СМХК. Мы привыкаем к названиям и воспринимаем их как некое клише. Но ведь название представляет собой квинтэссенцию смысла. Свердловский: с 2006 года колледж является учреждением областного подчинения, в нем имеют возможность учиться и талантливые дети из области. Мужской: это редкое учебное заведение, в котором осуществляется раздельное образование. Хоровой: все учащиеся поют в хоре, лучшие – в концертном хоре. Колледж: здесь получают сначала аттестат о среднем образовании, затем, став студентами и окончив четыре курса, о среднем специальном музыкальном образовании.
Как все начиналось? 1991 год. Выпускник дирижерского отделения Уральской государственной консерватории Сергей Пименов, уже поработав в областной детской филармонии, решает создать собственный певческий коллектив: хор мальчиков, который, конечно же, должен стать самым лучшим в городе, области, регионе. Энергия, личное обаяние и убедительные профессиональные качества Пименова достигают результата. Хор создан, сначала он существует при консерватории. Но очень скоро Сергей Юрьевич понимает, что если дети будут не просто собираться несколько раз в неделю на репетиции, но и учиться вместе, удастся достичь более качественного результата.Идею создания хорового лицея поддержало Управление культуры администрации Екатеринбурга. 1 сентября 1992 года приступили к учебе лицеисты первого набора, сначала в помещении общеобразовательной школы, затем какое-то время на территории музыкальной школы-десятилетки. В 1995 году мужскому хоровому лицею было выделено старинное здание в центре города с прекрасным концертным залом.В отреставрированное здание лицей перебрался в 1997 году. С тех пор много воды утекло, произошли перемены, и не всегда бескровные. Но они так и не существуют друг без друга: лицей и концертный хор мальчиков (а также юношеский хор, созданный несколько лет назад, и мужской хор «Русские певчие» как взрослое производное колледжа). Как не существуют без своего создателя, художественного руководителя заслуженного деятеля искусств России Сергея Пименова.Насыщенная концертная жизньМинувшим летом юношеский хор СМХК принял участие в Европейском фестивале молодежных хоров, который проходил в городе Базеле. Выступление уральцев перевернуло мнение швейцарцев о русской народной музыке, они до сих пор представляли ее исключительно протяжной и грустно-заунывной. Слушатели узнали другую русскую музыку – солнечную, искрометную, жизнерадостную. Визитной же карточкой хорового коллектива из Екатеринбурга был признан «Полет шмеля» Римского-Корсакова.Вся двадцатилетняя история хоровых коллективов лицея, потом колледжа наполнена участием в гастролях, фестивалях, певческих соревнованиях самого различного уровня, и в основном участием победным. Мощный старт был задан уже при возникновении концертного хора мальчиков: через два года после его создания состоялось первое крупное турне, и сразу в Соединенные Штаты Америки. В 1994 году коллектив выступал на Всемирном конгрессе хоров в Италии. Концертный хор мальчиков под управлением Сергея Пименова вошел в Книгу рекордов Урала, так как стал единственным российским коллективом, который пел в Ватикане в присутствии папы римского на утренней новогодней мессе в соборе Святого Петра. После были международный конкурс в Финляндии, фестиваль в Нидерландах, конкурсы в Германии, Италии, Болгарии, Венгрии, Чехии, снова Италии, Великобритании, гастрольное турне по Испании, хоровая олимпиада в Германии, фестиваль российского искусства в Каннах (Франция) и так далее…Внутренняя жизнь колледжа так же насыщенна, как и внешняя, недели не проходит без концертов, будь то открытые выступления для приглашенных или концерты как часть учебного процесса. Колледж стал инициатором нескольких крупных фестивалей. Упомянем лишь несколько. Международный фестиваль «Рождество в России» проводится с 2001 года. Фестиваль русской хоровой музыки на Мальте – с 2007-го. Областной конкурс патриотической песни – с 2011-го. Продолжение следует.Комплексный подходОдной из главных задач хорового колледжа является возрождение традиций русской вокальной школы хорового пения.Следующий блок творческих интересов преподавателей и учащихся – народная музыка. Прежде всего русская, но не только! В репертуаре концертного хора народные мелодии разных стран. О коллективе из Екатеринбурга сегодня говорят как об одном из лучших в стране. Им освоено множество сложнейших в истории музыки произведений для детских голосов. Это «Стабат Матер» Перголези, особо отмечаются чистота и богатство звучания, общая выстроенность хора.Еще одна задача колледжа – выращивание певческих кадров. Сценические дебюты в спектаклях для наиболее способных лицеистов приходятся еще на годы учебы, мальчики СМХК поют в операх «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Волшебная флейта». Два ученика Свердловского мужского хорового колледжа участвуют в новой постановке Екатеринбургского театра оперы и балета «Борис Годунов». Николай Цивилев и Егор Головач исполняют в разных составах роль царевича Федора, сына царя Бориса. Спрос с молодых артистов идет полноценный, роль у них непростая, фигура царевича Федора имеет трагический оттенок. Но работать в коллективе доброжелательных взрослых певцов мальчикам легко, им помогают, их поддерживают.Примерно половина выпускников СМХК связывают свою жизнь с музыкой, поступают в Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского на различные факультеты в зависимости от полученной специальности, а их четыре – «хоровое дирижирование», «вокальное искусство», «инструментальное исполнительство», «музыкальное искусство эстрады (звукооператор музыкальных программ)». Вторая половина выбирает технические, математические, гуманитарные, юридические направления и благодаря качественной подготовке поступает в высшие учебные заведения в основном на бюджет.Учиться быть лучшим«Вот если бы у меня был мальчик, я бы не ломала голову, где ему учиться», – улыбается мама, держа за руку девочку лет пяти после посещения новогоднего мюзикла в хоровом колледже.Первыми социальными заказчиками учебного заведения нового типа стали именно родители, заинтересованные в том, чтобы дети получали качественное образование с мощной эстетической составляющей.Сегодня доказана родственность стилей музыкального и математического мышления. Развитие мелкой моторики при занятиях на музыкальных инструментах стимулирует работу левого полушария мозга, которое ответственно за логическое мышление. Ученые Нортумбрийского университета (Великобритания) научно подтвердили предположение, что музыка способствует усилению лингвистических и математических способностей. Японские психологи исследовали несколько групп детей и подростков, часть из которых занималась музыкой, а другая часть – нет, и пришли к однозначному выводу: мальчики, изучавшие классическую музыку, намного опережали своих сверстников по интеллектуальному уровню.Три закона для хораПение в хоре дает человеку очень многое. Внутренняя полифония, многоголосие позволяет справляться с проблемами. Люди, поющие в хоре, более гармоничны. Они умеют слушать и слышать – себя и других. Необходимое качество для того, чтобы успешно ощущать себя в обществе.Сергей Пименов сформулировал три главных закона хорового исполнительства. Их легко можно распространить и на коллективное взаимодействие людей.Первый закон – закон темпа. Нужно уметь держать правильный и ровный темп пения, жизни. Не замедляться, но и не ускоряться настолько, что будешь выбиваться из общего ряда. Кто-то с подобным правилом не согласится, он предпочитает солировать. Ну что ж, его право, если сила голоса позволяет.Второй закон – закон динамики. Для красоты звучания необходимо максимально ровное динамическое исполнение. «Когда поет Дмитрий Хворостовский, кажется, что у него бесконечное дыхание: и вверх, и вниз он ведет голосом ровно, без резких перепадов». Если одно слово по звучанию отличается от следующего, человек может выглядеть оригиналом, но вряд ли сумеет внушить доверие.Третий закон – закон тембра. Здесь речь идет о чистоте интонации. Если хор начинает «пестреть» звуком, это приводит к потере единого художественного образа.И еще, хор – это дисциплина, хор – это ровное дыхание.Историческая справкаЗдание Мужского хорового колледжа имеет интересную историю. Она начинается с конца XIX века с постройки церкви и общежития для Алексеевского реального училища на углу Главного проспекта (ныне проспект Ленина) и улицы Усольцевой (теперь улица Сакко и Ванцетти).Александро-Невская церковь начала действовать с 1901 года. «Каменные стены храма устроены были на средства Губернского и Уездного земства и на пожертвования частных лиц. Внутреннее же украшение храма и устройство иконостаса были сделаны исключительно на средства екатеринбургского купца И.С.Симанова в память его почившего сына Александра».В 1906 году здесь временно разместилась женская гимназия. С 1915 года – первые три класса реального училища. После революции училище было закрыто, и в 1921 году здание передано губернской совпартшколе.С 1995 года по настоящее время это здание занимает Мужской хоровой колледж.Времена менялись, но что бы ни происходило на политической арене, в этих стенах всегда оказывались рядом образование и духовность.Закрыть, сохранить или реорганизовать? Какая судьба ждет вечерние школы? Обсудите эту тему на сайте «УГ» www.ug.ruЕкатеринбург
Комментарии