Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» – подведение итога работы несомненных энтузиастов. И их становится все больше, потому что, как считают многие эксперты, за ними будущее образовательного процесса. Четвертый по счету форум, прошедший недавно в Москве на базе «Лицея на Донской» (лицея №1553), объединил уже около 400 участников из 43 регионов России и 6 стран.
Они нашли друг друга благодаря общероссийскому общественному движению творческих педагогов «Исследователь» и работают практически без ведомственных поощрений, как моральных, так и материальных. Почему они это делают?
– Умение видеть неоднозначность мира приносит колоссальное удовлетворение и мотивирует на изучение даже на первый взгляд скучных вещей, – пояснил руководитель движения кандидат психологических наук Александр Леонтович. – Исследовательская деятельность – вообще врожденная способность человека.
Однако исследовательскую деятельность можно понимать по-разному. На сей счет уже существует ряд стереотипов. Дескать, это в первую очередь приобщение к наукообразной работе, тестирование, анкетирование, нацеленное на конечный результат (столь модные сейчас презентации, доклады, выступления на конференциях). Вся эта «дрессировка» учеников, по мнению директора Института педагогики и психологии образования МГПУ, специалиста по творчеству дошкольников и младших школьников Александра Савенкова, не имеет прямого отношения к настоящей исследовательской деятельности. Приверженцы исследовательского движения не ставят цели воспитать будущих ученых. Главное в этой деятельности – сам процесс исследования, что роднит его с творчеством (да им и является!). Александр Ильич не без юмора заметил, что исследовательская область педагогики сейчас «спускается до ранних возрастов», тогда как с этого стоило бы обучение начинать.
– Я специально провожу занимательный урок физики в младших классах, чтобы привлечь ребят к своему курсу в дальнейшем, – поделилась с коллегами конкретным опытом Татьяна Пролиско, начальник учебно-методического отдела физико-математических дисциплин и информатики Минского областного института образования. Между прочим, свой факультативный курс физики она с успехом опробовала в сельской школе, где когда-то сама работала учителем. Ее ученики занимали призовые места на научно-исследовательских соревнованиях разного уровня.
По мнению приверженцев движения «Исследователь», исследование – это прекрасная основа для развития мотивации к учебной деятельности, и ее можно использовать на всех уровнях обучения, а не только во внеучебной деятельности. Самая большая проблема – как включить методики исследовательской деятельности в классно-урочную систему и как научить педагогов их использовать.
– Привнесение элементов исследования в урок может принципиально изменить сам характер образовательного процесса, сделать его из репродуктивного проблемным, инициирующим и мотивирующим, – убежден Александр Леонтович. – Здесь все зависит от учителя, от его собственного желания экспериментировать, меняться, задавать самому себе вопросы.
Отличный пример этому – московский лицей №1553 («Лицей на Донской»), который базируется на концепции исследовательской деятельности. Среди преподавателей лицея – известные ученые, идеологи движения, в частности, психолог Алексей Обухов, руководитель элективного курса «Социокультурная психология и антропология». Вообще же в лицее множество интригующих специализаций – от биогеохимии до экспериментальной физиологии и семиотики. Выбрав специализацию, каждый лицеист ежегодно выполняет индивидуальный исследовательский проект и защищает его на специальной сессии. А научно-исследовательские экспедиции лицея до сих пор привлекают массу желающих принять в них участие со всей страны. За последние годы лицеисты объехали Крым, Калининградскую, Пермскую, Читинскую, Тверскую, Архангельскую области, Карелию, Бурятию, Горный Алтай, Байкал. Принимая в своих стенах нынешнюю конференцию, преподаватели лицея охотно делились с коллегами из других регионов и стран (СНГ, а также Словакии и Чешской Республики) интересными наработками.
Так, именно опыт «Лицея на Донской» в свое время вдохновил педагогов гимназии №36 в Набережных Челнах. Побывав на конференции в Москве и послушав увлекательные рассказы об этнографических экспедициях, директор татарской гимназии Фирдаус Ивлева зажглась этой идей и зажгла своих учителей. Но перед ними встала серьезная проблема – как научиться исследовательской деятельности? Поставив перед собой эту проблему, педагоги гимназии проявили научный подход и разработали пошаговую реализацию проекта «Основы тьюторского сопровождения в исследовательской деятельности».
Для начала решили опробовать профильные смены. В первый же раз в загородный лагерь выехали 76 человек. Результаты поразили и вдохновили и ребят, и учителей – школьники увлеченно и дотошно исследовали почву, растения, рельеф местности, строили сложные графики, проводили опыты. Учителя же в свою очередь учились нестандартно мыслить и постоянно взаимодействовать с коллегами, отвечая на сложные детские вопросы.
Потом последовала этнографическая экспедиция – ребята окунулись сразу в три разные национальные культуры (по числу соседствующих деревень – удмуртской, татарской, марийской). Дети вынесли из этой экспедиции не только ценное собрание фольклора, но и ощущение причастности к многонациональной стране и конкретному этносу (что очень актуально для уроженцев Набережных Челнов как молодого города без поколения «бабушек»). И еще один важнейший попутный результат – воспитание толерантности и уважения к носителям другой культуры, выражавшееся в соблюдении традиций конкретной местности…
…Конференция – это обмен уникальным опытом и позитивными эмоциями на мастер-классах, «круглых столах», экскурсиях и, конечно, во время докладов на многочисленных секциях. Из последних стоит выделить «Исследование игры и празднично-игровой культуры детства» – тему, заявленную впервые. Участники всячески стремились передать друг другу праздничный заряд. Он важен, поскольку бумажная, формальная работа способствует «выгоранию» учителя изнутри. Исследовательская деятельность как зона живого интереса этому противостоит. Но что будет, когда ее включат в стандарты нового поколения, о чем сейчас много говорят?
– Это провозглашено, но реальные критерии оценки развития учащихся благодаря этой деятельности пока не проработаны, – резюмировал Александр Леонтович. – И от того, какими они будут, зависит, будет ли это включение давать положительный эффект или будет очередной формой репродуктивного контроля со стороны власти.
Хочется надеяться на первый вариант.
Комментарии