Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Быть или не быть сочинению в школах?

Дата: 29 октября 2012, 12:06
Автор:

Чтобы отстоять право на школьные сочинения, учитель должен не обращать внимания на требования времени…

На вопрос, вынесенный в заголовок, каждый педагог-литератор, безусловно, ответит одинаково. Но с каждым годом дети в российских школах пишут все меньше сочинений. Учебные часы на преподавание русского языка и литературы с 7 по 11 класс сведены к абсурдному минимуму – 3-4 урока в неделю. Как учителю «втиснуть» в свой сжатый учебный план сочинение – это, без преувеличения, веками проверенное важнейшее средство развития речи детей? Сегодня тем, как можно сохранить сочинения в своей практике преподавания, делится Елена Дель, учитель русского языка и литературы Лицея-интерната, Великий Новгород.

– Елена Владимировна, сколько лично вы проводите сочинений в своих классах, скажем, в течение четверти?

– Специально я такой подсчет не вела. Но я всегда стараюсь уделять развитию речи детей большое внимание. Могу сказать, что, наверное, провожу большее число сочинений в течение года, чем это традиционно делают другие учителя. Во-первых,  я считаю, что письменная форма очень важна для выражения своих мыслей. Во-вторых, когда дети пишут, они больше думают над фразой. Ну, и, в-третьих, на уроке не всегда удается всех опросить, и это можно сделать с помощью мини-сочинений!

Если считать все сочинения… Нет, все-таки не могу. У меня их очень много! Фактически на каждом уроке литературы я провожу хотя бы небольшую письменную работу. Это может быть развернутый ответ на вопрос – своего рода мини-сочинение. На уроках русского языка мы пишем небольшие анализы по тексту. Совсем большие сочинения –  глубокие, серьезные – конечно, дети пишут реже. Но опять же довольно часто у меня это происходит и на литературе, и на уроках русского языка.

-Вы около 20 лет работаете в педагогической сфере. Можете проанализировать – как менялись темы сочинений за эти годы?

-Раньше больше было патриотических тем среди тем свободных или близких к литературе. Но лично на меня подобные требования времени, общие тенденции не слишком действуют. Я очень люблю, даже отталкиваясь от литературного произведения, давать проблемные темы, чтобы человек нашел сопоставление с собой, со своим внутренним миром, с ситуацией нынешней в целом, с тем, что его окружает. Люблю свободные темы, но все-таки на основе прочитанного произведения. И люблю темы, связанные с анализом текста, с языком произведения. Насколько изменились темы сочинений с течением времени, мне трудно судить, потому что у меня собственный подход к проведению сочинений. Могу сказать, что изменились требования к объему сочинений. Раньше было обязательно исписывать 5-6 страниц. Но я думаю, на этих страницах было много воды, детей заставляли, что называется, высасывать из пальца ненужные строчки. А сейчас объем не требуется такой огромный, и можно ту самую суть выразить. Я от своих учеников требую, чтобы они выразили свою мысль, показали главное. Если человек понимает тему, ее можно раскрыть и короче, необязательно растекаться мыслию по древу. Эта же тенденция прослеживается и в требованиях, предъявляемых на ЕГЭ: 150- 250 слов – это подходящий объем, не нужно растягивать тему до бесконечности.

-В повести Георгия Полонского «Доживем до понедельника» приведено, наверное, самое краткое сочинение, которое упоминается в современной литературе. Оно принадлежит главному герою Генке Шестопалову и состоит из одной фразы: «Счастье – это когда тебя понимают». Как бы вы оценили такое сочинение, если бы его принес вам ученик?

– Нет, я бы все-таки попросила раскрыть мысль, хотя она и интересная! Вы знаете, у меня были такие работы, не до такой степени, конечно, но очень короткие. Я очень люблю работать с математиками в этом плане, потому что они логичны. И они иногда действительно настолько образно и афористично могут выразить свое мнение, что я могу поставить за очень короткое сочинение  «пятерку», если там мысль очень глубокая. Но после этого я с человеком еще обязательно разговариваю и настаиваю на том, что, если это все-таки сочинение, то нужно писать более развернуто. И потом, есть же определенные критерии: свою точку зрения  необходимо подтвердить примером, привести  какой-то аргумент, пояснение. В сочинении должен быть обязательно вывод, пишущий должен к чему-то прийти. Я считаю, что логика в размышлении очень важна.

– Как вы считаете, может ли сейчас учитель быть свободен в выборе тем сочинения, в частоте устраивания сочинений? Есть ли какой-то регламент, который на вас «спускается сверху»?

-Сколько должно быть сочинений в четверть? Давления такого определенного нет. Понятно, что по литературе по любому крупному программному произведению нужно писать хотя бы одно большое сочинение. А вот такие формы, как мини-сочинения, – это свободный выбор каждого учителя. Кому-то больше нравится письменная работа, кому-то устная, кто-то чередует разные варианты.

– Как вы считаете, с какого класса можно писать сочинения, и есть ли какая-то градация по классам – сколько давать сочинений, на какие темы?

– В начале своей педагогической деятельности я три года работала в начальной школе. С шестилетками. Мы с ними буквально с первых дней начали заниматься развитием речи – и писать, и говорить. По опыту могу сказать, что такая работа со словом дает серьезные результаты. На самом деле сочинения можно писать даже в первом классе. Конечно, объем таких сочинений будет совсем другой, подход к их организации – тоже. Но дети в этом возрасте уже способны выражать свои мысли, и их надо этому учить буквально с самого начала обучения. Поэтому я считаю, что тут не может быть никаких ограничений. У меня и восьмиклассники пишут уже очень серьезные работы, и довольно часто. Зато потом у них нет проблем со сдачей ГИА и ЕГЭ при написании тех письменных работ, которые там требуются.

– То есть ваши мини-сочинения, краткие анализы текстов на рядовых уроках литературы и русского языка – это фактически прообраз задания части С ЕГЭ?

– Отчасти. Я считаю, что на ЕГЭ идет более упрощенная работа. Мы «глубже копаем». Но когда ты уже научился копать поглубже до этого, потом становится несложно.

– Последний вопрос, Елена Владимировна – пишут ли ваши ученики сочинения «Как я провел лето» или сейчас в школах такая тема не дается?

– Я такой темы не даю точно. Ну не требуется мне это, и детям, наверное, тоже…

От автора. В сложном времени живут нынешние ученики и учителя. Между теми, кто провел лето в Испании и у дедушки на даче, – большая разница. Не следовать слепо  послушно за временем, сохранить в трудных условиях самого себя, свои принципы, да еще суметь отстоять свое право передать их другим – со стороны учителя это, если не подвиг, то, несомненно, поступок. Даже если дело касается такой «узкой» темы, как сочинение.

Фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt