search
main
0

Бывает же такая крепкая дружба!

Спектакль в колонии сблизил воспитанников и гостей

Отличник народного просвещения Татьяна Ивановна ЮРКИНА – человек в городе Канске известный не только потому, что более трех десятков лет учила детей. Естественно, знают ее не одни выпускники, но и их родители. Дело в том, что многочисленные родственники выпускников Канского педагогического училища глубоко благодарны Татьяне Ивановне за поисковую работу и книгу «Учитель в солдатской шинели…». Во многом благодаря титаническому труду автора на территории педучилища появился памятник «Журавли», ставший достопримечательностью сибирского города Канска. Но на этом история о многогранной деятельности Татьяны Ивановны не заканчивается.

Летопись времени под названием «Учитель в солдатской шинели. Бессмертный полк Канского педагогического училища» легла в основу спектакля, премьера которого прошла в Канской воспитательной колонии. Представьте, Татьяну Ивановну Юркину с этим учреждением связывают более чем полвека сотрудничества. И на торжество к воспитанникам колонии она отправилась в составе большой делегации.

«Я была очень рада, что откликнулись дети, внуки, племянники, братья, сестры, ученики воинов Бессмертного полка Канского педагогического училища, вставших в годы войны на защиту Родины, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Конечно, такая большая группа вызвала интерес у воспитанников, а все гости были приятно удивлены тем, в каких условиях содержатся ребята. На митинге памяти воспитанники несли фотографии своих дедов и прадедов. Родители специально выслали им фотографии к этому времени. И надо было видеть гордость, с которой ребята участвовали в шествии. А потом у полевой солдатской кухни и гости, и сотрудники колонии, и воспитанники делились своими впечатлениями. Ребята расселись на пеньках. Вокруг улыбки, смех, гости заверяют хозяев, что не ели в своей жизни такой вкусной каши, не пили такого ароматного чая, заваренного на травах. Оказавшись в кругу воспитанников, они говорили с ними о жизни, о планах на будущее. Было приятно видеть, что ребята охотно общались, задавали вопросы».

Татьяна Ивановна призналась, что в этот момент перед ее мысленным взором пронеслись, как в документальном кино, яркие эпизоды многолетней дружбы с этим заведением. В те далекие годы, когда она, молодая учительница, здесь в клубе читала воспитанникам лекции о международном положении, территорию окружали три ряда колючей проволоки, по всему периметру бегали овчарки, на вышках стояли вооруженные охранники. В клуб воспитанники заходили отрядами, одетые одинаково – в ватные фуфайки, шапки, на ногах тяжелые кирзовые сапоги. Приходилось лекторше бывать и в бараках, где жили воспитанники, видела эти длинные ряды кроватей в два яруса. Все с тех пор разительно изменилось. Вместо бараков комнаты со всеми удобствами, рассчитанные на трех -четырех человек. В трехэтажной школе, одной из лучших в городе, учебные классы оснащены современными мультимедийными устройствами. Возглавляет школу вот уже более двадцати лет Валентина Анатольевна Карапчук, почетный работник общего образования РФ, заслуженный педагог Красноярского края. Гордость коллектива – комплекс, который включает в себя музей боевой и трудовой славы, музей школьника, литературную гостиную, а также музей «Русская изба». Неоднократно это детище педагога общественных дисциплин Натальи Ивановны Еремкиной, почетного работника общего образования РФ, завоевывало награды на различных фестивалях школьных музеев и клубов патриотической направленности.

После угощения гости и колонисты дружной компанией направились в клуб на спектакль «Учитель в солдатской шинели». Конечно, в ходе спектакля невозможно было рассказать обо всех бойцах. Но выбранные эпизоды позволили обобщить образы героев, показать особенности их характеров и единое стремление победить врага. Очень оживили спектакль и придали ему особенность реального действия выступления гостей – родственников бойцов Бессмертного полка Канского педагогического училища.

Выступление племянницы бойца Николая Филипповича Шапкина было проникновенным. Галина Петровна Сергиенко, сама бывший педагог, поделилась воспоминаниями о своем дяде, погибшем в 1943‑м под Ленинградом. Подарком для ребят стали две малоизвестные песни о войне – «Вьюга» и «Встреча друзей», которые племянница воина исполнила задушевно и с большим чувством. Надо было видеть лица и глаза воспитанников, когда они услышали завораживающие своим трагизмом строки: «Замело и завьюжило хаты, // Ничего не видать впереди. // Вьюга шепчет и просит содата: // «Дай уснуть у тебя на груди». Когда прозвучали последние слова этой песни, зал взорвался аплодисментами. После спектакля Галина Петровна поделилась, что испытала во время выступления и горечь, и радость. «Многие из учителей – бойцов Бессмертного полка Канского педучилища не вернулись домой с полей сражений, в том числе и мой дядя, – сказала она. – Тяжело вспоминать это. Но отрадно, что выступление и песни ребята встретили бурными овациями. Я думаю, что такие моменты благодатны, они оставляют неизгладимую память в сердцах».

С ней была согласна режиссер-постановщик спектакля Лариса Николаевна Хамина. «В книге «Учитель в солдатской шинели. Бессмертный полк Канского педагогического училища» Татьяна Ивановна Юркина собрала сведения о 133 бойцах, – сказала она. – У многих из них живы дети, появились уже внуки, правнуки. Эта живая память сегодня объединила родственников бойцов-учителей, воспитанников колонии, девушек из театральной студии «Мечта» канской школы №6. Каждый участник спектакля рассказывал об одном бойце-учителе, поэтому было очень важно, чтобы он почувствовал внутренний мир своего героя, понял, каким был этот человек, чем он жил, о чем мечтал. При работе над образом мы долго обсуждали, обменивались мнениями, пробовали. Старались сделать так, чтобы каждый герой стал близок и понятен зрителям. Совместная работа с девушками из студии «Мечта» помогла полнее раскрыть образы героев. Воспитанники научились доверять друг другу, чувствовать настроение партнера, поддерживать и подстраховывать его на сцене, что очень важно при групповой театральной работе. Участникам спектакля было приятно ощущать живую реакцию зрителей, для которых происходившее на сцене было не просто театральным действом, а частью их жизни».

Участник спектакля Данила охотно поделился своими впечатлениями от пережитого. Рассказал, что на протяжении всех репетиций и спектакля испытывал чувство гордости за героев книги. Данила знает, что у автора книги Татьяны Ивановны Юркиной отец ушел на фронт. Она участвовала в работе над спектаклем, делилась воспоминаниями из рассказов своего папы. А какую она проделала работу, собирая материал для своих книг! Вела переписку с военкоматами, с родственниками бойцов, собирала подлинные документы, справки, письма-треугольники. В этой работе ей помогали в свое время студенты группы «МИГ-41» («Мы ищем героев 1941 года»).

После спектакля Татьяна Ивановна спросила ребят, что им особенно запомнилось, запало в душу. Все отметили среди других воспоминания Николая Ивановича Осипова о своем учителе Прокопии Гурьяновиче Сбоеве. Ребята не скрывали восхищения: «Как хорошо они дружили! Даже не верится, что бывает такая крепкая дружба!..»

«Почему я на эту реакцию воспитанников обратила внимание? – говорила Татьяна Ивановна. – Может, этот рассказ о дружбе заставит их по-новому посмотреть на свою школу, своих учителей?»

Учитель-наставник, учитель-защитник. Таким был педагог Сбоев. Его судьба на войне была трагичной. Он пережил ужасы плена в немецких концентрационных лагерях, трижды совершал побег, был освобожден советскими войсками, прошел проверку и стал участником Сталинградской битвы. Именно сюда были отправлены бывшие пленные, чтобы своими ратными подвигами подтвердили верность Родине и незапятнанную честь солдата. А дальше был Белорусский фронт, освобождение Варшавы, война с Японией. Вернувшись в родное село Бражное, Прокопий Гурьянович стал работать учителем начальных классов. После Канского педагогического училища заочно окончил Красноярский пед­институт и стал преподавать русский язык и литературу. Ученики любили своего учителя, тот не только учил их грамоте, знакомил с большой литературой, но и учил жить. В послевоенные годы, когда многие подростки остались без надежного мужского плеча, Прокопий Гурьянович стал примером мужества, мудрости и доброты.

Николай Осипов, как и все односельчане, не переставал удивляться бодрости духа, жизнелюбию, ясности ума, цепкой памяти своего наставника. Любовь, уважение и восхищение педагогом сохранил в своем сердце его верный ученик.

Благодаря оптимизму, трудолюбию, неунывающему характеру учитель в свои девяносто с лишним ходил на лыжах в сосновом бору, занимался зарядкой с гантелями, сохранял ясность ума, цепкую память и вел практически все домашнее хозяйство. Его родные вспоминали: «Он ведь в свои 95 лет читал исторические романы, роман «Евгений Онегин» прекрасно декламировал наизусть». Прокопий Гурьянович не дожил до своего 100‑летия несколько месяцев.

Во время рассказа Николая Осипова о своем учителе в зале стояла чуткая тишина. С каким-то особым напряжением слушали его ребята. Каждый из них, вероятно, применял сказанное к себе, думал о своем прошлом. Да, сегодня он не на свободе, а как все сложится, когда выйдет из этого учреждения? Найдется ли такое крепкое и верное плечо для него?

…Гости уходили из колонии с двояким чувством: с одной стороны, увидели воспитанных, пытливых, творческих детей, с другой – всех тревожили мысли о том, что нужно сделать обществу, чтобы дети вообще не попадали в такие учреждения, а учились в обычных школах, воспитывались в своих семьях.

Надежда СЕМЕНОВА, Татьяна ИВАНОВА, Канск, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте