В одной из публикаций 2020 года к моменту, когда вследствие пандемии ковида многие образовательные системы в мире так или иначе были вынуждены перевести свою работу в онлайн, Александр Сидоркин (декан Колледжа образования Университета штата Калифорния, Сакраменто, США) сформулировал очень точное наблюдение: «Мы ведь думали, что продаем знания, а оказалось, мы торгуем впечатлениями». Вдруг система образования обнаружила себя как одна из отраслей экономики впечатлений. Монополия школы (а значит, и монополия учителя) на знания была окончательно размыта. Оказалось, что школа вынуждена конкурировать на поле, где привыкла быть чуть ли не единственным игроком. И основными инструментами в этой «игре» являются на первый взгляд незаметные, скрытые параметры: отношения внутри коллектива, эмоциональный опыт, образовательное пространство, словом, те самые впечатления. Об их роли в одном из аспектов школьной жизни попробуем порассуждать.
В подавляющем большинстве школ Москвы реализуются проекты предпрофессионального образования, каждый из которых подразумевает профильное обучение по ряду предметов. Вторая школа давно и прочно известна как физико-математическая школа, и, казалось бы, такая специализация подразумевает определенный выбор «на входе». Однако во Второй школе сегодня реализуются четыре профиля на старшей ступени: традиционный для нее и наиболее востребованный обучающимися физико-математический и три более молодых: математико-экономический, который подразумевает профильную программу по математике, обществознанию, английскому, спецкурсы по экономике, IT-профиль, где бок о бок происходит углубленное изучение математики и программирования, а также чисто математический, с большим объемом математики достаточно серьезного уровня и базовой для лицея физикой в объеме всего 4 часа в неделю.
Оказывается, что сильная математическая база не только не препятствует дальнейшей профилизации, но и, наоборот, помогает в достаточно сжатые сроки выйти на глубокий уровень освоения смежных дисциплин. Безусловно, опыт учебной самостоятельности, который ребята получают благодаря необходимости выбирать дальнейшую траекторию обучения уже в школе, важен для выстраивания успешной учебной траектории в будущем.
Что является необходимым условием реализации образовательных программ? Педагоги, способные такую программу воплотить. При этом задача может оказаться еще более нетривиальной в силу потребности в узкой специализации (например, для преподавания спецкурса по микроэкономике или кружка по разработке мобильных приложений). Практически незаменимыми в этом качестве оказываются выпускники школы. Сегодня во Второй школе работают пятнадцать ее выпускников в качестве педагогов (включая автора), еще около десяти, будучи студентами, работают в качестве ассистентов учителей.
Причин для выбора педагогической карьеры, очевидно, может быть множество. Однако, рассуждая на тему такого выбора, я неизбежно прихожу к особенной роли впечатлений, с которой мы начали. Как правило, привлечение выпускников к элементам педагогической деятельности в школе происходит достаточно рано (еще на младших курсах). Такая потребность во многом возникает благодаря реализации того самого профильного обучения: нужна помощь старшеклассников при проведении кружков, каникулярных и летних школ, организации приемной кампании. Таким образом, привязанность к школе, в которой они учились, помогает выпускникам получить новые впечатления и опыт уже в качестве педагогов. Те, чей интерес к педагогической профессии крепнет, уже на старших курсах получают наряду с университетским академическим педагогическое образование и приходят работать в образование. Впечатления оказываются первичными по отношению к знаниям! Такая последовательность делает выбор призвания более осознанным, а значит, и более успешным. Думаю, что в этом одна из ключевых причин значимости педагогов-выпускников для школы.
Я учился в лицее с 2008 по 2010 год, после окончания сразу поступил на механико-математический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. Уже на первом курсе пришел работать в родной лицей. После окончания МГУ работал по совместительству еще в ИПУ РАН с 2015 по 2018 год.
Когда говорят о школе как об общественном институте, то часто употребляют словосочетание «развитие человеческого капитала». Звучит это масштабно, ярко и в чем-то даже контрастирует с привычным бытовым представлением о работе в школе. Однако во Второй школе среди моих учителей были очень яркие личности, которые в полной мере соответствовали этому масштабному и яркому представлению. Далеко не все из них преподавали мой профильный предмет (то есть математику), но их харизма и глубина были выше предметности. Именно их личный пример показал мне, что в жизни бывает как у Стругацких: «учитель должен быть не просто педагогом, но и воспитателем, и мудрецом, и психологом, и даже, возможно, немного магом».
Александр МАЛАХОВ, учитель математики, заместитель директора лицея «Вторая школа» имени В.Ф.Овчинникова
Комментарии
Григорий СЕДОВ, учитель математики:
– Я учился в лицее с 2005 по 2010 год в физико-математическом классе. Потом поступил на ВМК МГУ, распределился на кафедру информационной безопасности. Занимался математической криптографией, участвовал в исследовательских работах в области криптографии. После выпуска из МГУ в 2015 году поступил в аспирантуру на ту же кафедру ИБ и в 2017 году параллельно начал работать в компании «Крипто Про» и взял полноценные часы в лицее.
В лицей приходил работать с первого курса ассистентом на уроки математики к Сергею Ивановичу Васянину. На это вдохновил пример его предыдущего выпуска: его бывшие ученики приходили к нам принимать задачи, делиться опытом. Сдавать задачи вчерашним выпускникам лицея было сложно, но, пожалуй, даже интереснее, чем Сергею Ивановичу. В 2015 году, когда я в очередной раз пришел в лицей принимать задачки, меня после уроков попросили подойти к директору. Было немного страшно, как будто натворил что-то, но оказалось, что Владимир Федорович хотел просто предложить поработать в ВМШ. Так и началась моя работа в школе, которая привела к тому, что в этом году я выпускаю свой первый 11‑й класс.
Никита НАКОНЕЧНЫЙ, старший методист:
– Я окончил лицей в 2008 году и традиционно поступил на механико-математический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. Буквально через год пришел параллельно с учебой работать в лицей. На втором курсе осознал, что не хочу заниматься наукой, мне ближе самореализация в сфере образования, поэтому я поступил на математический факультет Московского педагогического государственного университета. На мое решение отчасти оказали влияние наши прекрасные педагоги А.К.Ковальджи, К.В.Козеренко, С.И.Васянин и А.Д.Блинков, который тоже был выпускником Л2Ш. Кроме того, у меня со школьных времен сохранились очень яркие воспоминания и о других педагогах-нематематиках, например о Евгении Викторовиче Те, который потрясающе преподавал историю не в виде унылой зубрежки, а в виде очень длинного разделенного на уроки трехлетнего рассказа. Его было потрясающе интересно слушать и еще интереснее потом на зачете с ним дискутировать, почему было так, а не иначе.
Какое-то время я работал и в других образовательных проектах – в Центре педагогического мастерства и в школе «Летово».
В лицее «Вторая школа» я работал в 2009‑2016 годах учителем математики, а с 2020 года и по настоящее время – старшим методистом. Занимаюсь организацией приемной кампании, лекторием, летней школой и стажировками для старшеклассников.
Свою миссию могу охарактеризовать так: помочь учащимся шире обозревать окружающий их мир, сделать первые шаги в профориентации, понять свои цели и карьерные перспективы.
Екатерина ВОРОПАЕВА, учитель физики:
– Я поступила в 6‑й класс физико-математической школы №2 Октябрьского района Москвы после года ВМШ в 1977 году.
Училась у прекрасных второшкольных учителей Ольги Николаевны Киреевой и Галины Сергеевны Тарицыной. Физику преподавал легендарный учитель Рудольф Карлович Бега. По окончании школы в 1982‑м сомнений относительно поступления не было – физический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова.
По окончании МГУ работала в Институте энергетических проблем химической физики (ИНЭП ХФ) РАН. В 1996 году защитила кандидатскую диссертацию по экспериментальной физике и вскоре после этого перешла работать в бизнес-проект в сфере информационных технологий.
В 2008 году в качестве выпускницы приняла участие в организации мероприятий по поводу 75‑летия Рудольфа Карловича Бега. После этого директор-основатель В.Ф.Овчинников пригласил работать в родную школу в качестве редактора второшкольного сайта и члена администрации, отвечающего за внутри- и внешкольные проекты (конференции, внешние связи, экспедиции). Через два года начала преподавать физику. С получением классного руководства сфера интересов сместилась ближе к непосредственному взаимодействию со школьниками, учебная нагрузка по физике стала полной, административная – исчезла.
Главным ощущением от Второй школы во время учебы в ней является полное доверие. И радость наступления каждого нового дня, предвкушение новых встреч, разговоров, обсуждений. Наш класс отметил 45‑летие, мы не расстаемся, мы интересны друг другу все эти годы.
Войти в третью реку (наука – бизнес – педагогика) сподвигло чувство благодарности за счастливое отрочество, не могла не откликнуться на предложение Владимира Федоровича Овчинникова.
Рада, что за годы работы удалось организовывать встречи с интересными людьми из разных сфер науки и культуры, развивать и поддерживать второшкольный сайт и конференцию школьников, создать музей Р.К.Бега в его родном кабинете, инициировать походы, волонтерские и экскурсионные поездки и показывать ребятам красоту мира через призму науки, название которой с греческого переводится как «природа».
Всегда хотелось поделиться радостью познания, которую в моем отрочестве я испытала, учась во Второй школе. Спасибо ей!
Комментарии