Наряду с ясельными группами в ЦРР – детском саду №2262 используются новые формы дошкольного образования для детей, воспитывающихся в условиях семьи.
Основными формами работы с ребенком и семьей стали индивидуальный и групповой игровой сеансы, консультации, тренинги. С детьми занимаются психолог, воспитатель, педагоги по рисованию, физкультуре и музыке. В группе и на занятиях постоянно присутствуют старшая медсестра и старший воспитатель детского сада. В группе созданы условия для маленьких детей: есть манежи, ходунки, стульчики для кормления, место для кормления грудных детей.
Впервые мы знакомимся с родителями еще до рождения ребенка в клубе «Аистенок», где их встречают педагоги, психолог, врач-педиатр, медицинская сестра, которая учит купать и пеленать ребенка. После рождения ребенка мы расстаемся с родителями до момента, когда малышу исполнится 6 месяцев. С 6 месяцев и до 3 лет малышей и родителей в нашем дошкольном учреждении ждет Центр игровой поддержки, где есть адаптационные группы кратковременного пребывания детей в детском саду, которые содействуют всестороннему развитию детей, их ранней социализации, позволяющей обеспечить в ближайшем будущем успешную адаптацию ребенка к детскому саду, коллективу, обществу.
В группы кратковременного пребывания принимаются дети от 1 года 4 месяцев до 3 лет. С детьми мы проводим такие игровые занятия: плавание, физкультура, музыка, изобразительная деятельность, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, занятия с дидактическим и строительным материалом. Дети посещают группу 3 раза в неделю по 4 часа. Малыши обедают и полдничают в зависимости от времени посещения группы. Вместе с родителями дети приходят в группы, которые будут посещать в будущем, знакомятся с воспитателями и другими педагогами. Уже через год, когда малыши придут в детский сад на весь день, адаптация и знакомство с коллективом проходят намного спокойнее.
Для всестороннего развития личности ребенка и для его успешной социализации в детском саду работает консультативный пункт, педагоги которого оказывают квалифицированную помощь детям, не посещающим детский сад. Здесь можно получить консультацию специалистов. Старший воспитатель оказывает практическую помощь по вопросам организации физического, психического, нравственного, эстетического и патриотического воспитания в семье, дает рекомендации по подбору развивающих игр и игрушек в соответствии с возрастом детей, консультирует по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, знакомит с различными программами воспитания и обучения. Педагог-психолог дает консультации и оказывает практическую помощь по вопросам психического развития детей, подготовке их к школьному обучению, преодолению трудностей в общении со сверстниками, проводит диагностику по запросам родителей. Учитель-логопед осуществляет речевую диагностику и оказывает практическую помощь по коррекции речевых нарушений.
Работа с детьми, воспитывающимися в условиях семьи и посещающими новые формы дошкольного образования, построена так, что педагог общается с одним ребенком или с подгруппой не более 8 человек (в зависимости от возраста и педагогических задач). Количество детей в группе детей 1-го года жизни не превышает пять человек.
Педагоги-психологи детского сада Л.Мелкова и Ю.Бондаренко разработали индивидуальный маршрут развития ребенка раннего возраста с 6 месяцев. В основу маршрута положены методические рекомендации по организации контроля за развитием ребенка в дошкольном учреждении.
Индивидуальный маршрут позволяет отслеживать успехи и проблемные моменты в развитии ребенка, а также содержит рекомендации для родителей по актуальным вопросам развития малыша на ближайшую перспективу. Рекомендации составляет педагог-психолог при участии всех специалистов, работающих с ребенком. Происходит это систематически, исходя из периодов, когда происходит прибавление опыта ребенком (1-й и 2-й год жизни – через три месяца, 3-й год жизни – два раза в год). Такой системный подход позволяет выстраивать личностно ориентированную работу с детьми с учетом динамики овладения малышами навыками и умениями, а также оценивать уровень социального развития и освоения социальных способов поведения.
Цель педагогов, работающих с детьми раннего возраста, – подготовить ребенка к вхождению в социум, сформировать необходимые навыки и умения, которые позволят ребенку в дальнейшем чувствовать себя уверенно в окружающем его мире.
Уверенность в своих силах малыши и их родители могут почувствовать, когда в шестимесячном возрасте приходят в дошкольное учреждение. Здесь малыша ожидает новый неведомый мир, который ему предстоит понять и освоить.
В изостудии малыши впервые соприкасаются с краской, предложенной им для исследования. Педагог по изобразительной деятельности И.Иванова в работе с малышами использует методику М.Гмошинской. Эта методика способствует всестороннему развитию ребенка при обязательном участии родителей в процессе познания окружающего мира. Ирэна Валерьевна отмечает, что при сравнении навыков детей, которые прошли через грудничковое рисование, и детей, начавших рисовать в два года, существуют заметные отличия. Первые смелее действуют с изобразительными материалами, их движения увереннее, они быстрее запоминают цвета и используют их в соответствии с назначением. Дети, которые начали рисовать в грудничковом возрасте, не боятся испачкать руки и начать рисунок на чистом листе.
Процессу овладения ребенком предметной деятельностью много внимания уделяет воспитатель И.Луценко. Педагог использует организованную сенсомоторную игру, игровые занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, внимательно отбирает материал, который является понятным для ребенка данного возраста и способствует его развитию. При проведении игр-занятий расширяется представление детей о назначении предметов, происходит обучение малышей действиям с ними. Эти умения и навыки необходимы для формирования у ребенка способности переносить полученные знания в повседневную жизнь, использовать их в самостоятельной игровой деятельности. Внимательное отношение к подбору материала, а также к индивидуальным особенностям развития каждого ребенка позволяет педагогу достичь максимального восприятия материала детьми и расширить их представления об окружающем мире.
Для формирования социальных навыков ребенка воспитатель также использует различные игровые ситуации и режимные моменты. Например, церемония приветствия – вхождение в день, которая используется при встрече с детьми и родителями. Воспитатель дает образец поведения в ситуации встречи с новыми детьми и взрослыми, учит устанавливать контакт, вызывает положительные эмоции и настрой на общение.
Социализации детей способствуют и специально подобранные хороводные игры, содержащие элементы фольклора и народной культуры. Адаптированные для детей раннего возраста, такие игры удовлетворяют потребность малышей в общении и эмоциональном взаимодействии с детьми и взрослыми. Взрослым, участвующим в этих играх, они помогают завоевать доверие и симпатии малышей. Для развития социального опыта детей раннего возраста педагоги используют игры с игрушками, народные игры-забавы, потешки, которые соответствуют возрасту детей и их социальному опыту. Играя друг с другом, дети усваивают социальные нормы, познают окружающий мир, развивают эмоциональную сферу. В результате у них формируется представление о себе, о других людях и о предметном мире. Через игру и эмоциональный фон, возникающий в процессе игровой деятельности, ребенок начинает понимать, какого поведения ждут от него окружающие, какие нормы поведения являются социально одобряемыми. В постижении окружающего мира ребенком важная роль принадлежит эмоциям. Первый образец отношения к тем или иным явлениям социального мира ребенок получает, ориентируясь на реакцию близких людей, находящихся рядом с ним. По наблюдениям педагога-психолога Ю.Бондаренко, дети включаются в происходящие события настолько, насколько в них включены мама, папа или бабушка, находящиеся рядом. Если позиция родителей – наблюдение и отсутствие искреннего интереса к происходящему, то и ребенок равнодушен к любым видам деятельности и, как правило, не включается в игровое взаимодействие. Если же рядом находится близкий взрослый, живо откликающийся на происходящее и поощряющий попытки ребенка участвовать в совместной деятельности, ребенок улыбается и демонстрирует свое положительное отношение к окружающим. Малыш преображается: активно взаимодействует с игрушками, детьми и взрослыми. Например, девочка Диана (2 года) второй год посещает Центр развития ребенка №2262: первый год – центр игровой поддержки ребенка, второй год – группу кратковременного пребывания для детей до 3 лет. С самого начала мама Дианы заняла позицию активного сотрудничества и взаимодействия с ребенком. Она принимала активное участие в занятиях и играх ребенка, поддерживала девочку в проявлении самостоятельности, не навязывала излишней опеки там, где ребенок мог самостоятельно справиться с предложенным заданием. Сейчас Диана – активный, любознательный ребенок. Она радуется полученным результатам, огорчается в случае неудач, легко вступает в контакт с детьми и взрослыми. Как результат Диана с удовольствие посещает дошкольное учреждение и с нетерпением ждет встречи с друзьями.
Формирование социальных навыков продолжается и на музыкальных занятиях. Дети и родители очень любят приходить в музыкальный зал, где всегда весело и радостно, где музыка создает положительный эмоциональный настрой ребенка, побуждает его улыбнуться, протянуть руку и сверстнику, и взрослому.
Эмоции, помогающие ребенку воспринимать действительность и играющие важную роль в социальном развитии ребенка, на музыкальном занятии с детьми раннего возраста выступают тем стержнем, на который нанизываются все остальные задачи музыкального развития. Задача музыкального руководителя – вызвать у ребенка эмоциональный отклик, донести до родителей важность эмоций в полноценном социальном развитии ребенка раннего возраста. В музыкальном зале ребенок может удовлетворить свои интересы в музыкальной деятельности, рассказать о дождике, используя прикосновение молоточка к пластинам металлофона, изобразить лесного трусишку зайца или, подражая повадкам хитрой лисы, выразить свои чувства и эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности в движении. Музыка помогает вовлечь детей раннего возраста в совместную деятельность, порадовать малышей и оставить положительный эмоциональный настрой от совместных действий в музыкальной игре. Ребенок учится принимать решение: понимать игровую ситуацию и действовать соответственно сюжету, быть самостоятельным в игре, брать на себя роль «солиста».
Родители – непременные участники всех игр и плясок на музыкальном занятии. Находясь в непосредственной близости к ребенку, родители и дети обмениваются эмоциями, тактильными прикосновениями. Создаются условия для визуального контакта, установления теплых взаимоотношений между мамой и ребенком.
В спортивном зале ребенок активно преодолевает дорожку препятствий, которая разработана воспитателем А.Черниковой и медсестрой Л.Авагимян с учетом физиологических особенностей детей от шести месяцев. В движении, при поддержке родителей и воспитателя по физкультуре ребенок открывает новые возможности своего тела. Ребенок осознает – я могу.
Педагоги, работающие с малышами, разработали перспективные и календарные планы по развитию речи, физическому, сенсорному развитию, изобразительной деятельности, музыке. Метод игрового взаимодействия, используемый педагогами, работающими в центре игровой поддержки, группах кратковременного пребывания и консультативном пункте, помогает ребенку сформировать первые представления об окружающем мире, о себе в этом мире, осознать свое «я».
Ребенок раннего возраста и его родители посещают дошкольное учреждение вместе. Это снимает проблему стрессовой ситуации, возникающую в результате разрыва между маленьким ребенком и мамой, создает благоприятный эмоциональный фон для развития ребенка и формирования необходимых социальных навыков. На фоне удовлетворения базовых потребностей ребенка, интереса в разнообразных видах деятельности и содержательного общения с педагогами ребенок эффективно включается в процесс социализации.
Педагоги оказывают родителям необходимую консультативную помощь. Большинство родителей, посещающих вместе с детьми новые формы дошкольного образования в ДОУ, – это молодые родители. Иногда родители не осознают важность периода раннего детства в формировании основ личности ребенка с точки зрения его социального статуса. Иногда приходится убеждать родителей в том, что куда важнее научить малыша правильно действовать с окружающими предметами, сформировать культурно-гигиенические навыки, научиться адекватно реагировать на просьбы и замечания взрослых, чем считать до десяти в трехлетнем возрасте.
И все же большинство современных родителей очень ответственно относятся к вопросу развития детей, понимают важность раннего возраста в общем развитии ребенка и активно взаимодействуют с педагогами. Такие родители выполняют все рекомендации педагогов, активно включаются в процесс социального воспитания ребенка и всегда открыты для общения.
Родители, посещающие новые формы дошкольного образования, сами проходят социальную адаптацию. Они имеют возможность непосредственно наблюдать за тем, как ребенок вступает во взаимодействие с другими детьми, как другие родители общаются с детьми, и как следствие задумываются, всегда ли правильно поступают они?
Таким образом, посредством новых форм дошкольного образования, организованных в ЦРР – детском саду №2262, выстраивается работа по социализации детей раннего возраста с привлечением родителей, формируются социальная устойчивость ребенка, его способность активно взаимодействовать с окружающим миром на основе сохранения индивидуальности и особенностей личностного развития.
Н.БЛОХИНА, заведующая ЦРР – детским садом №2262; Л. ДЫШЛОВЕНКО, старший воспитатель
Комментарии