Для дошкольников мы создаем междисциплинарную образовательную среду, используя конвергентный подход, и формируем у ребят целостное представление о протекающих в материальном мире процессах и явлениях, ориентируем их на профессии будущего.

В своей работе воспитатели активно используют ресурсы Московской электронной школы, при помощи интерактивной панели они изучают космос, осваивая навыки счета и английский язык.

Данную тему ребята осваивают не только на занятиях по счету, но и на робототехнике, используя оборудование инженерного класса, педагоги основной и средней школы проводят занятия для дошкольников.

Также для наших дошкольников проводят занятия в интерактивном планетарии учителя начальной школы и педагоги-организаторы. Участие в городских проектах, таких как инженерный и медицинский класс в московской школе, позволяет нам реализовывать конвергентный подход на всех уровнях образования, используя современное высокотехнологичное оборудование!

Для реализации конвергентного подхода на дошкольном уровне образования нашими педагогами была разработана специальная программа, соответствующая ФГОС ДОО. Все занятия проводятся в первой половине дня в школьном корпусе. Это позволяет не только реализовывать конвергентный подход, но и повысить переходимость наших дошкольников в начальную школу.

Программа конвергентного обучения разработана и для начальной школы. Для этого мы взяли наиболее междисциплинарный предмет «Окружающий мир». В программе прописано оборудование, которое используется учителями для изучения каждой темы (оборудование инженерного и медицинского классов), вместе с учителями начальной школы уроки проводят учителя основной школы.

На уроки окружающего мира ребята ходят в лаборатории медицинского класса, где вместе с учителями начальной школы, химии и биологии познают окружающие их явления, ставят опыты и изучают основы естественно-научных дисциплин.

И таких занятий очень много. Ребята уже в начальной школе знакомятся со своими будущими преподавателями, определяют свои интересы, учатся работать на высокотехнологичном оборудовании! Уже в начальной школе они приобретают практико-ориентированные умения, что позволит им в дальнейшем осознанно выбрать профессию, показывать высокие результаты в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Уже в этом году три команды наших школьников успешно прошли в полуфинал чемпионата KidSkills!

В нашей школе реализуется уникальный проект, направленный на реализацию конвергентного подхода в основной школе, – «Проектная лаборатория».
Этот проект реализуется в классах «Математической вертикали» и направлен в том числе на развитие математических способностей у обучающихся. Именно конвергентный подход позволяет расширить границы математики, уйти за рамки учебного предмета, сделать обучение интересным, актуальным и эффективным, связать ряд предметов общей целью и заинтересовать учащихся в более глубоком изучении этих предметов.

В учебном плане классов «Математической вертикали» помимо углубленной математики есть такие предметы, как технология, черчение, робототехника и программирование. Кроме того, учащиеся посещают занятия внеурочной деятельности по физике и биологии. Все эти предметы объединяет общая цель – ребята создают единый проект «Сити-ферма». Проект «Сити-ферма» – это автоматизированный город с домами-теплицами, умным освещением, поливом и проветриванием, для создания которого нужны знания по математике, физике, информатике, робототехнике, технологии, программированию, биологии.

В рамках «Проектной лаборатории» учителями нашей школы была разработана отдельная программа, по которой работают учителя физики, биологии, черчения, программирования, технологии, робототехники, информатики. Полной согласованности изучаемого материала позволяет достичь грамотно составленное тематическое планирование, представленное в виде таблицы, по которой легко можно отследить изучаемую параллельно по другому предмету тему.

На уроках черчения, применяя знания, полученные на математике, учащиеся создают чертежи и эскизы будущей сити-фермы, используя оборудование инженерного класса. На уроках технологии изготавливают спроектированные на черчении детали и собирают сити-ферму. На робототехнике изучают автоматизированные системы управления, собирают и подключают их. Изучая основы программирования, ребята используют полученные знания для программирования автоматизированной системы управления сити-фермой.

Конечно же, для реализации этого проекта требуются знания не только в области математики, но и физики, биологии, которые учащиеся получают на занятиях внеурочной деятельности. Учителями школы «Интеграл» были разработаны и продолжают разрабатываться сценарии уроков в рамках проекта «Московская электронная школа» для реализации конвергентного подхода в обучении классов «Математической вертикали».

Реализуя конвергентный подход в обучении классов «Математической вертикали», мы стираем грань между предметами, науками, даем учащимся возможность на практике применить полученные знания и ориентируем их на успешную учебу, жизнь и труд в современном быстроменяющемся и высокотехнологичном мире.

Для реализации данной программы регулярно собирается рабочая группа, в которую входят педагоги, преподающие эти предметы, это необходимо для координации и своевременного внесения корректив в программу и тематическое планирование.

В нашей школе реализуются проекты «Инженерный класс» и «Медицинский класс», такие разные и безграничные по своим возможностям. Но что, если попробовать связать их, используя конвергентный подход? Какие тогда возможности откроются перед учащимися?

Мы поставили перед собой цель – повышение образовательных результатов, а значит, и расширение возможностей наших обучающихся и выпускников, получение старшеклассниками навыков и практик профессий будущего.

В рамках реализации моего управленческого проекта мы решили внедрить конвергентный подход в обучении 10‑11‑х классов, связать инженерные и естественно-научные дисциплины.

Такой подход позволяет учащимся освоить навыки профессий будущего, заинтересовывает их в изучении различных предметов и знакомит с современным высокотехнологичным оборудованием.

В рамках данного проекта учителями нашей школы была разработана отдельная программа, по которой работают учителя химии, информатики и т. д. Программа составлена таким образом, что, выполняя проект, учащиеся реализуют все результаты федерального государственного образовательного стандарта. На уроках химии ребята, используя оборудование медицинских классов, изучают химические реакции различных соединений и веществ. На уроках информатики создают 3D-модели этих соединений и веществ, моделируют их взаимодействие, печатают готовые модели на высокотехнологичном оборудовании инженерных классов, делают выводы и оформляют проектную документацию.

Уже сейчас можно говорить о результатах реализации управленческого проекта путем внедрения конвергентного подхода в обучение старших школьников. На данный момент повысилась результативность участия наших обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников, а именно увеличилось количество призеров и победителей регионального этапа, расширился круг наших сетевых партнеров. Мы уверены, что реализация данного проекта позволит достичь еще больших результатов.

В условиях новых вызовов современности, таких как постоянство неопределенности, в условиях постоянно меняющихся требований к профессиональным умениям и навыкам нам нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо создавать будущее в школе, тогда и у наших ребят оно будет.

Владимир ЛУБСКИЙ,
директор школы «Интеграл»