search
main
0

Буря как творческий фактор Урок чтения по стихотворению А.С.Пушкина “Зимний вечер”. 3-й класс

Цели. Воздействовать на чувства детей, сделать их способными к переживанию разнообразных эмоций, расширять нравственную и эмоциональную сферу. Совершенствовать навыки чтения. Приобщить учеников к неиссякаемому источнику познания, развития и воспитания – родному слову, представленному пушкинской поэзией.
Оформление. Портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к стихотворениям поэта; выставка книг: детские издания стихотворений А.С.Пушкина.
На доске слова. “Первое, что бросается в глаза при чтении стихов Пушкина, – это их удивительная художественная прелесть, яркость и ясность образов, заражающая сила чувств, блеск ума, виртуозное владение словесными средствами – ритмом, звуками…”
С.Бонди

Ход урока

Психологическая подготовка к восприятию пушкинских стихов
Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта, во всех пушкинских местах (Москве, Санкт-Петербурге, Михайловском, Болдине, Одессе) проходит праздник пушкинской поэзии, на котором звучат стихи великого певца.
Представим себя участниками одного из таких праздников и еще раз насладимся пушкинскими стихами о природе.

Ритмическое чтение
Вы должны почувствовать ритм стихотворения и продолжить его чтение из своей карточки. Учитель читает стихотворение, а дети узнают его:
1. “Гонимый вешними лучами…” (дополнительное чтение).
2. “Опрятней модного паркета…” (3-й класс).

Повторение ранее прочитанных и выученных наизусть стихотворений
Литературная игра “Вспомните стихотворение А.С.Пушкина и восстановите строчки”.
1. Север
Волшебница зима
“…Вот север, тучи нагоняя…”
…Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
2. Вьюга
Мгла
Луна
Тучи
“Зимнее утро”.
Вечор, ты помнишь, вьюга
злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела …
3. Очарованье
Краса
Увяданье
Леса
“Осень”
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная
краса –
Люблю я пышное природы
увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

Вводная беседа. Подготовка учеников
к чтению стихотворения “Зимний вечер”
Пушкин не мог мириться с существующей несправедливостью. В своих стихотворениях поэт говорил о бесправии крестьян, о жестокости царя и помещиков. За такие стихи Пушкин по распоряжению царя был выслан в село Михайловское, находящееся недалеко от города Пскова, где и провел два года.
Долгие зимние вечера поэт проводил в обществе своей старой няни Арины Родионовны. Часто бывало так: за окном воет вьюга, стучит в окно, завывает в трубе. Няня прядет или вяжет. Пушкин здесь же сидит и работает при свете свечи. Грустное сознание своего одиночества, тоска о друзьях и близких охватывала поэта. Он просит няню рассказывать ему сказки.
Пушкин подарил бессмертие “подруге юности своей”, воспев ее в “Евгении Онегине”, стихотворениях “Няне”, “…Вновь я посетил”, “Зимний вечер”. Стихотворение “Зимний вечер” было написано в селе Михайловском в 1825 году.

Постановка
учебной цели урока
Сейчас мы будем читать, анализировать и заучивать наизусть стихотворение “Зимний вечер”.

Работа над стихотворением
а) Первоначальное чтение учителем – одно из важнейших звеньев работы над лирическим произведением.
(От того, как прочитает учитель, во многом зависит восприятие детьми идейного содержания, настроения, красоты художественного слова).
Определить тон чтения. (Спокойный, плавный, ритмичный, окрашенный грустью).
б) Чтение стихотворения учениками про себя. (Дает возможность еще глубже пережить те настроения, которыми наполнено это стихотворение).
Какая была погода в тот зимний вечер? (Была буря, снег кружился, его поднимало вверх. Небо было покрыто мглою. Неба не было видно.)
Мгла – это сырой, холодный туман. (Все было серое от мглы. Ветер кружил, шуршала солома на крыше. Было скучно, темно).
в) Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения.
Найдите в стихотворении описание бури.
Подчеркните в данном тексте образные выражения одной чертой, а сравнения – пунктиром.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит…
А как вы думаете, почему поэт прибегает к этим сравнениям? (Чтобы легче представить зимний деревенский вечер, тяжелое настроение. Поэт был одинок, ему было скучно и тоскливо. Зверь воет, нагоняет тоску. Дитя плачет, становится тоже тоскливо. У поэта сердце сжималось от тоски и одиночества).
Первые две строки произносятся негромко, как бы издалека; логические ударения распределяются по всему составу предложения:
“Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя”.
Следующее предложение – “То, как зверь, она завоет” – произносится с большей силой, выделяются слова зверь, завоет.
Предложение “То заплачет, как дитя” читается так: слово заплачет произносится тихо и медленно, как дитя – тоже тихо, но на более высоких тонах.
“То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит”.
Эти две строки читаются тревожно, слово вдруг – быстро, на слова обветшалой, зашумит падает логическое ударение, в них выделяется звук Ш, напоминающий шум, шуршание соломы.
“То как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит”.
Эти строки произносятся обеспокоенно, выделяются звуки К и Т в словах путник, к нам в окошко застучит, напоминающие стук.
“Наша ветхая лачужка
И печальна и темна”.
В слове печальна немного растягивается слог ЧА, после слова темна – пауза.
Как следует читать обращение поэта к няне и его просьбу? (Обращение к няне надо читать ласково, нежно, негромко). Почему? (Он любил свою няню. Он называет ее “мой друг”, “моя старушка”, “добрая подружка”).
“Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?”
Эти фразы произносятся с вопросительной интонацией, логическое ударение падает на слово приумолкла, обращение моя старушка говорится нежно и ласково.
“Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена?”
Четверостишие читается медленно, с вопросительной интонацией, выделяются слова завываньем, утомлена, дремлешь, на которые падают логические ударения.
“Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла”.
При чтении этих строк в голосе выражается ласковая просьба, выделяются слова песню, синица, девица, за водой.
Конец стихотворения произносится с большей эмоциональной окраской, чем вначале.
г) Хоровое чтение.
д) Индивидуальное чтение.

ИТОГ. Рефлексия деятельности детей
на уроке.

Людмила ТИЦКАЯ,
учитель начальных классов акбулакской средней школы N 1

п.Акбулак,
Оренбургская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте