Не все дети могут проявить себя в математических олимпиадах. Необходимо дать всем детям возможность участвовать в интеллектуальных конкурсах, творить, испытать удовлетворение от победы. В 2010-2011 учебном году в рамках Недели математики в нашей гимназии был разработан и проведен сетевой конкурс математических ребусов.
Цель: популяризация среди обучающихся 5-6-х классов занимательных ребусов.Задачи: – обучение основным правилам разгадывания ребусов;- развитие устойчивого интереса к сетевым творческим проектам;- развитие навыков работы в сети Интернет. Ребусы – это загадки, в которых зашифрованы слова. Чтобы разгадать слово, необходимо разобраться в рисунках и замысловатых комбинациях букв, цифр и других символов. В ребусах используют ноты, запятые, стрелки. Изображения часто переворачивают. Хитрых способов усложнить ребус существует множество, порой сложно догадаться, что изображено на пиктограмме. Поэтому разгадать ребус, опираясь только на правила, не всегда возможно. Хитроумный ребус требует от ученика интеллектуальных качеств. Взявшись за разгадывание ребусов, ребенок развивается, разносторонне тренируя свою память, сообразительность, воспитывая упорство.Часто учителя используют ребусы на уроках. Например, зашифровывают тему урока или какой-нибудь новый термин. Красивый момент урока занимает порой секунды, но привлекает внимание и, несомненно, мотивирует ребят к изучению нового материала. Занимательные задания всегда привлекательны для детской аудитории. Сетевой конкурс прошел в два этапа. На первом этапе организовано обучение правилам разгадывания занимательных ребусов. Второй этап – дистанционный конкурс. Работа над подготовкой к конкурсу ребусов была организована в рамках персонального сайта учителя с целью привлечения внимания к конкурсу не только учеников 5-6-х классов гимназии, но и детей из других школ. Активно посещали площадку родители и школьники из других параллелей. На этапе подготовки я предложила детям интерактивные ребусы. Главная цель этого этапа – ознакомить обучающихся с основными правилами составления ребусов. Задачи: организовать дистанционный тренинг с помощью интерактивных онлайн-форм с мгновенной обратной связью, заинтересовать математическими ребусами. Интерактивные обучающие тестыЯ использовала тестовую форму, которая работает не на контроль знаний, а на обучение. Дети могли ввести ответ на загадки в текстовое поле онлайн-теста и сразу получить информацию о своем ответе. Кроме того, в комментариях подробно объясняется, как сформирован ответ по картинкам и комбинациям букв в ребусе. По окончании работы пользователь увидит свои итоги: сколько ребусов он отгадал, в каких заданиях дал неверный ответ. Можно сделать новую попытку разгадать задания самостоятельно, для этого надо перезагрузить страницу, и кнопки теста будут снова активны. При выполнении множества подобных заданий компьютер выступает как бесконечно терпеливый репетитор (тренажер).Разработанные онлайн-формы размещены на сайте учителя и доступны всем посетителям. Это шесть страниц:- Математические термины в ребусах http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-19 – Математические термины в ребусах http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-20 – Математические термины в ребусах http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-21 – Ребусы с буквами http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-22 – Ребусы с буквами http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-23- Учимся разгадывать ребусы http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-24 Для оформления ребусов использовались картинки, свободно распространяемые в сети Интернет, а также авторские рисунки и рисунки обучающихся. Все ребусы оформлены в едином стиле. Качественная графика, забавные яркие рисунки, несомненно, привлекают внимание учеников 5-6-х классов. Взгляд ребенка обязательно зацепится не только за смешные картинки, но и за веселые буквы, которые стали героями многих ребусов. Ребусы я составляла в программе PowerPoint, поэтому с помощью инструментов панели рисования превращала буквы в забавных героев, дополняя рисунок новыми элементами. Веселые буквы сидят на своих собратьях, забавно свесив ножки, или внутри других букв, крепко держась своими маленькими ручками и ножками. При клике на кнопку «Ответить» появляется дополнительный комментарий, как можно расшифровать ребус.Пример комментария (см. рисунок)Первая буква в зашифрованном ребусе будет «д». Если в ребусе встречается изображение предмета, перевернутое вверх ногами, то название его обычно необходимо читать с конца, иногда это делается просто ради усложнения ребуса. Итак, не «кот», а «ток». Берем из перевернутого слова «ток» вторую и третью буквы, то есть «ок», добавляем «а». Дальше «за-т-ель» или «ель-за-т». Оставим эту проблему на потом. Посмотрим последний рисунок. «В-о-ст» или «ст-в-о». Перебирая все возможные комбинации, придем к ответу «д-ок-а-за-т-ель-ст-в-о». Ответ: доказательство. В каждом комментарии повторяются правила составления ребусов – это мотивирует ученика пытаться разгадать очередной ребус самостоятельно. В обучающих ресурсах было оформлено 48 ребусов. Ответы к ребусам – это математические термины, многие из которых не знакомы обучающимся 5-6-х классов. Я намеренно использовала неизвестные термины, так как это значительно усложняет загадку. Страницы сайта с обучающими ребусами стали очень популярными среди посетителей. Многие дети возвращались на страницы с ребусами многократно, делая новые и новые попытки разгадать ответы самостоятельно, и с нетерпением ждали конкурса ребусов, чтобы испытать себя уже в его рамках. Страницы с интерактивными тестами можно сохранить на своем компьютере и использовать их в классе, где нет подключения к сети Интернет. Например, применить тесты в командном соревновании по разгадыванию ребусов. Интерактивные тесты с ребусами будут работоспособны не только в режиме online. Для сохранения надо открыть страницу с интерактивными ребусами. Главное меню – Файл (или сочетание клавиш Ctrl+S). Выбрать команду «Сохранить как» и в раскрывающемся списке «Тип файла» выбрать «Веб-страница, полностью». Кроме текстовых комментариев для 26 ребусов составлены обучающие модули в программе PowerPoint, с их помощью демонстрируется, как из букв составляется ответ. Для детей, которые с трудом осмысливают текстовые комментарии, динамические обучающие модули – это хорошая визуальная поддержка в обучении основным правилам работы с ребусами. Каждый шаг в составлении слова по рисункам ребуса становится понятным без дополнительных текстовых комментариев. Презентационный материал полностью или фрагментарно можно использовать в классе на любых внеурочных мероприятиях по математике. Показ слайдов последовательный, удобный интерфейс. Сетевой конкурс математических ребусовПройдя хорошую школу подготовки, дети с удовольствием приняли участие в конкурсе. В конкурсной работе было представлено 8 сложных ребусов. Слова, зашифрованные в ребусах, были не знакомы детям, поэтому интуитивно отгадать слово было невозможно. Ученику необходимо было разобраться во всех тонкостях расположения букв, расшифровать сложные пиктограммы. Страница конкурса математических ребусов http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-35 Сетевое мероприятие предполагает использование возможностей Интернета, поэтому было предложено отправлять ответы, заполнив специальную форму Google. К сожалению, многие участники не заполнили обязательные поля при отправке своих ответов. Заполнение электронных форм – это важное умение при работе в сети Интернет, которым должен овладеть каждый ученик современной школы. Сетевые конкурсы, несомненно, развивают эти навыки, а также мотивируют обучающихся к активной работе в Сети, просмотру позитивного контента Интернета. К конкурсу ребусов присоединились дети из больших и маленьких городов, поселков и деревень РФ: Архангельск, Йошкар-Ола, Самара, Пенза, Оренбургская область, Запорожье, Тюменская область, Республика Татарстан и другие. Ответы мгновенно поступают в документ Google. Учитель сразу может увидеть все ответы к заданиям, которые записал посетитель, узнать информацию о посетителе.2010-й был годом юбилеев знаменитых математиков – Рене Декарта, Пьера Ферма, Пафнутия Львовича Чебышева, Михаила Васильевича Остроградского, Карла Теодора Вильгельма Вейерштрасса, Джорджа Буля, Франсуа Виета. Конкурс прошел, подведены итоги, назван победитель. Только одна ученица смогла отгадать все фамилии математиков. Она награждена дипломом победителя сетевого конкурса математических ребусов. Красивый диплом украсил портфолио ученицы. Она, кстати, еще представила на конкурс свои авторские ребусы, в которых зашифрованы математические термины (http://le-savchen.ucoz.ru/test/test_6/92444612.jpg). Ответы конкурса оформлены на новой странице сайта: http://le-savchen.ucoz.ru/publ/7-1-0-44. В едином стиле выполнены портреты ученых и дана небольшая информация о вкладе, который они внесли в историю математики. Все ответы содержат дополнительные комментарии о том, как надо было составлять слова в конкурсных ребусах. Пример. Примечание: автор рисунка «Дед» – Мария Мельникова.ВыводыОрганизуя сетевой конкурс, учитель решает целый комплекс развивающих задач. Такие мероприятия привлекают на площадку конкурса учеников из других школ и помогают наполнить Интернет позитивным контентом. Страницы с ребусами активно посещались во время конкурса и после его завершения. Разработанными ресурсами могут воспользоваться новые поколения пятиклассников и научиться разгадывать ребусы. Важно, что разработка учителя становится доступна коллегам, которые могут воспользоваться опытом для проектирования своих сетевых мероприятий. Практическая ценность разработки состоит в том, что представленные модули могут быть использованы не только в виртуале, но и в реале, на обычных уроках математики или внеклассных занятиях. P.S. Презентация к материалу опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/749 Елена САВЧЕНКО, учитель математики гимназии №1 города Полярные Зори Мурманской области
Комментарии