«А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» – эта фраза из фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» точно характеризует дискуссию, развернувшуюся в Америке и на родине самого классика.
«Замахнулись» не только на монологи принца датского, определив его в шизофреники, но и на несчастного Отелло с его якобы ярко выраженным «сексизмом» по отношению к Дездемоне. Достается и веронским влюбленным: слишком уж традиционными, по мнению ниспровергателей, выглядят сегодня отношения между Ромео и Джульеттой.
Зачинщицей переполоха в учительской среде стала библиотекарь, безуспешно пытавшаяся выбиться в писатели. Возможно, она решила прославиться иным способом – по принципу «Моськи» из известной басни, обвиняя Шекспира в «расизме, гомофобии, антисемитизме и женоненавистничестве».
Как бы то ни было, ее призывы убрать из школьных программ произведения английского драматурга повлияли на мнения определенной части преподавателей. Кто-то согласился, что для подавляющего большинства афроамериканских школьников трагедии Макбета и Короля Лира непонятны и чужды. А гендерно нейтральные ученики вполне допускают, что Гамлета с Йориком связывала не только дружба, но и что-то большее.
Благо, сторонников Шекспира тоже хватает. Особенно, в традиционном Техасе, где детские психологи используют образ Гамлета при лечении психологических травм у юношей, анализируя его личностные переживания. Однако недруги классика мировой литературы не унимаются.
В России нечто подобное происходило с Пушкиным в начале прошлого столетия. Его пытались низвергнуть футуристы. И где теперь они? А где – Пушкин?!!!
Комментарии