search
main
0

Буратино и ноутбук. Компьютерно-игровой комплекс – средство развития детей

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Их успех связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одно из важных условий обновления – использование новых информационных и коммуникационных технологий. По инициативе губернатора Челябинской области в 2007-2008 годах был проведен конкурс проектов программ использования новых информационных технологий в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. По итогам конкурса 22 учреждения, реализующих программы дошкольного образования, получили компьютерно-игровые комплексы для работы с детьми дошкольного возраста. Наш детский сад стал одним из победителей конкурса.

Дети зачастую шагают впереди педагогов, опережая их в информационных знаниях. Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей основам информатики и вычислительной техники, а создание новых, научно обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно-развивающей среды ребенка, расширение возможности познания окружающего мира, индивидуализацию образовательного процесса.

Компьютерно-игровой комплекс представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «компьютерную предметно-развивающую среду». В состав КИК входят:

ноутбуки (7 для детей и

1 для педагога), снабженные программой Windows XP, объединенные в единую сеть;

цветной лазерный принтер, обеспечивающий повышение качества подготовки и проведения занятий;

видеопроектор и экран, позволяющие использовать КИК не только для индивидуальной, но и для фронтальной работы;

комплекты развивающих и обучающих игр, обеспечивающих всестороннее познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка;

комплекты детской мебели (из экологически чистого материала);

наборы мягких игровых предметных средообразующих модулей, настольно-печатные и народные игры и игрушки.

Важно отметить, что все оборудование компьютерно-игрового комплекса соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.

Компьютерно-игровой комплекс в детском саду органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Активно используются возможности его применения не только в специально организованной деятельности, но и в дополнительном образовании.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1.1249-03 индивидуальные занятия на компьютере проводятся с детьми старшего дошкольного возраста два раза в неделю не более 15 минут. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран). Данная работа повышает интерес детей к изучаемому материалу и расширяет возможности моделирования игровых ситуаций.

В компьютерно-игровом комплексе работает педагог дополнительного образования, знающий возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста, воспитательно-образовательную программу ДОУ, технические возможности компьютера и владеющий методикой приобщения детей к новым технологиям.

Работа с детьми – ведущий раздел деятельности педагога дополнительного образования, который требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно деятельностью целой подгруппы. Педагог постепенно приобщает дошкольников к новой для них деятельности – компьютерным играм. С целью успешного освоения игровой задачи разработано перспективное планирование, составлены конспекты занятий с использованием заданий, предложенных на дисковом материале. Параллельно с общеразвивающими группами в компьютерно-игровом комплексе занимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, что позволяет решать важные задачи коррекционно-развивающего образования.

Развитие детей в условиях взаимодействия с компьютером основывается на создании у них соответствующих мотивационных установок, на изменении (при необходимости) характера и объема заданий, на обеспечении активности в работе с компьютером, в ходе которой дети постепенно становятся субъектами деятельности. А все это ведет к осознанию ребенком своих возможностей, их росту, увеличению самостоятельности в общении с компьютером и в итоге к решению основной задачи – развитию личности, адаптированной к «компьютерной деятельности».

Необходимо отметить, что компьютерные игры – это своего рода индикатор деятельности воспитателя, нередко в ходе игры выявляется недостаток знаний в той или иной образовательной области.

Работа педагога компьютерно-игрового комплекса с воспитателями заключается в организации постоянно действующего семинара-практикума для ознакомления воспитателей с условиями работы и программно-методическим обеспечением КИК, установления содержательных связей в воспитательно-образовательной работе с детьми, пополнения медиатеки дидактических материалов.

Педагог знакомит родителей с особенностями деятельности детей в КИК (выступления на родительских собраниях, организация открытых просмотров занятий, консультации, беседы).

Так, необычными и запоминающимися получились последние праздники. В музыкальном зале установили мультимедийное оборудование, с которого любимые герои сказок (Незнайка, Буратино, Джинн) обращались к детям с заданиями и вопросами. Благодаря виртуальному общению с ними дети почувствовали себя в другом измерении. Объединив сказочного героя и компьютерную игру, мы сделали это волнующее событие незабываемым как для детей, так и для их родителей.

Компьютерно-игровой комплекс явился отправной точкой для активизации процесса информатизации. Педагогический коллектив детского сада определил перспективы использования компьютерно-игрового комплекса: повышение информационно-коммуникационной компетентности педагога дошкольного учреждения, разработка цифрового образовательного ресурса по разделам реализуемой программы «Радуга» (познавательное развитие, музыкальное воспитание), функционирование собственных информационных ресурсов (сайт, локальная сеть).

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами, всеми участниками образовательного процесса.

Мы открыты для общения с коллегами.

Адрес сайта образовательного учреждения: http://ds378.ru.

Татьяна Чилимская, заведующая детским садом № 378, Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте