможности задействовать латынь в школе – ведь это и огромное поле деятельности для межпредметных связей и интеграции областей знаний, и верный способ повысить внутренний духовный и интеллектуальный уровень, и новый стимул для воскрешения заинтересованности учеников, оживления процесса обучения.
Но главное – чтобы не было мучительно скучно и страшно. Латынь, как никакой другой предмет, имеет такую опасность. Трудность предмета, заведомая непривычность ситуации изучения так называемого “мертвого языка” повышают ответственность преподавателя, обязывают его с особым усердием и пониманием подойти к разработке концепции курса латинского языка и античной культуры.
Секрет прост и всем известен: прежде всего это должно быть интересно тебе самому.
С каким энтузиазмом мои ученики участвуют в латинских играх и соревнованиях, собирают повсюду латинские надписи, девизы, интересные дериваты, с радостью переводят в стихах латинскую поэзию, разыгрывают сценки из римской жизни, размышляют над портретами людей древности, заполняют латинские анкеты и кроссворды, решают ребусы и античные загадки, рисуют иллюстрации к тому, что только что узнали. Они с удовольствием и хорошими результатами пишут латинские сочинения на затертые, стандартные, но получающие новое неожиданное звучание и значение темы – “Моя родина” и “Как я провел лето”. Получаю я и объяснительные записки пропусков, и любовные письма к дню святого Валентина, написанные на латинском языке.
Поверьте, игра стоит свеч. Поколение XXI века заслуживает того, чтобы ему рассказали о Сократе и Цезаре.
Мария ФИЛИППЕНКО
учитель латинского языка
гимназии N 1567
Москва
_____________________________
* Capre diem! – лови день!
Комментарии