search
main
0

Бунт – крайняя форма самоуправления. Тема «Права ребенка». 6-8-е классы

Цели: Разъяснить сущность основных прав, которыми обладает ребенок. Познакомить с нормативно-правовыми актами, в которых зафиксированы права детей. Сформировать навыки защиты своих прав.

: Ученики должны определить, какие требуются условия для здорового роста и развития детей, кто и как отвечает за их обеспечение.Цель – отобрать достойный проект. – выработать критерии оценки проектов, провести открытый конкурс, выбрать лучший проект. Участникам этой группы сообщается также следующая информация: каждый из них представитель какого-то из министерств – внутренних дел, здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения. Каждый из них, кроме общих, должен блюсти и интересы своего министерства, т.е. ждать от разработчика удовлетворения специфических требований своего ведомства. Эти требования на данном этапе должны быть сведены в лист критериев, по которым будет отобран лучший проект.: Учащиеся должны познакомиться с положениями федерального законодательства в области школьного самоуправления и возможностями реализации его требований в своем учебном заведении. (2-й вариант)

Система уроков: 1. Зачем людям нужно имя и что такое гражданство? 2 и 3. Благоприятные условия развития. Ответственность общества за условия развития детей. 4. Права ребенка в школе.

Урок 1. «Зачем людям нужно имя и что такое гражданство?»

Задачи

Учащиеся должны:

понять значение имени как личного и социального идентификатора;

проследить связь между именем и гражданством.

План урока

Что такое имя?

Для чего нужно имя?

Для чего нужно гражданство?

Ход урока

Обсуждение понятия имени человека.

Ребятам предлагается обсудить эпизод из повести «Земля Соленых Скал», где описываются индейские племена, в которых у детей нет имен. Из литературы можно узнать о возможности существования общества, в котором у людей есть только номера («Мы» Замятина). Надо отметить, что некоторые функции имени как уникального идентификатора номер не теряет, а, наоборот, соответствует им полнее. Это выводит нас на другую функцию имени: социокультурную. То есть имя не только служит для того, чтобы человека можно было выделить из толпы, но и находится в каких-то отношениях с его личностью. Здесь можно поговорить о том, как дети получили свои имена, почему эти, а не другие, кто их им придумал – родители, или бабушки-дедушки, или они были названы в честь кого-то из своих родственников. Можно узнать, довольны ли они своими именами, какие имена им нравятся и почему, какие они хотели бы получить, если бы имели возможность сменить их.

Обсуждение социальной роли имени человека.

Социальную роль имени можно раскрыть, поговорив о тех документах, где ребята уже могли встретить свои имена, – метрики, школьные дневники и журналы, карточки в поликлиниках, возможно, паспорта. Эти документы обладают разной степенью важности, значимости в жизни, актуализируют различные социальные роли носителя имени – ребенок, ученик, пациент, гражданин. При том используется один и тот же идентификатор – имя (конечно, в более широком его понимании – ФИО).

Выбор гражданства, обсуждение различных аспектов гражданства.

Такие документы, как классный журнал или больничная карта, связывают тему имени с темой конфиденциальной информации. Паспорт выводит нас на тему гражданства. Пусть ребята поразмышляют над вопросом: каким образом они стали гражданами страны? Было бы небезынтересно выяснить, почему это так, как могло бы быть иначе, хотели бы они выбрать себе другое гражданство, какие последствия это повлекло бы за собой (лучшие условия жизни, разлука с родными). В качестве примера конфликта на почве права на гражданство – история мальчика-кубинца, которого родственники в Майами не хотели отдавать отцу на Кубу, но суд решил дело в пользу последнего.

Уроки 2-3. «Благоприятные условия развития. Ответственность общества за условия развития для детей»

Задачи: Ученики должны определить, какие требуются условия для здорового роста и развития детей, кто и как отвечает за их обеспечение.

План уроков

Благоприятные условия для развития.

Ответственность общества за обеспечение благоприятных условий для развития.

Ход уроков

Игра «Город детства»

Игровая ситуация

Правительство задумало построить большой город, в котором были бы созданы наилучшие условия для жизни и развития детей. Устраивается конкурс среди архитектурных фирм. В течение игры происходит разработка проектов: с одной стороны, выработка критериев их оценки, с другой – защита и критика проектов.

Детей делят на четыре-пять групп по 4-5 человек в каждой. Все группы, кроме одной, – архитектурные фирмы, участники конкурса, которые надеются выиграть «богатый» господряд. Оставшаяся группа – это государственная комиссия, ответственная за проведение конкурса и выбор лучшего проекта. Перед тем как разделить детей, дается краткая вводная, описывающая игровую ситуацию.

Работа в группах

Государственной комиссии сообщаются ее цель и задачи.

Цель – отобрать достойный проект. Задачи – выработать критерии оценки проектов, провести открытый конкурс, выбрать лучший проект. Участникам этой группы сообщается также следующая информация: каждый из них представитель какого-то из министерств – внутренних дел, здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения. Каждый из них, кроме общих, должен блюсти и интересы своего министерства, т.е. ждать от разработчика удовлетворения специфических требований своего ведомства. Эти требования на данном этапе должны быть сведены в лист критериев, по которым будет отобран лучший проект.

Архитекторам сообщается общая информация о конкурсе и, по секрету, состав государственной комиссии. От архитекторов требуется нарисовать примерный план будущего города с пояснением, что и где будет находиться. После того как они создадут проекты, состоится их «защита» перед комиссией и другими группами, так что они должны учитывать требования комиссии (исходя из ее состава) и конкуренцию, должны быть готовы объяснять, что представляет собой их проект, почему его должны принять.

Защита проектов

Архитекторы по жребию рассказывают о своих проектах, члены комиссии ставят оценки в листе критериев, который они создали на предыдущем этапе. После совещания комиссия выносит решение, выбирает лучший проект, аргументируя свой выбор, сообразуясь со своими оценками и критериями.

Обсуждение игры

Выясняются мотивации основных игровых моментов – почему были приняты именно такие решения относительно частей проектов, выбраны именно такие пути, именно такие критерии оценки проектов, какие могли бы быть альтернативы, чем они лучше/хуже использованных в игре.

Обсуждается, какие же условия требуются детям для нормального развития; кто в действительности должен контролировать эти проблемы, в какой степени это задача родителей, в какой – государства; как последнее может осуществлять заботу о детях – школы, поликлиники, центры досуга и т.п.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить свои листы критериев, «десяти требований к жизни», расположив их в порядке возрастания важности.

Урок 4. «Права ребенка в школе»

Задачи: Учащиеся должны познакомиться с положениями федерального законодательства в области школьного самоуправления и возможностями реализации его требований в своем учебном заведении.

Материалы для урока

Закон РФ «Об образовании» (последнее издание) в достаточном для работы количестве.

Школьное самоуправление.

Способы защиты прав ребенка в школе.

В процессе урока предлагается ознакомиться с выдержками из Закона РФ «Об образовании» (статьи, касающиеся управления общеобразовательным учреждением) и проанализировать положение со школьным самоуправлением в своей школе.

Отталкиваться можно от эпизода из «Кондуита и Швамбрании» Л.Кассиля, описывающего «крайнюю форму самоуправления» – ученический бунт. В качестве вполне реальных параллелей можно привести студенческие бунты во Франции 60-х годов, начала века в России, антивоенные – в США.

С другой стороны, можно за отправную точку взять обсуждение проблем данного класса и школы, возможности их решения. При этом надо рассматривать проблемы в перспективе – не только как решить конкретную проблему, а как решать все подобные проблемы. В качестве проблем могут выступать не только «производственные» конфликты. Школьное самоуправление – в первую очередь механизмы решения конфликтов детей и детей, детей и учителей.

В процессе обсуждения возможных путей решения этих конфликтов привлекается материал закона, проводятся параллели с механизмами решения конфликтов между людьми «в большом мире».

В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить предложения по улучшениям, которые можно было бы произвести в школе. Для облегчения задачи можно предложить им представить себя на время выполнения задания директорами. Полезно напомнить ребятам результаты игры на предыдущем занятии.

Урок 4. «Права ребенка в школе» (2-й вариант)

Задача: Учащиеся должны познакомиться с основными методами защиты прав ребенка в школе.

Карточки с описанием рассматриваемых ситуаций и карточки с ролями участников в каждой группе.

Ролевая игра «Права ребенка в школе»

Основные этапы игры

1. Деление на группы.

2. Вводная информация.

3. Обсуждение ситуаций в группе.

4. Проверка принятых в группах решений.

5. Обсуждение результатов и путей их достижения.

Ход игры

1. Деление класса на группы можно произвести произвольно – например, путем жеребьевки. Каждая из групп представляет в игре школу. По желанию ведущего это могут быть школы разного типа: 1) обычная школа, в которой считается важным поддерживать строгую дисциплину; 2) школа «демократического стиля»; 3) элитная школа, руководство которой беспокоится в первую очередь о престиже учебного заведения и др. В этом случае участникам выдается карточка с подробным описанием той школы, которую они представляют в игре.

2. Вводная информация включает в себя: во-первых, роли участников ситуации, распределяемые по жребию, и, во-вторых, описание самой ситуации (они должны быть различными для разных групп).

Примечание. Возможен вариант, когда роли не распределяются, тогда работа в группе проходит в форме обсуждения.

3. Обсуждение ситуаций в группе должно проходить в соответствии с полученными участниками ролями (проследить за этим необходимо ведущему). Обсуждение может представлять собой проигрывание группой заданной ситуации и ее продолжения.

Ведущие в группе могут выполнять несколько функций. Во-первых, ведущий может предложить несколько вариантов поведения, но только после того, как ребята решат, что необходимо вообще что-либо предпринять. Во-вторых, ведущий может сыграть роль второй конфликтующей стороны или посредника, если ребята в группе выбрали некую стратегию действий и хотят «опробовать ее на практике» (например, роли «чиновник отдела образования», «адвокат», «председатель родительского комитета школы» и т.д.).

4. Если придуманный способ действий не срабатывает, группе будет полезно посмотреть на происходящее со стороны, после чего как бы отмотать пленку назад и попробовать проиграть другой вариант развития событий. На эту работу отводится не менее 20 минут.

5. После завершения работы большинством групп следует перейти к общему обсуждению. В ходе обсуждения каждая группа демонстрирует свою ситуацию и выход из нее. Можно раздать всем участникам цветные карточки, например белую и красную, с тем, чтобы после демонстрации каждый из участников выразил свое отношение к предложенному варианту развития событий, показав белую карточку, если найдено удачное решение проблемы, и красную, если лично его оно не устроило бы. Тем из участников, кто поднимет красную карточку, можно предложить обосновать свою очку зрения и привести собственный вариант решения.

Основная задача обсуждения – выработка наиболее эффективной стратегии поведения в критических ситуациях. Необходимо, чтобы дети, опираясь на данную ими самими оценку работы групп, выделили во всех предложенных способах защиты прав ребенка в школе те шаги, которые максимально способствовали достижению этой цели.

Например, хорошая стратегия включает в себя осознание самого факта нарушения прав ребенка. В любом случае, а особенно если нарушены права не одного ребенка, а нескольких, отстаивать их легче, объединившись. Далее необходимо выяснить, от кого может зависеть решение вопроса – начиная от школьного учителя и до районного суда. В соответствии с этим и выбирается способ дальнейших действий.

Важно, что, кроме этой, дети могут использовать и другие стратегии поведения в ситуации нарушения их прав – вопрос только в их эффективности. Возможно, в некоторых случаях ребенок решит, что «замять» проблему будет лучшим выходом, но для того чтобы это решение было взвешенным, осознанным выбором, он должен рассмотреть все возможные варианты. В заключение игры их необходимо обозначить (они могут быть сформулированы как рядовыми участниками игры, так и ведущим). Итак:

последовательное отстаивание своих прав;

принесение извинений: «виноват (не знаю в чем, правда), больше не буду», в результате чего про конфликт со временем забывают;

переход в другую школу (эта ситуация все равно безнадежная, уже ничего не поможет, ну их…) и т.д.

Александр ОСТРОГОРСКИЙ, Молодежный центр прав человека и правовой культуры

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте