search
main
0

Была бы основа, а уток найдем. 5-й класс. Тема «Технология изготовления ткани»

Урок проводится в школьном музее. Цели: дать понятие о проектировании личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных материалов, ознакомить с технологией изготовления ткани, научить определять в ткани долевые нити и лицевую сторону.

Оборудование: мультимедийный  проектор, ткацкий станок, прялка, веретено, образцы ткани, толстая игла, портновский мел, ножницы, клей.Ход урока1. Организационный момент2. Изучение  темы урокаУчитель: Изготовление  ткани – сложный и трудоемкий процесс, который происходит в условиях производства с помощью современного оборудования. Сырьем для производства ткани является волокно. Волокна бывают натуральными (или природными) или химическими. Натуральные волокна  делятся на волокна растительного и животного происхождения. Какой путь проходит волокно, прежде чем стать одеждой или другим швейным изделием?Чтобы из отдельных коротких волокон получить длинную и прочную нить (пряжу), их нужно соединить между собой и скрутить. Этот процесс называется прядением. Льнотканый промыселВ старину не было избы, где бы не стояли ткацкие станки, не было крестьянки, которая не умела бы ткать.В 1840-х годах в Суражском  уезде очески (отбросы, получающиеся при чесании) пряли с гребня, а кудель – с кужелки (округленной деревянной пластинки, укрепленной на обрезке доски). Гребень имел вид тонкой лопаты, в широком конце которой прорезали зубья. Его втыкали в днище – гладко выструганную дощечку, в конце которой для этого имелось отверстие. Процесс прядения состоял в том, что клок кудели насаживался на гребень так, чтобы половина его оставалась за задней частью. Пряха левой рукой начинала дергать клочки кудели спереди и тремя пальцами правой руки крутила веретено – древнейшее орудие труда в виде гладкой конусообразной палочки. Это веретено, журчавшее в руках мастерицы, наматывало на себя нить. Такое действие именовали глаголом «посуковать». Пряхе же он запоминался тем, что на указательном пальце правой руки кожа стиралась до крови. Самопрялками на первых порах пользовались только в старообрядческих слободах. И только с конца XVIII века они распространились в других селениях. Самопрялка  состояла из катушки (вьюшки) с маленькими колесиками, соединенными шнурами с большим колесом.Когда при прядении на гребне нить достигала саженной длины, то есть обеих вытянутых рук пряхи, веретено останавливали. Напряв же несколько вьюшек самопрялки, ее сматывали сначала на моталку, а затем в клубки произвольной величины.Приготовив достаточное количество пряжи на основу-уток, принимались за ткачество. В избу вносили деревянный громоздкий стан, занимавший чуть ли не пол-избы. Был он горизонтальным, с двумя навоями и двумя подножками. Большая часть пряжи шла на основу, то есть  на продольные нити будущего полотна, отчего и родилась поговорка: «Была бы основа, а уток найдем». Уток же, с помощью которого ткали, шел поперек основы и перебором образовывал ткань. Суть работы на стане заключалась в том, что уток наматывали на цевку (тоненькую палочку), вставляли в челнок, который быстро мелькал в ловких руках мастерицы. Начинали стучать бёрда (зубья в верхней перекладине), и постепенно, сантиметр за сантиметром, вытягивалось льняное полотно.Готовые холсты скручивали и убирали до июля. А когда приходила пора самых солнечных дней  лета, их выносили к речке для отбеливания. Для этого ткани тщательно  выбивали валиками (пральниками), чтобы они стали мягкими. На речку же с вечера приносили большие долбленые лохани, где в воде разводили полведра отсеянной тонкозернистой печной золы. Ткани окунали в раствор до тех пор, пока не разбухнут. После расстилали на прибрежной траве под солнышком.Современное прядильное производствоЭто сложный технологический процесс, который требует применения различной текстильной техники. Спрессованное волокно проходит несколько стадий обработки:1) его разрыхляют, перемешивают и удаляют сорные примеси специальными машинами;2) полученный холст причесывают и разделяют на волокнистые ленты;3) каждую ленту еще больше вытягивают, скручивают и наматывают готовую пряжу (нити) на шпули.Ткацкое производствоНа автоматических станках из пряжи вырабатывают ткань. На огромную катушку ткацкого станка (навой) наматывают прочные и гладкие долевые нити (основу). Концы нитей протягивают вдоль ткацкого станка и закрепляют на товарном валике, на который и будет наматываться готовая ткань. В процессе производства ткани с помощью специальных приспособлений часть нитей отводят вверх, а часть – вниз. Между ними образуется зев. В нем прокладывают поперечную нить (уток). Эта нить пушистая и менее прочная, чем долевая. Когда поперечная нить возвращается  назад, долевые нити снова меняются местами. Постепенно, ряд за рядом, нити переплетаются между собой. Получается ткань, по краям которой образуется кромка.В зависимости от того, в каком порядке переплетаются нити основы и утка, получается определенный ткацкий рисунок. Самые распространенные ткацкие переплетения – полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Внимательно рассматривая схемы ткацких переплетений, можно найти рисунок, который повторяется во всех направлениях, – раппорт.Отделочное производствоТкань, снятая с ткацкого станка, называется суровой. Она некрасивая, жесткая, плохо впитывает воду. В дальнейшем суровая ткань проходит ряд отделочных процессов. Вот  только некоторые их них:1. Отбеливание – придание ткани белизны. Ткань, прошедшая отбеливание, называется отбеленной.2. Крашение – окрашивание ткани в какой-либо цвет с помощью красителей.  Такая ткань называется гладкокрашеной.3. Печатание – нанесение рисунка на отбеленную или гладкокрашеную ткань с помощью печатных валиков. В результате печатания получается набивная ткань.Как определить направление долевой ткани?При раскрое швейного изделия необходимо определить и учесть направление долевой нити в ткани. Вот как это можно сделать:- по кромке: долевая нить всегда идет вдоль кромки ткани;- по растяжению: долевые нити будут растягиваться меньше, чем поперечные;- по виду и прочности нитей: долевые нити более гладкие, тонкие и прочные.Как определить лицевую сторону ткани?Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Для изготовления изделий нужно научиться различать их. Определить лицевую сторону можно по следующим признакам:- по яркости рисунка: у набивных тканей рисунок на лицевой стороне более яркий;- по мелким дефектам ткани: с лицевой стороны видно меньше узелков и ворсинок;- по ткацкому рисунку (переплетение нитей): у саржевого переплетения с лицевой стороны выпуклый рубчик идет по диагонали из лицевого нижнего угла в правый верхний, у сатинового и атласного переплетения лицевая сторона гладкая, блестящая.Далее учитель рассказывает о профессиях оператор прядильного производства и ткач.3. Вводный инструктажОбсуждение с учащимися порядка выполнения лабораторной  работы «Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон»:1) заполните таблицу, изучив свойства долевых и поперечных нитей;2) вспомните, как направлены долевые нити (основы) относительно кромки;3) потяните ткань и определите, в каком направлении нити растягиваются больше – долевые нити (основы) не тянутся;4) выньте по одной нити основы (долевой) и утка (поперечной) и определите, какая более гладкая и прочная;5) резко растяните образец ткани – по долевым нитям звук более звонкий.​Наталья МОНАКОВА, учитель технологии Великодубровской основной школы Мглинского района Брянской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте