search
main
0

бюджет

В бюджете поставлена точка. На образовании – крест?

В своих поправках к проекту бюджета Комитет по образованию и науке Госдумы предлагал увеличить расходы на образование на 20 трлн. рублей. Однако после борьбы с правительством удалось отстоять только 1,2 трлн. Необходимо было выбрать: на что направить эти крохи? Комитет по образованию и науке принял принципиальное решение: не распылять средства. Большую часть “выторгованного” у правительства триллиона планируется пустить на зарплату, что позволит выполнить постановление правительства от 24 августа 1995 года о переходе на новую ЕТС.

Остаток суммы – 300 млрд. рублей – предполагается добавить к стипендиальному фонду. Конечно, проблемы это не решит. Похоже, двукратного повышения стипендий студентам в новом году не суждено дождаться. Правда, Минфину дано поручение совместно с Минобразованием дополнительно проработать этот вопрос. Но, судя по всему, правительство делает ставку на внебюджетные источники. Это ясно из пояснительной записки к федеральному бюджету, а также из прямых высказываний министра Владимира Кинелева: “Бюджет 1997 года не несет ничего лучшего для высшей школы. Поэтому мы хотим расширить эти возможности, используя интеллектуальный научный потенциал вузов для привлечения дополнительных средств”.

Как определенную победу можно засчитать то, что Комитету по образованию и науке удалось отстоять защищенность всех статей расходов на образование. Это значит, что все средства должны быть выделены полностью.

Как нельзя более точно охарактеризовал ситуацию первый вице-премьер правительства Виктор Илюшин: “Мы погрязли в безудержном обмане. В бюджет заложены такие пропорции, которые приведут к серьезному социальному взрыву”.

При этом В.Илюшин сетует на то, что Минфин не хочет прислушиваться… К чему и к кому? И что значит “прислушиваться”? Похоже, что политику в государстве определяет не правительство, а Минфин. И пока не найдется на него управы, учителям придется потерпеть.

Наталья БУНЯКИНА

конкурс

Как стать “народным” и “заслуженным”

Конкурсы нужны. Они привлекают внимание к системе образования, способствуют обмену опытом, идеями, человеческому и профессиональному общению. Но бывает, что конкурс, начавшийся с хорошей идеи, превращается в некое предприятие, дискредитирующее саму идею честного и открытого состязания.

Очередной конкурс “Школа года” закончился пространной публикацией перечня школ-победительниц в первом номере газеты “Педагогический вестник” за этот год. Директорам школ-лауреатов решено присваивать с этого года и звание “Директор года”, неоднократным директорам-участникам – “Заслуженный педагог”, а тем, кто был лауреатом конкурса три и более раз, – “Народный педагог”. Выходит, что новыми “заслуженными” и “почетными” могут быть только директора. А как же обыкновенные учителя? Впрочем, это не единственный вопрос, возникающий при знакомстве с этим конкурсом.

Учредили новые почетные звания, согласно списку “Педвестника”, лично министр общего и профессионального образования В.Кинелев, председатель Комитета по образованию и науке Госдумы РФ И.Мельников, председатель аналогичного комитета в Совете Федерации В.Сударенков и сам учредитель-владелец газеты “Педагогический вестник” Л.Рувинский. Вот так: взяли учредили и присвоили. Стало в России на три почетных звания больше. Однако у нас уже есть официально учрежденные и признанные всей педагогической общественностью звания: “Заслуженный учитель школы РФ”, “Отличник народного просвещения РФ” и т.д. (см. “УГ” N1 за 1996г.). Есть четко разработанные положения, гласные механизмы и критерии для их присвоения.

А что стоит за новыми званиями? Ведь даже в наградном отделе Минобразования про новые звания узнали только из публикации того же “Педагогического вестника”. Никаких разработок, критериев и т.д. они не получали. Да и не могли получить.

Всеми настоящими наградами и званиями занимается отдел “Государственные награды” в администрации президента. Все новые звания утверждаются самим президентом после длительной процедуры согласований и обоснования их необходимости. Весь этот процесс регулируется положением “О государственных наградах РФ”. Кому-кому, а министру общего и профессионального образования В.Кинелеву это отлично известно. Будучи еще председателем Комитета РФ по высшей школе, он сам прошел всю процедуру принятия нового звания, предложив учредить звание “Заслуженный работник высшей школы РФ”.

Таким образом, “группа товарищей”, мягко говоря, подменила собой функцию администрации Президента РФ и собственно самого президента. Хотя, если быть юридически точным, закон не нарушен. В новых званиях отсутствует определение “Российская Федерация”. Строго говоря, такие звания может учредить любой человек. Но учреждение федеральным министром почетных званий, параллельных государственным, ведет к дискредитации официальных наград и посему может расцениваться как нарушение этики государственного чиновника.

Не меньше вопросов вызывает и процедура определения школ-победителей. Они, даже набранные мелким шрифтом, не уместились на большую газетную полосу. Награжденных школ оказалось 504. И это еще без десятков московских “победителей”, список которых будет дан позже.

Однако даже при таком количестве “лауреатов” они расположены только в 65 регионах. Причем во всем Красноярском крае всего две школы-победительницы, в Курской области – одна, а в Башкортостане – 21. Все дело – в системе выбора “Школы года” и главной идее конкурса. Процедура заключается в том, что все учебные заведения, желающие стать участниками конкурса, присылают в “Педвестник” описание своих концепций, программ и методик. В конце года их “всем списком” обьявляют лауреатами. Конечно, жюри отметает какое-то количество претендентов, приславших совсем уж неинтересные документы.

В опубликованном списке есть сотни замечательных школ. В учебных заведениях к конкурсу тщательно готовятся. Они собирают толстые папки документов, записываются аудио- и видеокассеты, делаются толстые альбомы и искренне радуются победе. Поэтому вдвойне обидно, когда в конечном счете школа награждается только обыкновенным дипломом, а все собранные материалы зачастую не возвращаются.

И последняя деталь. В документах, рассылаемых по школам, газета “Педагогический вестник” в одном из пунктов намекает, что школа, желающая принять участие в “конкурсе”, должна быть… подписана на “Педагогический вестник”. Подписной талон для тех, кто еще не подписался, прилагается.

Андрей ЕМЕЛИН

открытый урок

Годовалый, а уже победитель!

Так можно сказать о приложении “УГ” – еженедельнике “Открытый урок. Введение в рыночную экономику”. В День российской прессы наше издание было названо победителем конкурса “Экономическое возрождение России”, который проводят ежегодно Торгово-промышленная палата РФ и Союз журналистов России. Жюри были представлены издания и работы 187 конкурсантов из Москвы и почти всех регионов страны. В Торгово-промышленной палате состоялось чествование победителей, лауреатов, а также обладателей памятных призов, учрежденных для журналистов и изданий различными коммерческими структурами. Бизнесмены и предприниматели высоко оценили вклад многих наших коллег в освещение проблем экономического развития страны. Дипломы победителям вручили президент ТПП С.Смирнов, председатель Союза журналистов России В.Богданов, председатель конкурсной комиссии, главный редактор газеты “Экономика и жизнь” Ю.Якутин, заместитель председателя Госкомитета по печати РФ Д.Мезенцев.

Мы в свою очередь поздравляем всех авторов “Открытого урока”, его читателей с такой неожиданной победой. И если кто еще не стал подписчиком “ОУ”, пусть знает, что его ждет встреча с одним из лучших экономических изданий России.

Юрий КОВЕШНИКОВ, шеф-редактор “Открытого урока”

Миллионеры из 10-го “А”

Сколько денег можно заработать за 10 недель на российском фондовом рынке, располагая стартовым капиталом 20 миллионов рублей? Каждый бизнесмен ответит на этот вопрос по-своему. В ходе Всероссийской обучающей деловой игры “Начинающий инвестор”, проведенной в прошлом году благотворительным фондом “Фо╡а”, учащиеся Школы сотрудничества получили прибыль… 4 млн.173 тысячи рублей.

Эта игра существует уже более двух лет и каждый раз собирает все большее число участников. Только в Москве между собой соревновались 112 молодежных команд, а всего по России их было более 500!

Суть игры “Начинающий инвестор” такова: команда школьников или студентов получает условный “стартовый капитал” – 20 млн.рублей. Участникам предоставлялось 10 недель, чтобы распоряжаться этими деньгами на российском фондовом рынке, спасая их от инфляции, а если повезет, приумножить их путем максимально выгодного для себя размещения “наличности” в валюту, акции, векселя, банковские вклады и т.д.

Подведением итогов игры и присуждением призов занималось жюри из компетентных специалистов фондового рынка.

В Торгово-промышленной палате РФ при содействии Комитета по фондовому рынку состоялась торжественная процедура награждения победителей по Москве. Призовые места распределились следующим образом:

1-е место – учащиеся Школы сотрудничества (прибыль составила 4 млн.173 тыс.рублей!).

2-е место – учащиеся средней школы N 1266 Москвы (заработали 3 млн.282 тыс.рублей!).

Не правда ли, совсем неплохо для “начинающих инвесторов”?

А теперь немного об организаторе игры – это благотворительный фонд содействия экономическому образованию молодежи “ФОРА” (Фонд обучения работе с акциями). Главная задача фонда – сделать так, чтобы вступающая в жизнь молодежь чувствовала себя уверенно в условиях рыночной экономики. Благодаря учредителям фонда и спонсорам участники игры бесплатно получали учебные пособия.

“Мост-банк” и фонд “Евразия” финансировали проведение игры по Москве. Помогло также известное агентство АК&М: оно бесплатно предоставляло информацию о текущем состоянии фондового рынка участникам игры. Ребят поздравил председатель Совета по делам молодежи при Президенте России Вячеслав Панькин.

Победителей наградили реальными ценными бумагами, экономической литературой и памятными подарками.

Юлия АКСЕНОВА, фонд “ФОРА”

Фото Михаила КУЗМИНСКОГО

P.S. Подробности читайте в приложении “УГ” “Открытый урок”.

Еженедельные приложения к “УГ”

На эти издания вы всегда можете подписаться и═приобрести их в редакции

В N 2 вы узнаете:

Чтить или не чтить новый Уголовный кодекс;

Правила экоигры – “Интеллектуальный аттракцион”;

Как защитить школьный бюджет;

Что заметил Френсис Бекон;

И еще очень много другого не менее интересного и полезного при проведении уроков по экономике.

Индекс 32513

Наш бронепоезд стоит на запасном пути.

Человек – существо политическое.

Староста, мэр, губернатор.

Самая жестокая тирания – под флагом справедливости.

От талиона до демократии. Рабочая тетрадь к Основам правоведения.

Ответы, оценка фактов и самопознание. Рабочая тетрадь по праву.

Мы, народ… 3-й урок по истории создания американской конституции.

В гости к истории.

Индекс 32515

Ключ от прошлого и будущего.

Мир через чужие очки. Международная конференция “Реформа преподавания истории в Российской Федерации”.

Если бы Журден прозрел. Государственные образовательные стандарты к началу ХХI века в США.

Как выяснилось, Европа стоит на трех китах. Три особенности обучения в европейских странах.

Все начинается с нуля. Духовный университет в Индии.

Сначала устный счет, потом куча мала. Своя особая педагогика в одной из частных школ в Швеции.

Индекс 32514

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте