Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Быть здоровым – а что это значит?

УГ - Москва, №45 от 9 ноября 2010. Читать номер
Автор:

​По данным ВОЗ, состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от организации здравоохранения, на 20% – от наследственных особенностей организма, на 20% – от условий внешней среды и на 50% – от питания и образа жизни, который он ведет.

Наследственность дает так называемый «стартовый уровень здоровья» и отражает лишь степень риска появления тех или иных заболеваний. Однако разумные профилактические меры (укрепление иммунитета, рациональное питание, психологический комфорт) способны предотвратить развитие заболевания.В крупных городах, где повышена загрязненность воздуха от транспорта, предприятий, где качество питьевой воды оставляет желать лучшего, где человек ежедневно подвергается агрессивным воздействиям среды, здоровье требует особого внимания. Необходимо компенсировать все эти негативные условия, и человеку требуется больше усилий, чтобы адаптироваться к ним.Социально-экономические факторы также определяют уровень здоровья. Чем выше социальное положение, тем более материально обеспечен человек, тем богаче его рацион питания и качество продуктов, тем больше у него возможностей для полноценного отдыха, тем больше возможностей у него получать качественное лечение и профилактику. Однако эта зависимость правомерна только тогда, когда человек понимает необходимость следить за своим здоровьем. Такое отношение к здоровью более свойственно для образованного человека. Отдельный вопрос – национальные и семейные традиции в вопросах здоровья. Как можно заметить, в России последнее десятилетие существует мода на здоровье (значительную роль в этом сыграли грамотные PR-мероприятия в этой области, инициатором которых стало государство, городские и муниципальные власти), что влечет за собой повышение уровня здоровья населения.Здоровый образ жизни – один из ключевых факторов, благодаря которым определяется здоровье человека. Компоненты здорового образа жизни: – рациональное питание (разнообразный рацион, правильный питьевой режим, минимизация вредных продуктов, фастфуда, культура приготовления и приема пищи); – достаточная двигательная активность (занятия спортом, пешие прогулки, активный отдых, гимнастика для утреннего пробуждения и в течение дня для профилактики гиподинамии и проч.); – закаливание (обливания и обтирания холодной водой, проветривание помещения, воздушные и солнечные ванны, хождение босиком по траве или дома); – соблюдение режима (учет суточных и недельных биоритмов, достаточный и правильный сон, фиксированное время приема пищи, своевременная релаксация); – соблюдение правил личной гигиены (в расшифровке не нуждается); – отказ от вредных привычек (традиционно порицаемые обществом табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, а также иные вредные для здоровья вещи, например телевизор или книга во время еды, злоупотребление сладким). Здоровый образ жизни – это активная форма поведения, обеспечивающая сохранение здоровья и повышение адаптационных возможностей организма, особая жизненная идеология. Следовательно, родители и педагоги, заинтересованные в сохранении и укреплении здоровья детей, должны помочь им правильно организовать их жизнь, чтобы свести к минимуму деструктивные (неблагоприятные) воздействия (например, среды, техногенных факторов и т. д.).В последнее время стали выделять также педагогические факторы, влияющие на здоровье ребенка: – стили педагогического взаимодействия родителя (педагога) с ребенком; – качество организации образовательного процесса (не только школьные уроки, но и любые занятия, «обучающе-воспитательно-развивающая» деятельность родителя или педагога с ребенком любого возраста); – соответствие выбираемых педагогических методик возрастным психофизиологическим особенностям ребенка (к вопросу о целесообразности, например, раннего обучения чтению и письму). Понятно, что здоровье – то, без чего жизнь не в радость, то, что можно легко потерять, если относиться к нему бездумно. Татьяна ЛЕВАН, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПИ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту