search
main
0

Быть активистом – это модно! Что же еще побуждает школьников проводить экскурсии и работать в архивах

Наряду с умением учиться ученик должен приобрести способность откликаться сердцем на непреходящие ценности, разделять их морально-этическое поле, быть патриотом своей страны и малой родины.

Образовательные учреждения используют для этого многочисленные воспитательные технологии. В их широком спектре не теряет своей актуальности школьный музей. Дух живой подлинной истории хранится в нем, объединяя в одной экспозиционной плоскости невыдуманные судьбы учителей и учеников, пути высоких достижений и истинных подвигов, страницы человеческого преодоления и подвижнического честного труда. Экспонаты из прошлого, наделенные словом, наглядно рассказывают детям о жизни школы, региона, страны.Будучи муниципальным куратором музейного дела, приглашаю читателей ознакомиться с некоторыми локальными особенностями взращивания и развития воспитательного потенциала школьных музеев в Нововаршавском районе Омской области.В музейную сеть района сегодня входят 11 школьных музеев и один музей учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр». В течение последних двух лет все заведующие прошли курсовую подготовку по теме «Краеведение и школьный музей», участвовали в серии выездных обучающих семинаров. Система муниципальных профессиональных конкурсов выявляла спроектированные и реализованные разработки лучших музейных экскурсий, передвижных выставок, интерактивных программ. За это время была проведена одна реэкспозиция, открылось два новых современных музея, отвечающих всем требованиям музейной методики.Положительный рост профессиональной активности среди музейных педагогов не мог не отразиться на учениках. За эти годы быть активистом школьного музея стало по-настоящему модно. Пришедший ресурс Российского движения школьников вобрал в себя микроколлективы детей, дав им новые стартовые площадки. Юные экскурсоводы, фондовики, поисковики, исследователи-краеведы Нововаршавского района сегодня громко заявляют о себе, добиваясь успеха на конференциях, слетах, конкурсах от муниципального до всероссийского уровня.Впервые собрать вместе этот большой муниципальный детско-взрослый музейный коллектив удалось благодаря I муниципальному слету активистов школьных музеев Нововаршавского района, проходившему 24 ноября 2017 года. Слет состоялся на базе школьного музея Русановской школы «Память поколений». Выбор конкурсной базовой площадки не был случаен: музейное дело выступает приоритетным направлением развития этого учреждения, что продемонстрировала экскурсионно-познавательная вступительная часть слета.Активисты из 8 школ района, разделенные на подгруппы, посетили три интерактивные площадки. Ребята увидели многообразие технических средств обучения, характерное для школы второй половины ХХ века. Пишущая машинка «Оптима», электрофоны, счеты, старинные калькуляторы, диапроектор «Лектор-600», фильмоскопы воспринимались ребятами как нечто архаичное по сравнению с новым поколением айфонов, но в то же время необычайно притягательное своей историей. Получив при входе билет, далее ученики проследовали в импровизированный кинозал на киносеанс русской народной сказки «Колобок», показанной на кинопроекторе «Русь» 1980‑х годов.Открытый в мае 2016 года школьный музей «Память поколений» продолжает обогащаться новыми предметами, временными выставками. Знакомство с его экспозицией прошло под чутким руководством юных экскурсоводов. Девочки увлекательно рассказали о страницах истории школьной жизни. Особая профессиональная уверенность и, конечно, гордость за свою школу чувствовались в их словах.Музейное дело в Русановской школе не стоит на месте. В этом году в ее стенах начал свою жизнь новый проект «Комната времени». Погрузиться в атмосферу быта 1950‑х годов ребятам помог воссозданный интерьер сельского дома: круглый стол, буфет, кровать с высокими перинами и горкой подушек, круглые коврики на полу. Время здесь как будто застыло, ненавязчиво располагая к познанию истории и культуры повседневности того периода. На этой площадке ребята поиграли в народные игры из детства их бабушек и дедушек.Предстоящая конкурсная часть была призвана выявить лучшие музейные активы района. Членам жюри оценить команды помогли испытания «Страницы из жизни школьного музея», «Музейная разминка», «Опиши экспонат».Яркая палитра проектов, достижений и инициатив учеников открылась всем присутствующим в ходе первого конкурса. Ребята поведали о своем личном участии в музейной жизни школы. Они первые помощники своих руководителей в разработке и проведении экскурсий, сборе интервью, монтировании видеороликов, организации патриотических акций, написании исследовательских работ на музейном материале и, конечно, атрибуции богатых музейных фондов.Например, активисты музея Бобринской школы на протяжении многих лет поддерживают традицию вынесения всей школой Стяга памяти, на котором вышиты имена односельчан – солдат Победы, ветеранов Великой Отечественной войны. Активисты музея «Истоки» из села Дробышево сохраняют традицию участия в театрализованных экскурсиях, посвященных аграрной трудовой истории своего села. Этнографическими исследованиями казахской культуры на профессиональном научном уровне занимаются музееведы Каразюкской школы. Сами хозяева слета – группа «Правнуки героев» – презентовали свои музейные разработки, среди которых особо выделяется проект «Учителями славится Россия» по созданию сборника видеороликов о жизни и труде ветеранов педагогического труда Русановской школы. Команда музея «Родники» Александровской школы представила одно из значимых направлений – разработку и проведение эколого-краеведческих мемориальных маршрутов, связанных с именем выдающегося земляка Иосифа Герка.Музей, фонд, экспонат, акт приема предметов на постоянное (временное) хранение, легенда, портфель экскурсовода – далеко не полный список терминов, которыми должен владеть каждый активист. В ходе разминки мы говорили с ребятами на узкопрофессиональном языке музееведения. Отрадно было наблюдать, как они искренне радовались, слушая комментарии ведущего к правильным ответам.Проявить свои истинные качества фондовиков участникам помогла работа с подлинными музейными предметами. Жеребьевка распределила между командами для дальнейшей атрибуции пионерский горн и барабан, галстук и пилотку, значок, чугунок, рушник, чернильницу и перо. Ребятам предстояло дать полное музейное описание, придумать легенду, сделать заключение о том, в какой фонд будет отнесен предмет – основной или научно-вспомогательный.Подводить итоги соревновательной части было нелегко – баллы показали, что все команды сильны. И разрыв между победителями оказался всего в 1 балл. В тройку лидеров вошли активы музеев Александровской, Каразюкской, Русановской основных школ. Остальные команды были награждены дипломами в разных номинациях. Завершился слет передачей права на проведение второго слета музею школы-победительницы и памятным фотографированием. Приятным бонусом для гостей стали чайное угощение и программа творческих мастер-классов педагогов и мастеров Русановской школы и Центра изучения русской культуры.Первый слет активистов школьных музеев подарил ребятам радость погружения в то профессиональное музейное поле, в котором каждый из них видит ценность и непреходящие смыслы, добивается успеха, является частью настоящей школьной команды патриотов. Команды, которая активно заявляет всем, что сохранять и знать свою историю важно, интересно и, если хотите, модно!​Александра ДИЯНОВА, муниципальный куратор школьных музеев в Нововаршавском районе, кандидат культурологии, главный специалист Комитета по образованию, Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте