Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Эпицентр

Буллинг: уроки выживания

Учительская газета, №32 от 11 августа 2020. Читать номер
Автор:

Со школьной травлей так или иначе сталкивается практически каждый ребенок. Обидные прозвища, бойкоты и даже избиения. И тогда школьная жизнь превращается в ад, дети сбегают с уроков, обманывают родителей и даже уходят из дома. Об этом написано много книг, сняты берущие за душу фильмы. Однако травля непобедима. Почему? В чем ее коренные причины и кто виноват? Об этом наш сегодняшний выпуск.

Самое страшное для ребенка – остаться в одиночестве

Александр РОМАНОВ, ученик 11‑го класса, Воронеж:

Я был в роли жертвы

У меня в жизни была ситуация, когда я оказался в роли жертвы, а мои знакомые объявили мне бойкот. Нашлись два человека, которые решили, что я обидел девушку, хотя я этого не делал. Было трудно, меня все время подкалывали, стараясь обидеть, издевались, даже плевались. Довольно быстро эти двое смогли убедить многих наших общих знакомых, что я виноват. Со мной перестали разговаривать и нормально общаться, в соцсетях мне писали оскорбления, в общем, все стало плохо. Я начал психовать, а свою обиду вымещал на единственных близких, которые у меня остались, – на моих родителях. Но они же и помогли мне. Мама сначала все допытывалась, почему я не ем, почему хмурый и так далее. Я запирался в комнате, огрызался или вообще не разговаривал. А однажды пришел домой и понял, что мама сама на меня обиделась – стала вести себя так же, как я. Перестала вокруг меня прыгать, пытаться покормить, расспрашивать, в комнату уходила – и все. И тут я понял, что довел ее, хотя всегда считал, что это невозможно, мама очень добрый человек и любит меня. Я понял, какая я свинья, сам подошел к маме, попросил прощения, рассказал ей, в какую ситуацию попал. А она посоветовала мне поговорить с той девушкой, с которой вся эта история началась. Я на следующий день так и сделал. Оказалось, что девушка неправильно поняла мои слова, обиделась. Но мы все выяснили, и скоро все успокоились. Я опять начал общаться с теми, кто вчера со мной не разговаривал, но не со всеми. Такие истории все равно оставляют след в душе, появляется разочарование в людях.

Анна СОКОЛОВА, выпускница школы, Нижний Новгород:

13 причин почему

Да, я знаю, что такое буллинг. Конечно, я с этим сталкивалась. К счастью, не в последних классах, а раньше. Мне кажется, он наиболее распространен именно среди подростков. На протяжении всей моей школьной жизни я была свидетелем того, что кто-то постоянно подшучивал над кем-то. Надо мной тоже издевались из-за моей полноты, хорошо, что недолго, потому что мы переехали и сменили школу. В другой школе как-то обошлось. Я не одна была полной. Но внешность вовсе не обязательный повод. Бывало, что кто-то становился объектом травли без веских на то причин. Я думаю, что среди моих знакомых нет таких людей, про которых бы не пускали скользкие шуточки или не распускали слухи. Первое, что приходит на ум, когда речь заходит о буллинге, – это фильмы «Простушка», «Дрянные девчонки» и сериал «13 причин почему».

Мария КАРТАШОВА, ученица 11‑го класса лицея, Нижний Новгород:

Дети копируют чужие образцы

В начальной школе у нас была девочка не такая, как все. Вела себя неадекватно, была ленива и избалованна. Чуть что, впадала в истерику. Виноваты, видимо, были ее родители, которые сформировали такой стиль поведения до школы. Тогда мы этого не понимали. И думали, что девочка сама во всем виновата, достойна осуждения. Именно она подвергалась насмешкам со стороны других детей. Я была не участником буллинга, а свидетелем. То есть я никак ей не помогала, но и сама не обижала. К счастью, со временем она смогла влиться в коллектив. Позже в параллельном классе появился новый мальчик, который тоже отличался от всех, его тоже не приняли, отвергли, и он очень страдал. Я знала его до школы, наши родители дружили, поэтому я понимала, насколько ему тяжело. Пыталась помочь, сгладить проблемы. Но он все равно ушел через год.

Знаю, что в старших классах в другой школе у него таких проблем не было, он делился со мной. Когда речь заходит о буллинге, то сразу вспоминается очень хороший фильм «Чучело». На мой взгляд, западные подростковые фильмы, напротив, способствуют травле, так как там эта тема очень акцентируется.

Анна Н., ученица 10‑го класса, Воронеж:

Чувствует свою полную безнаказанность

В нашей школе есть пример одного такого буллера, который ко всем приставал, дрался, даже создал свою группу из мальчиков, они отбирали деньги у других школьников, рвали одежду, рюкзаки, разбивали телефоны. А сами записывали на свои телефоны, как били и издевались, и выкладывали в Интернет. Родители тех детей, которых били, встали на их защиту, но ничего не могли сделать, потому что у этого хулигана папа имеет нужных знакомых и сам носит форму. Этому мальчику все сходило с рук, но до поры до времени. Кончилось все тем, что сейчас этот хулиган сидит в камере и ждет суда, так как они избили какого-то взрослого на улице до потери сознания. Если его отпустят и снова вернут в школу, я не знаю, что будет с нами. Он тогда почувствует свою полную безнаказанность.

Светлана КОРЖАВИНА, ученица 9‑го класса школы №3, Петрозаводск:

Изгоем может стать кто угодно

Буллинг – проблема, с которой сталкивался каждый. Жертвой может стать кто угодно. Я рада, что в наше время эта проблема обсуждается, о таких случаях не стыдно рассказать и обратиться за помощью. Ведь любой адекватный человек понимает, что справиться с давлением окружающих в одиночку крайне сложно, а порой и невозможно. По моим наблюдениям, особенно часто сталкиваются с буллингом дети и подростки. Все-таки в этом возрасте люди более жестокие и ранимые.

Чаще всего обидчиками становятся те, с кем мы контактируем не по своей воле, – родственники, учителя и одноклассники. Я была свидетельницей нескольких таких ситуаций. Все они, к сожалению, знакомы многим. Хоть проблема и обсуждаемая, ситуаций, в которых кто-то кого-то травит, меньше не стало, но я надеюсь, что скоро они действительно будут происходить реже.

Например, учитель высмеял ребенка за странную, по мнению преподавателя, одежду или прическу, а через 5 минут над учеником уже издевается весь класс. Я бы отреагировала на смешки со стороны спокойно, но все люди разные. Для кого-то один только «подозрительный» взгляд – уже огромная проблема. Странно, что учителя, взрослые люди, со своим багажом мудрости, как сами говорят, позволяют себе такое по отношению к такому же человеку, как и они.

Бывают и обратные ситуации, в которых обидчики – ученики, а жертвы – учителя. Человек только закончил обучение в институте и идет работать в школу, в которой ему попадается не самый прилежный класс. Дети не слушаются, шумят и грубят. Естественно, с таким давлением от 30 человек не справится еще молодой и незакаленный учитель. Он начнет переживать, а возможно, даже уволится.

Между преподавателями и учениками должна быть граница, никто не должен переходить на личности.
В случае с буллингом от родственников вряд ли можно что-то сделать до 18 лет, как и с преподавателями. Все они сформированы как личности и не смогут измениться. Не смогут изменить свое токсичное отношение к другому человеку. Единственный вариант – пропускать мимо ушей то, что говорят в твою сторону обидчики. Понять, что проблема не в тебе, а в них. Это сложно, но только так можно не сломаться под их давлением.

Также обидчиками могут стать псевдодрузья или ребята, с которыми вы занимаетесь в одной организации. В такой ситуации нужно как можно быстрее прекратить общение с такими людьми, а возможно, и уйти из организации или секции. Мест, в которых ты можешь найти единомышленников, много, а жизнь у нас одна. Пока ты терпишь плохое отношение к тебе, время продолжает идти, а его у нас не так уж и много.

Важно выбирать себе правильное окружение. Некоторые люди очень токсичны, они могут общаться с теми, кого тяжело словесно задеть, и с теми, для кого важны поступки. Но ранимый человек не сможет терпеть постоянные подколы и шутки в свой адрес, несмотря ни на какие поступки.

Тимофей, ученик 4‑го класса, Петрозаводск:

Нужно просто подружиться

У нас в классе двое ребят обижают одного М… Называют тупым, очкариком, могут ударить в живот. Просто интересно им. Он их тоже обзывает. Бегает за ними, они убегают. Они сильнее его, но меня не обижают. Я ему говорю держаться около учителя. Вообще учитель должен контролировать ситуацию. Всегда. А ребенок должен честно говорить родителям. И все вместе могут помочь. Но если жаловаться родителям, то потом еще сильнее побьют. Поэтому многие боятся рассказывать. Вот я смотрел фильм «Рожденный стать королем». Там друга сына короля обижали. Еще мультик «Ну, погоди!». Там волк зайца слабого обижает. Или про кота Леопольда. Там мыши обижали кота. В школе, думаю, могут помочь друзья, учитель, психолог. А вообще ребятам из моего класса, например, просто нужно подружиться!

Егор КАШИН, ученик 10‑го класса лицея, Нижний Новгород:

Не станем вести себя, как дикари

Лично я сталкивался с буллингом лишь в начальной школе. Был у нас мальчик, которого не принимали в коллектив и старались толкнуть или как-то обидеть. Это было очень заметно, наша учительница старалась пресекать такие фокусы, но мальчишки все равно при любом удобном случае исподтишка старались сделать ему неприятно. В конце концов мальчика перевели в другую школу. В средних классах у нас ничего подобного не было. Учителя, а особенно классный руководитель, очень внимательно отслеживали климат в классе, чтобы при малейшем подозрении на буллинг загасить его на начальной стадии. Но у нас лицей и все несколько иначе, чем в других школах. У нас и дети из более хороших семей учатся, где родители объясняют с самых ранних лет, что является достойным поведением, а что – недостойным. И учителя внимательные в большинстве, неравнодушные, психолог с нами часто работает. Все это дает результаты, на мой взгляд. Сейчас мы уже взрослые, все понимаем, сами не станем вести себя, как дикари: толпой набрасываться на слабого или играть на чьих-то слабостях или физических недостатках. Мы понимаем, что такое поведение умного человека не красит. Но, к сожалению, не все молодые люди и подростки это понимают. Есть очень большая масса молодежи, которая находит удовольствие в том, чтобы издеваться над другими.

Из соцсетей и от друзей, с которыми общаюсь летом на даче, я знаю, что буллинг – очень большая проблема для многих школ, что почти везде есть жертвы буллинга, что учителя не очень озабочены тем, что в их классах есть прямо-таки настоящие банды, доводящие своих жертв до отчаяния. Даже если знают и в душе сочувствуют, то каких-то решительных действий не предпринимают. Книг про буллинг я не знаю, но есть хороший сериал про подростков, называется он именем небольшого американского городка. Там как раз говорится о том, как организован буллинг, по каким законам развивается и при каких условиях процветает. Советую всем, кого тема волнует или кто с ней как-то связан, посмотреть этот сериал. Там можно на эту проблему посмотреть со стороны. Как это ужасно выглядит.

Аркадий НЕЧАЕВ, ученик 10‑го класса школы райцентра, Нижегородская область:

Был скандал на всю школу

У нас года три назад в классе появился новый ученик. Не помню, откуда приехали его родители, точно из Таджикистана или Киргизии – из Средней Азии. Он отличался от нас и внешне, и говорил плохо по-русски. Я к нему относился нейтрально. Понятно же, что он не может стать таким, как весь класс. Даже если язык освоит, внешне не станет, как мы. Но в нашем классе были несколько человек, которые ему прохода не давали, издевались, старались сделать его жизнь невыносимой. И сделали. Помню, был скандал на всю школу. Нас всех вызывали к директору по одному, с каждым разговаривали. Но мне было нечего скрывать. Я честно сказал, что ничего плохого ему не делаю, но вижу, что некоторые одноклассники не могут учиться с ним вместе и что лучше его перевести из класса, потому что они не успокоятся. И через некоторое время родители его забрали. Даже не знаю, учился ли он где-то, а может, его стали обучать отдельно, на домашнем. В общем-то, ситуация была некрасивая, вспоминать мне о ней неприятно. Я знаю, что буллинг – это проблема в любом обществе, что и на Западе, и в Америке она существует. И нужно, наверное, ее как-то решать. Не по факту, как было у нас, а профилактически. Чтобы не было условий для буллинга. И в армии такое тоже есть. Я рад, что меня, скорее всего, эта тема не коснется. Ко мне большинство сверстников относятся с уважением.

Валерий НИКИТИН, ученик 9‑го класса лицея, Нижний Новгород:

Приятели вступятся

В нашем лицее буллинга нет. Не было его и в школе, которую я посещал до лицея. Но я знаю о проблеме из соцсетей и от знакомых, которые учатся в других школах.

И из фильмов, которые иногда смотрю. Я понимаю, что есть дети, которых дома часто ругают и бьют, по­этому они вымещают свою злость и обиду на других, как правило, тех, кто слабее и не может ответить. Таких активных, злостных «травильщиков» немного, но если остальные не вмешиваются и позволяют им издеваться над жертвой, то травля становится как бы коллективной. Жертву клюют на глазах у всех, а большинство молчит и мирится с таким положением дел. Выглядит это предательством. Поэтому очень важно уметь защитить себя. Не только физически. Драться не всякий может, к тому же если несколько человек на одного, то и спортсмен не справится. Очень важно быть защищенным друзьями. Если у тебя есть хотя бы один верный друг в классе, а лучше два, то ты не станешь жертвой буллинга. С тобой трудно будет справиться, поскольку ты не один. За тебя обязательно вступятся. Плохо, если школьника некому защитить, кроме учителей и родителей. Если он жалуется родным, то обычно становится еще хуже, травят еще жестче. И тогда остается один выход – менять школу или класс. Мне кажется, над этим можно работать. Я давно смотрел фильм на эту тему и, к сожалению, не помню название. Помню, что меня он поразил, я увидел, как это страшно для всех участников буллинга. Даже для его свидетелей. Я тогда рассказал о фильме маме, она мне на это поведала свою историю из школьной жизни. У них тоже был мальчик, которого жестко травили, доводили до слез. И мама всегда пыталась его защищать, открыто возмущалась поведением одноклассников и старалась пресекать ситуации буллинга. Но учителей это мало волновало, по ее словам, и у нее было мало возможностей для защиты. Она призналась, что это ее самые плохие воспоминания о школе и она очень рада, что в нашем лицее нет ничего подобного.

Виктор А., ученик 11‑го класса, Санкт-Петербург:

Я часто плакал

Кто из нас в детстве не сталкивался с таким явлением, как травля в школе? Наверное, таких нет. Почему это происходит? Мне кажется, для кого-то возможность отыгрываться на ком-то – это способ самоутверждения. Но почему человек самоутверждается таким образом? Наверное, у него проблемы в семье, где его либо часто и жестоко наказывают, либо, наоборот, гладят по головке и он мнит себя царем, то есть может делать все, что хочет.

Я тоже прошел через это. Мне действительно было когда-то очень обидно, когда меня обзывали и оскорбляли. Я часто плакал. Как известно, физическое унижение не так болезненно, как психологическое. Помню, что мне помогали учителя, хотя сам я к ним за помощью не обращался. Я чувствовал в них поддержку и защиту.

Учитель – это человек, который должен уметь находить общий язык с детьми. Позже я научился не обращать внимания на обидные высказывания, привык к прозвищам, пусть и не всегда приятным, а иногда и откровенно неприятным. Время лечит. Подростковый переходный возраст не зря называют самым тяжелым и опасным жизненным периодом. Пережил его – уже герой.

Я заметил, что наиболее сильно травля идет в 5‑6‑х классах (11‑12 лет), в начальной школе проявляется не так сильно, хотя тоже присутствует, а после 12 лет начинает постепенно ослабевать, хотя у каждого все индивидуально. Например, мой приятель только в конце 8‑го класса вошел в этот возраст и начал всех, в том числе и меня, доставать. Хорошо, что это у него длилось всего несколько месяцев и быстро прошло. Впрочем, белым и пушистым не был и я. Я тоже любил играть с одноклассниками, но игры эти иногда были жесткими, даже жестокими. Иногда я этого не понимал, но иногда же делал это осознанно.

Конечно, главными помощниками и спасителями для жертв травли являются родители, которые пожалеют, все правильно расскажут и объяснят своему ребенку, что дети, которые издеваются над другими, на самом деле делают это не от хорошей жизни. Это если мы берем нормальную, адекватную семью. Про роль учителей я упомянул выше. Также спасают интересы и любимые увлечения. Общение с животными очень помогает.
Также могут помочь друзья, если они есть. Но, как правило, если это сверстники, им не хватает опыта. Они могут просто шутками поднять тебе настроение. Еще я увлекался (да и сейчас увлекаюсь) фильмами, мультфильмами, музыкой, песнями. Раньше активно читал книги, рисовал, писал стихи. Это все тоже помогает отвлечься от дурных мыслей. Кстати, в хороших фильмах, книгах и песнях ты тоже можешь найти ответы на многие вопросы и понять, как тебе поступить в сложной жизненной ситуации.

Травить учеников могут не только сверстники, но и учителя. Например, у нас была учительница химии, ставившая двойки всем подряд и, по-моему, отдельно невзлюбившая меня.

Арсений, ученик 8‑го класса, Петрозаводск:

Мама не заботилась о сыне

У нас в классе ребята делятся на группки, контактируют между собой по интересам. Есть те, кто любит гулять, другие общаются в соцсетях. Про буллинг слышал, но это не про наш класс. Дружным я его не назову, но и редко случается, чтобы происходили разборки, особенно чтобы одного кого-то обижали, приставали. Мне кажется, что так разбираются только ребята более младшего возраста, а старшим это уже не нужно. Правда, был у нас случай, когда одноклассник задирал абсолютно всех в классе, назначал встречи за гаражами, организовывал вечеринки и встречи со спиртным, в школу приходил с энергетиком. С ним работали все учителя – и классная, и соцпедагог, и завучи. В школу приходили его мама, бабушка, все вроде бы пытались как-то это пережить, но ничего толком не вышло. В этом году мы последнюю четверть не учились, так что не знаю, увидимся ли мы в восьмом классе или все-таки его переведут в другую школу. Сам одноклассник рассказывал, что до этого он учился в двух разных школах, но из обеих ему рекомендовали перей­ти… Мне его было жалко, вроде бы все вокруг него крутятся, но никому он не нужен. Наверное, поэтому он так и задирал всех, хотел обратить на себя внимание. Было ощущение, что у него нет мамы, но она же приходила в школу… Просто она не заботилась о сыне. И это самое грустное.

Алена К., ученица 9‑го класса, Воронежская область:

Дразнят за внешность

У меня прыщи на коже, на лице их особенно много, и я очень от этого мучаюсь. И в школе меня замучили из-за моего недостатка, один одноклас­сник даже специально громко закричал, чтобы весь класс слышал, что он не будет «с этой прыщавой сидеть за одной партой». Мне так обидно стало, прямо до слез, так хотелось зареветь! Но я сдержалась. И с тех пор вырабатываю характер: когда мне говорят гадости, я изо всех сил стараюсь не рыдать, а смотреть на обидчика свысока, даже улыбаться ему. Но теперь я знаю, что в жизни очень много злых людей. Злых и глупых. Им надо уметь сопротивляться.


Комментарии

Должны ли родители участвовать в разработке календарных планов воспитательной работы?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt