search
main
0

Буквы ведают и творят

Если проследить весь путь изучения курса русского языка, то получается, что при знакомстве детей со всеми разделами мы так или иначе обращаемся к истории православной культуры. В разделе «Фонетика и графика» мы изучаем историю русского алфавита, ведем рассказ о создателях русской азбуки Кирилле и Мефодии, о причинах и последствиях возникновения этой азбуки, говорим об особенностях букв кириллицы, об их числовом и словесном значении и о том, что в кириллице зашифрован Божественный Закон.

Наталья ШАДРИНА, учитель русского языка и литературы школы №51, Воронеж

Тема «Морфемика и словообразование»: в ней мы анализируем структуру слова, его морфемный состав. Я всегда говорю о словах СПАСИБО – от СПАСИ БОГ (сложение), ПОЖАЛУЙСТА – от ПОЖАЛУЙ плюс СТА (слово СТА в древнерусском языке означало УВАЖАЕМЫЙ), то есть «пожалуй, уважаемый!». Благодарю – «дарю благо», то есть добро, здравствуйте – «желаю здоровья». Анализируя все в целом, мы понимаем, насколько глубокий смысл таится в этих словах, сколько глубинной чистоты и открытости!

В разделе «Лексика и фразеология» у нас есть отдельный урок по теме «Старославянизмы». Мы на этом уроке говорим о фонетических особенностях слов (полногласие – неполногласие: брег – берег, врата – ворота), о стилистической окраске: все старославянизмы в современном русском языке имею высокую, книжную окраску, то есть старославянский и церковнославянский варианты языка – это язык общения с Богом. Соответственно при изучении фразеологии мы не только берем разговорные устойчивые сочетания, но и обязательно говорим о библейских устойчивых сочетаниях. В первую очередь речь идет о таких сочетаниях, как неопалимая купина, соль земли и агнец Божий.

Когда мы переходим к изучению «Морфологии», я обязательно рассказываю об истории системы падежей. В современном русском языке их шесть, а на самом деле было семь. Седьмой падеж назывался звательным, и его утрата меня очень огорчает, потому что звательный падеж – это современное обращение, и мы всегда вспоминаем молитву «Отче наш». Отче – это как раз существительное в форме звательного падежа.

В конце девятого класса мы с ребятами смогли взглянуть на язык не как на систему правил, а как на сокровищницу народа, в которой отражены весь его опыт и знания. И мы открыли так называемый числовой код языка: 2, 3, 4, 5, 7, 12, 33. Если его расшифровать с точки зрения металингвистики, где за каждой буквой скрывается какое-то слово, то у нас получается такая фраза: БУКВЫ ВЕДАЮТ И ТВОРЯТ: ДОБРО И СМИРЕНИЕ ЕСТЬ КАЧЕСТВА ДУШИ. То есть в самой системе языка заложен Божественный Закон.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте