“Здравствуйте, меня зовут Саша, я учусь в 8-м классе. На следующий год у нас в школе планируется введение курса экономики, но я с удовольствием читаю раздел “Открытый урок”. Самостоятельно изучаю книги по этому курсу. Я бы хотела принять участие в заочной экономической олимпиаде школьников. Быстрова Саша”.
Пока ребята выполняют тренировочные задачи, а в начале следующего учебного года в “Учительской газете” будут опубликованы задания заочной экономической олимпиады, получат его по почте и все зарегистрировавшиеся участники.
Особое место занимает учительская почта. Характерно, что волна учительских писем, поднятая первым “Открытым уроком”, потом утихла и сошла почти на нет. Меньше стало и ребячьих “школьных” писем, написанных на уроке, – если сначала письма шли пачками от целых классов, то потом ребята стали писать больше индивидуально, от себя. Причина достаточно очевидна: вначале учителя попробовали использовать “Открытый урок” по назначению – просто дать ребятам на уроке экономики его задания, то вскоре поняли, что “Открытый урок” не встраивается в уже сверстанные программы и планы курса экономики, является “возмутителем спокойствия”, и предпочли просто не замечать его. Дело дошло до того, что, как рассказывают нам в письмах ребята, им самим приходится ездить в город в библиотеку, чтобы ознакомиться с очередным “Открытым уроком” в полюбившейся им “Учительской газете”, хотя “УГ” есть почти в каждой школе. Мы даже были вынуждены в середине года прямо обратиться к учителям с просьбой не забывать знакомить своих учеников с нашими материалами.
Пора открыть карты. Мы и не скрываем своей цели “возмутить спокойствие” вокруг преподавания экономики в школе. Пора открыто сказать, что это преподавание в большинстве случаев пока находится на уровне, совершенно несопоставимом с тем, как преподаются в школе такие “почтенные” дисциплины, как, скажем, литература, физика и математика. Да и откуда здесь взяться высокому уровню, если учителей такого профиля ни один вуз пока специально не готовит. Остается полагаться только на собственный опыт и учительскую интуицию – в конце концов чему только не приходилось учить нашему учителю – и обществоведению, и основам семейной жизни, и экологии, и защите от стихийных бедствий. Поучим и рыночной экономике, может, она тоже как очередное стихийное бедствие отшумит и схлынет, и все опять станет тихо и спокойно в школе.
Правда, с интуицией дело обстоит не так благополучно. В большинстве случаев учителя имеют об экономике куда меньшее представление, чем их ученики. Те уже попробовали и продажу, и перепродажу, успели помочь родителям в их скромных (а иногда и нескромных) попытках заработать, успели обжечься на стремлении стать миллионерами, некоторые даже познакомились на практике с “теневой” экономикой, поучаствовали в коммерческих операциях на грани и за гранью законности. А когда всем этим заниматься учителю? Да и совесть не позволяет. Мы уж не говорим о том, что и как потребители ученики куда как более искушенные и опытные. Тут уж с ними учителям и не тягаться – на учительскую зарплату не развернешься. И вот в этих условиях изволь учить экономике.
Правда, всегда есть проверенный способ: открывается первый попавшийся учебник экономики, задается материал от сих до сих, а дальше – все, как положено, – пятерки, двойки… Только будет ли прок от такой учебы. Да и что за учебники экономики попадают в руки нашим учителям?
О низком качестве наиболее распространенного учебного пособия профессора Райзберга “УГ” уже писала. Достаточно качественные пособия, написанные профессором И.Липсицем, которые нравятся и учителям, и ученикам, изданы маленьким тиражом, очень дороги и доступны только немногочисленным лицеям и гимназиям. Очень хорошие учебники и учебные пособия “Прикладная экономика” американской образовательной организации “Junior Achievement” (“Достижения молодых”), имеющие многолетний опыт обучения школьников во многих странах мира, распространяются в рамках специальной системы переподготовки учителей. Они рассчитаны на хорошую подготовку и творческий подход учителя, поскольку сами учебники отражают в основном американский опыт развития экономики, а материал о специфике конкретной страны должен готовить сам учитель.
В этих условиях острого дефицита экономической литературы, как грибы, плодятся учебники-самоделки, издаваемые нередко под грифами солидных институтов и организаций. Очень часто достаточно открыть такой учебник на любой странице, чтобы понять, что он является компиляцией из старого учебника политэкономии, в который вставлено несколько “украшений” (чаще всего, изложенных неграмотно) из современных переводов западных учебников экономической теории. Вырванные из общего контекста теории, такие вставки оказываются совершенно непонятны ни учителям, ни школьникам (это как если бы привести доказательство теоремы Пифагора, не рассказав ни об аксиоматике геометрии и не приведя начальных геометрических теорем). Но в конце концов если плохо перевариваемую теорию ученики могут просто игнорировать (что они с успехом и делают), то попытки рассказать о практике бизнеса далеко не столь безвредны. Здесь каждый считает себя специалистом – прилавки книжных лотков ломятся от литературы по “психологии бизнеса”, “менеджменту”, основам финансового рынка и бухучета. Качество этих пособий в большинстве случаев просто ужасающее. Попадает эта информация и в школьные учебники “местного производства”.
Так не будет ли более честным прямо сказать, что мы не умеем еще учить экономике. Не стараться впихнуть в ребячьи головы наспех состряпанные теории, а попытаться вместе с ними разобраться в непростых явлениях рынка, обсудить личный опыт ребят, разобрать вместе известные случаи, освещаемые в прессе, предостеречь ребят от повторения типичных ошибок. Но тогда придется отказаться от традиционной системы оценок, придется выработать новый стиль отношений с учениками, да и такой урок-беседа требует достаточно высокой квалификации. Наверное, нередко учителю придется признаться, что он и сам не знает ответа на некоторые вопросы. На наш взгляд, в этом нет ничего зазорного, и учительский авторитет здесь не пострадает. Зато такие уроки запомнятся на всю жизнь.
Очень полезными для проведения уроков экономики являются различные обучающие игры, в том числе ролевые игры, когда учащиеся исполняют роли различных экономических агентов и организаций. Разумеется, такие игры нуждаются в хорошей подготовке и организации, обязательным моментом является обсуждение результатов игры.
Хорошим вариантом организации уроков экономики является также обращение к мировой и отечественной истории. Преимущества и недостатки рыночной экономики лучше всего воспринимаются на фоне содержательного рассказа о ее конкретных проявлениях в различных странах и в разное время, а также в сравнении с другими экономическими системами. Правда, учебник экономической истории для школьников еще не написан…
“Открытый урок” в следующем учебном году будет продолжать публиковать новые игры и игровые задания для уроков экономики. Мы будем обращаться чаще и к экономической истории России.
В отличие от нынешнего года, когда мы просто пробовали разные жанры, разные формы работы, в следующем году мы постараемся дать более систематический материал для учителя, хотя газетная площадь и не позволяет изложить полностью методику обучения. Да и задача “Открытого урока” в другом – обменяться опытом работы, рассказать о самом интересном в преподавании экономики в школе, дать учителю возможность самому выбрать то, что заинтересует его учеников, позволит сделать этот серьезный предмет привлекательным и радостным.
Мы будем рады опереться на опыт самих учителей, преподающих экономику в школе. Мы ждем от учителей писем – с осмыслением их опыта преподавания экономики, с рассказами об интересных находках и удачах, с трудными вопросами, с их впечатлениями об их любимом или нелюбимом, но все-таки необходимом для школы предмете – экономике.
Владимир ЧЕРНЯК,
научный консультант “Экоши”,
доцент экономического факультета МГУ
Комментарии