Проблема буллинга – травли в детских коллективах – актуальна во всем мире. Существует она и в современной российской школе. Важно не замалчивать проблему. Не делать вида, будто все гладко, в то время когда хотя бы один ученик продолжает подвергаться травле. Чаще всего дети не понимают, что делать в подобных случаях, и тем более не знают, как их не допустить. Поэтому важнейшая обязанность школы – обеспечить безопасное пространство для всех учеников.
Травлю сложно не заметить
Травля возникает при наличии нескольких составляющих. И одно из них – сообщество взрослых, нечувствительных к данной проблеме, не понимающих не только причин травли, но и ее последствий для коллектива.
Буллинг – не единичный случай проявления агрессии. При буллинге на протяжении длительного времени группа лиц травит одного конкретного человека. Поэтому малозаметной ситуация может быть только в самом начале.
Буллинг тяжело переживается детьми-жертвами, травмирует на долгие годы. А иногда травля приводит к трагичным последствиям, попыткам суицида. Для детей, подвергающихся травле, каждый школьный день становится испытанием.
Жертвой буллинга может стать любой ребенок, потому что ценности каждого класса отличаются. Вместе с тем есть закономерности: травле скорее подвергнется неуверенный в себе ребенок с низкой самооценкой, у которого нет в классе настоящих друзей.
Психолог поможет наладить ситуацию. Но без активной поддержки всех – родителей, педагогов и детей – прекратить буллинг невозможно.
Причины буллинга
Буллинг нельзя оправдать только неправильным семейным воспитанием. Тем не менее дети-агрессоры часто вырастают в семьях, где их самих оскорбляли и унижали. Впоследствии они переносят эту модель поведения в школу.
Если в семье живут по принципу «вот я вам всем покажу!», а педагоги в школе не создали теплых, дружеских взаимоотношений, подросток убеждается, что он прав, что насилие – это часть общения и для выживания в социуме необходимо унижать других.
Неэффективное поведение
Зачастую взрослые стараются не вмешиваться, не пресекают агрессию одних детей по отношению к другим. При этом они могут объяснять свое бездействие особенностями ребенка-жертвы, который «сам виноват, ведет себя, как неадекватный».
Порой учителя закрывают глаза на происходящее, считая, что «дети сами разберутся». Не хотят признавать проблему, потому что кроме отрицательных эмоций, связанных с ее разбирательством, могут приобрести репутацию педагогов, у которых это происходит.
Решение проблемы действительно может затянуться надолго. При этом перевод ребенка-жертвы или агрессора в другую школу – только временный выход. Если не создаются условия для формирования новых здоровых взаимоотношений, ситуация повторяется.
Считается, что буллинг – это проблема самой организации, той системы, которая породила возможность травли. Ребенок самостоятельно делает выбор в пользу добра или зла, но система может создать условия для проявления худшего, что в нем есть.
Эта тема была и остается сложной для всех. Многие учителя болезненно воспринимают критику в свой адрес. Поэтому, сталкиваясь с агрессией ребенка, показывают неэффективное поведение.
Как родители могут распознать проблему?
Если детско-родительские контакты на хорошем уровне, ребенок может сказать дома: «Не могу разобраться, скажите, что делать». Но абсолютное доверие царит не в каждой семье.
Если ребенок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим признакам.
Нужно обращать внимание на синяки на теле, которые появляются изо дня в день. Ребенок может попытаться скрыть их с помощью одежды даже от ваших глаз, потому что одно только упоминание о том, что он не смог постоять за себя, его травмирует.
Ребенок становится высокотревожным, начинается бессонница, пропадает аппетит. Подросток не хочет идти в школу, выдумывает правдоподобные истории типа: «сегодня свободный день», «учитель заболел», «всех забрали на соревнование, а мне нельзя, у меня освобождение на неделю» и так далее.
Регулярная травля приводит к депрессии, нарушениям в поведении, тогда родители сразу же должны обратиться к специалисту.
Как быть учителю
Что же необходимо предпринять учителю при первых признаках травли?
Спокойно, твердо и уверенно заявить, что агрессия в отношении конкретного ребенка недопустима. Защитить ребенка-жертву, при всех встать на его сторону.
Не пускать ситуацию на самотек. Постарайтесь вместе с коллегами и школьным психологом найти выход.
Научить подростков правильному поведению в социуме, уважению границ других людей.
Своевременная диагностика
Для своевременного выявления проблемы и прекращения травли в детском коллективе необходима ранняя диагностика. Это задача школьного психолога.
Для диагностики используют различные инструменты и методы. Так, сегодня все большую популярность у психологов и коучей приобретают метафорические ассоциативные карты (МАК) – наборы с изображениями людей, событий, природы, абстрактных образов, объединенных одной темой.
Психолог просит подростка выбрать одну или несколько карт, которые больше всего соответствуют его переживаниям в школьном коллективе. Если ребенку комфортно в классе, он выберет светлые карты с играми в группе или в паре. Если ему плохо – экологические и другие катастрофы, разбитые предметы. Выбрав карту с разбитым стеклом, ребенок может пояснить: «чувствую себя, как это стекло», а при расспросе начнет говорить о том, что реально наболело.
Стратегия действий
За рубежом для прекращения буллинга используют комплексный подход. Например, формируются команды специалистов, которые выезжают в школы и работают с возникшей ситуацией, индивидуально помогают детям.
Специфика решения проблемы буллинга заключается в том, что помощь должна быть направлена одновременно на всех участников – на ребенка-жертву, на детей-агрессоров и примкнувших к ним лиц, учителей, так как ситуация травматична для всех.
Если помочь справиться с ситуацией только ребенку-жертве, агрессия может быть направлена на другого.
Важно, чтобы у ребенка появился хотя бы один друг, тогда он становится включенным в коллективные процессы.
Ребенок-жертва нуждается:
– в эмоциональной поддержке психолога и родителей;
– в защите и готовности понять его проблемы в школе;
– в принятии и поддержке вне школы, чтобы в кружках по интересам, клубной работе он мог проявить себя.
Наименее вероятно возникновение буллинга в учебных заведениях, где педагоги:
– занимают четкую позицию неприятия насилия, сразу пресекают агрессивное поведение;
– обсуждают любые конфликты, не поощряют нездоровую конкуренцию между учениками, учат детей конструктивно разрешать споры;
– поощряют заботу по отношению к детям с особенностями в поведении и развитии.
Итак, нужно обязательно реагировать и вмешиваться! Вмешательство взрослого может сыграть решающую роль.
Что категорически нельзя делать в ситуации буллинга
Нельзя говорить, что «дети сами виноваты». Не противодействуя буллингу, взрослый по сути соглашается с ним и, таким образом, сам того не желая, принимает сторону нападающих.
Нельзя замалчивать ситуацию, это служит потаканием агрессору.
Не пытайтесь вызвать у агрессора жалость к жертве. Это только усугубит ситуацию.
Важно помнить, что буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме словесной травли, распространения сплетен, бойкота.
Знала одну хорошую семью с двумя дочерьми с небольшой разницей в возрасте. Старшая девочка в 8‑м классе неожиданно перестала ходить в школу. При этом она собирала учебники и говорила дома, что идет на уроки. В школе решили, что ученица болеет. Так продолжалось, пока классный руководитель не предложила одноклассникам проведать «больную». Тут все и открылось.
Мама, преподаватель вуза, смогла по душам поговорить с дочкой и выяснила, что над ней насмехались, так как девочка не понимала один школьный предмет. Происходящее нельзя было назвать полноценной травлей, но ежедневные насмешки одноклассников девочка переносила все более болезненно. Мама сама подсказала дочке решение – стать компетентной в этой дисциплине. Девочка начала учить предмет, грамотно отвечать, и насмешки прекратились. Смеяться стало не над чем.
Этот случай – пример легкого преодоления трудностей. Грамотная мама, понятливая дочка и класс, который стал уважать ученицу по заслугам. Часто для решения проблемы требуются значительные усилия и время.
Эффективная профилактика
Учитывая опыт школ, преодолевших буллинг, понимаешь: недостаточно сделать так, чтобы дети были заняты во всевозможных кружках. Одной занятостью вопрос не решить.
Для эффективной профилактики буллинга необходимо больше:
Вокруг школьников должны выстраиваться отношения взрослых – добрые, умные, поддерживающие, честные. Дети скопируют их в свои отношения, этому даже учить не придется. Детям изначально нужен сильный, добрый, умный руководитель, который научит дружить и поддерживать друг друга в любой, даже несовершенной системе.
Создавать благоприятные условия для учеников школы, ту самую безопасную среду, о которой так много говорят.
Проводить просветительские семинары-тренинги для учителей по профилактике буллинга и противодействию травле в школах. Причем семинары-тренинги в каждом регионе нужны на постоянной основе.
На уроках организовать работу в группах из 2-3 учеников, давать задание и обучать взаимодействию, сотрудничеству.
Родители должны научить ребенка правильно защищать себя. Сохраняя здравый смысл, отличая обычные разногласия, которые можно преодолеть в споре, от кризиса и травли.
На своем примере взрослые должны показывать детям, что важно не только уметь защищаться, но и сотрудничать, искать пути к примирению.
В каждой школе создать группу учителей-медиаторов для разрешения возникающих конфликтов.
Создать школьную службу примирения с участием подростков. Подростки легче понимают таких же, как они сами.
Педагогам и родителям хотелось бы порекомендовать книги психолога-консультанта Ирины Алексеевой («Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь», «Работа с детьми, перенесшими психологические травмы. Методика проведения тренинга»), просветительские программы, например, телепередачу с участием Ирины Макаренко, клинического и юридического психолога, кандидата психологических наук, на «Ника ТВ» (nikatv.ru/tv/programs/interesno/pXRHFqRMRbXJiEsmxv56).
В профессиональных интернет-сообществах, например на сайте психологов www.b17.ru, есть множество статей о буллинге, которые стоит почитать (Елена Шпундра, «Буллинг в школах: что мы можем изменить» www.b17.ru/article/143080/?prt=732750).
Ведущая рубрики – Ирина КОЛИНИЧЕНКО,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития личности и профессиональной деятельности Пятигорского государственного университета, директор научно-практического центра «Social Excellence» («Социальное совершенство»)
В сфере образования работаю 20 лет, поэтому психологические проблемы педагогов мне близки и понятны. Провожу психологические консультации и тренинги с лидерами профсоюзного движения страны, участвую в программе Всероссийской школы профсоюза и других значимых проектах.
С рядом проблем сталкиваюсь и сама. Если проблема требует обсуждения, получаю прекрасную поддержку коллег-психологов. Уверена, что выход всегда можно найти. Поэтому, уважаемые читатели, задавайте вопросы. Вместе мы отыщем решение.
Присылайте вопросы на почту elshina2004@mail.ru или kolinichenkoi@yandex.ru.
Комментарии