«Инженер – это открыто светящийся интеллект, этот свободный и необидный юмор, эта легкость и широта мысли, непринужденность переключения из одной инженерной области в другую и вообще от техники – к обществу, к искусству. Затем – эту воспитанность, тонкость вкусов; хорошую речь, плавно согласованную и без сорных словечек; у одного – немножко музицирование; у другого – немножко живопись; и всегда у всех – духовная печать на лице» – так писал об инженерах Александр Солженицын.
Современные тенденции развития новых технологий не вызывают сомнения в необходимости подготовки квалифицированных инженеров. Наибольший интерес представляют профессии будущего, в которых информационные технологии тесно связываются с использованием различных предметных и междисциплинарных областей.В этом году педагогический коллектив школы №1883 активно включился в проект по созданию инженерных классов. Основные задачи проекта – развитие предпрофессиональных классов, сотрудничество с ведущими вузами и предприятиями, создание гибкой модели обучения для качественной подготовки школьников, научно-исследовательская работа.Создание инженерных классов требует участия вузов, но еще лучше, когда есть взаимодействие «школа – вуз – предприятие». Это позволит ребятам оказаться в современных лабораториях, пройти производственную практику, а педагогам – повысить квалификацию. Сегодня мы сотрудничаем с Политехническим университетом и МИЦ МГТУ имени Баумана «Композиты России». Это важный этап в системе подготовки, позволяющий выявить склонность детей к инженерным профессиям.Конечно, не все пойдут в инженеры, да, наверное, это и не нужно. Но, пробуя себя в учебных лабораториях, одни убедятся, что это их призвание, а кто-то скажет: «Не мое». В этом и смысл: школьник сможет определиться, готов ли он учиться в инженерном вузе и правильно ли выбрал профессию.25 педагогов школы в этом году прошли обучение по программе «Курс молодого инженера» на базе МГТУ имени Н.Э.Баумана. Программа состоит из трех разделов: «Инженерная графика и трехмерное моделирование», «Робототехника», «Композитные технологии». Курс стал полезным не только учителям информатики, физики, математики, робототехники, но и учителям гуманитарных дисциплин, да и в целом каждому педагогу, которому интересно раскрывать потенциал ребенка, развивать все виды мышления, говорить с ним сегодня на одном языке.Хороший инженер без качественного школьного образования ниоткуда не возьмется. Что для этого нужно?Для начала было решено ввести отдельные «инженерные» модули в уроки технологии начиная с 6-го класса. Пока это модуль по 3D-моделированию в 6-х и 7-х классах. Во втором полугодии начнется изучение основ робототехники. Планируем ввести углубленное изучение математики, физики, информатики, химии, а также в системе дополнительного образования курсы профильного школьного инженерного образования, индивидуальное и групповое проектирование.Также в планах расширение цикла мастер-классов на базе Центра молодежного инновационного творчества. С применением новейшего оборудования, которое есть в центре, обычный урок превращается в увлекательное инженерное исследование. За несколько месяцев школьники уже реализовали проекты по 3D-моделированию, робототехнике и приняли участие в конкурсах «Юный инноватор», InnoMake-2017, региональном научно-техническом конкурсе проектов среди детей и молодежи «Цифровое будущее».С января 2018 года начнутся выездные занятия по лазерным технологиям на базе технопарка «Мосгормаш» для школьников 5-6-х классов.С октября 2017 года 40 старшеклассников стали участниками совместного проекта Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства и Департамента образования «Учебный день в технопарке».Сегодня 30 учеников 10-х классов изучают основы нанотехнологий, робототехники и энергетики, а 10 ребят в специальной лаборатории «Хайтек» учатся работать на инновационном оборудовании, печатают прототипы на 3D-принтерах, создают детали на лазерных раскройщиках, паяют, пилят, сверлят – апробируют теорию на практике.В этом году старшеклассники приняли участие в мастер-классах по нейротехнологиям, виртуальной и дополненной реальности, промышленному дизайну в День знаний в технополисе «Москва» и в телемосте с министром образования и науки Ольгой Васильевой, организованном МГТУ имени Баумана, и еще в множестве интересных мероприятий.Девятиклассники в конце ноября посетили финал первого национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы». Для ребят были организованы ознакомительная экскурсия по компетенциям WorldSkills, а также мастер-классы на площадке детских технопарков Правительства Москвы.Две команды наших девятиклассников приняли участие в мастер-классе по сборке вращающегося стенда лаборатории космонавтики детских технопарков столицы. Большое внимание в школе также уделяется изучению основ предпринимательства и бизнеса. Ведь будущие инженеры должны уметь не только создавать инженерные разработки, но и продавать их. Совместная работа с РЭУ имени Плеханова помогла узнать многое.Мы активные участники клуба молодых предпринимателей, в рамках которого старшеклассники участвуют в деловых играх «Море», «Город», «Создай свой стартап. Продай свой стартап», чемпионатах игры «Технополия», встречах с успешными предпринимателями, а также в квестах. С декабря этого года мы планируем открыть вместе с РЭУ имени Плеханова «криптокласс» в рамках клуба молодого предпринимателя. Очень интересные темы будут затронуты на занятиях: технология блокчейн и криптовалюты для будущих предпринимателей, кибербезопасность и криптовалютное трейдерство.Инженер должен уметь не только паять или писать программы, он еще должен быть эрудитом – знать философию, историю, разбираться в экономике и социологии, чтобы понимать, насколько его разработки этичны. Поэтому не менее важны для инженера общечеловеческие ценности, а их дадут преподаваемые в школе литература, история, языки. Без этой гуманитарной нотки воспитать хорошего инженера и хорошего человека невозможно!Лариса ЗЕРНИЧЕНКО, директор школы №1883 «Бутово»
Комментарии