Перо и принтер
В век компьютеров сфера применения ручного письма явно сужается. На смену скорописи пришла звукозапись. Диктофон с успехом заменяет стенографистку. Школьникам не обязательно записывать объяснения учителя, студентам не нужно конспектировать лекции. На смену рукописному письму приходит машинопись.
Итак, нас ждут легкие прикосновения к клавишам компьютера вместо того несказанного наслаждения, которое испытывал чиновник для письма из гоголевской “Шинели”: “Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его”.
Формирование навыков печатания десятью пальцами вслепую сегодня практически важнее, казалось бы, чем формирование каллиграфических умений и навыков, которыми с таким совершенством владел Акакий Акакиевич Башмачкин.
И все же не зря почерку отводится такое важное место.
Не случайно из всех видов произвольных действий акт письма считается наиболее сложным и трудоемким.
Замена стального перышка шариковой ручкой сказалась на изменении характера письма. “С изменением почерка и дети пошли уже не те. Это, как правило, стали дети с возросшей невнимательностью, утомляемостью, неуравновешенностью, агрессией, неустойчивостью психики”, – пишет В.Ф.Базарный (Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически “чистых” прописей. – Сергиев Посад, 1996; с. 11).
Глубокая тревога в словах ученого: “Требования новых школьных программ с их технико-скоростными установками (типа техника письма, техника чтения, скоропись) исключали любую возможность возврата к прежнему моторно-пластическому, импульсно-нажимному письму, требующему особых усилий и продолжительных упражнений” (там же, с. 12).
Обучение технике письма по-прежнему занимает особое место в общей системе начального образования. От качества и прочности сформированного письменного навыка зависит не только развитие письменной речи ученика, но и успешность его обучения по другим предметам.
И понятно почему. Велика воспитательная роль обучения письму: воспитывается уважение к письму как к труду; вырабатываются элементарные представления о культуре и красоте (эстетике) письменной речи; осознается ее предназначенность для чтения, или, иными словами, ее социальная значимость.
Рукописное письмо не теряет связи с человеческим “фактором”. Пусть говорится о технике письма, но все же оно остается разновидностью ручного труда. А может быть, прикладного искусства. Даже в тех случаях, когда речь идет о печатных буквах, но только о выполненных вручную, ручным способом, а не машинным.
А вот в машинном варианте даже письменные (курсивные) буквы по способу производства оторваны от человеческой руки. Они стандартизованы. Они тиражируются один к одному.
В почерке же такое тиражирование невозможно. Это всегда штучное производство. Оно сродни искусству. Самый незамысловатый письменный знак всегда будет хоть чуточку отличаться от другого такого же знака. Даже у одного и того же автора.
При этом различительные черты, характерные для каждой буквы, должны сохраняться. Качество техники письма настолько же важно для правильного восприятия письменного сообщения, насколько хорошая дикция необходима для адекватного понимания устной речи.
Основная задача начального обучения письму состоит в обеспечении необходимых условий для того, чтобы ребенок овладел абсолютно новым для себя средством общения – активной письменной речью.
Модель и образ
Что мы подразумеваем под словом моделирование?
Учебный процесс организуется так, что перед тем как выполнять принципиально новое действие, ученик сначала его моделирует.
Сам характер моделирования определяется содержанием учебного материала. В данном случае речь идет о формировании умений и навыков техники письма.
На наш взгляд, оптимальным для этой цели является особое, образное моделирование. Оно входит необходимой составной частью в программу обучения грамоте по методике учебного моделирования.
Как видно из названия, отличительным приемом для образного моделирования является использование образа.
Образное моделирование состоит в использовании запоминающейся метафоры, передающей зрительное, слуховое или динамическое впечатление от осваиваемого объекта.
Чему при этом уделяется основное внимание?
Моделируется вначале действие по созданию такого объекта (в данном случае рукописной буквы), а затем действия с самим этим объектом, например соединение его с другими объектами того же порядка (соединение букв в слове).
Образное моделирование может найти себе применение как в создании полной ориентировочной основы действия, так и в практическом формировании учебного действия.
Оно поможет всюду, где требуется речевой образ.
Это энергичный словесный портрет, построенный на хорошо знакомых ассоциациях, когда обучают распознаванию рукописных букв, чтению слов, написанных от руки.
Это динамичный словесный комментарий – серия энергичных команд, рисующих общий образ осваиваемого учебного действия в динамике, когда обучают собственно письму отдельных букв и соединению их в словах.
Вот краткий словесный портрет для строчной буквы “дэ” (д): “Цветок, листок”. Только и всего? – спросит кто-нибудь разочарованно.
Только и всего. Нам нужно было создать полную ориентировочную основу для распознавания данной рукописной буквы. С этой целью очень важно нарисовать словесный ее портрет. Составить композицию из каких-то емких, легко представимых единичек, передавая характерные графические детали при помощи сравнения с прекрасно знакомыми ребенку предметами. Нарисовать словами, но так, чтобы это легко мог сделать и художник (в том числе самый юный художник).
Вероятно, в более взрослой аудитории лучше будут работать иные образы (например, при изучении иностранного языка с незнакомой графической системой). Содержательно-то они могут передавать те же графические объекты, опираясь, однако, на другие сравнения.
Знакомые, понятные, а потому интересные ребенку детали, связанные воедино, формируют общее представление об изучаемой букве. А для этого необходим броский, доступный образ, который собирает отдельные, разрозненные части в общую картину.
Знакомство с письменными буквами
Если печатная буква знакома, то ее рукописный вариант можно представить для знакомства очень просто: “Эту букву ты знаешь, а вот это такая же буква, но только письменная”.
Но для того чтобы буквы крепче запоминались, будет намного лучше, если при этом проводится сравнение: вот видите, как она похожа на печатную? А теперь присмотритесь и скажите, чем же они различаются.
Подобного рода комментарий во время обучения письму дает почти каждый учитель. Мы следуем этой доброй традиции.
Всем известны поэлементные описания букв. Элементов таких немного: палочка, палочка с закруглением и некоторые другие.
Элементы тоже могут быть образными. Вообще-то палочка и петелька – это, конечно, образы, картинки. Однако, согласитесь, картинки унылые, мало кому интересные. Ну в самом деле, как ни рисуй палку, это все равно палка. А почему бы палочке не превратиться, например, в шофера?
Шофер с колесом! (Чем не портрет строчной буквы ю?)
Значит, не в том дело, что в поэлементном описании совсем нет образов при объяснении, а вот в чем.
Различие в качестве наглядности. В одном случае налицо привязка к отдельным графическим элементам. Это как бы рассыпанная мозаика.
А в другом случае предлагается более емкий охват, объединение ряда элементов в едином, целостном образе. Это та же мозаика, но собранная в картинку. Вот, например, строчная буква y:
Ведерко на берегу, а рыбка в речке!
Иногда вообще вся графема ассоциируется с целым образом. Например, буква Д:
Тетивою стянут лук!
И в итоге видишь не разрозненные разноцветные геометрические фигурки, а легко узнаваемый портрет графического знака.
В одном случае предметом анализа служат случайные, мало значащие для ученика или вообще ничего не значащие единички.
В другом случае перед нами анализ, ориентированный на значимые элементы. Графические элементы наделены зрительной, ассоциативной значимостью для ребенка.
Например: Стручок да горошина! (Строчная буква в).
Конфигурация рукописной буквы
Почти каждая рукописная буква для ребенка представляет собой довольно сложную геометрическую фигуру. (Редкие исключения: С, О).
Поэлементный анализ помогает лучше разобраться в ее строении.
Образный синтез помогает лучше ее запомнить и усвоить. Эти умственные действия противоположны, но в то же время они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При поэлементном описании детали весьма слабо связаны друг с другом. По сути, это россыпь случайно оказавшихся рядом геометрических фигурок.
При образном описании все детали органично соединяются в общую композицию, в тематически мотивированную конфигурацию письменного знака. Вот почему так полезны для ученика образы рукописных букв.
Каждая образная деталь сама по себе должна быть понятна. А вместе взятые они составляют композицию с гармонично подобранными частями.
Например, ночной пейзаж – месяц отражается в воде:
Месяц в небе, месяц в речке! (Заглавная буква З).
Здесь должна присутствовать своеобразная игровая эстетика. Кратко, образно, звучно, легко запоминается, потому что легко воображается.
Для ребенка это гораздо привлекательнее, чем бюрократически занудные “палочки с закруглением”. Трудно представить, как в них можно играть.
Обычно, описывая словами портрет буквы, злоупотребляют скрупулезным перечислением деталей.
Между тем образное описание выполняется более энергично, крупными, смелыми мазками.
Но главное отличие состоит в том, что эти энергичные мазки как бы окроплены живой водой, они животворны. Они напоминают ребенку о знакомых предметах и ситуациях.
Подобным сравнениям нет числа. Ученики и сам учитель могут придумывать все новые и новые образные портреты букв. И не следует в этом ограничивать детей. Во-первых, потому что самостоятельно изобретенное будет усвоено более надежно. Во-вторых, потому, что у ребят в классе различные виды памяти. Кому что больше нравится. В-третьих, потому, что даже одному и тому же ученику неплохо разнообразить представление об изучаемых графических знаках. Это поможет сделать учебный образ более обобщенным, что способствует уверенному его распознаванию.
Иногда все детали удается соединить в целостном образе, например для твердого знака:
Поварешка! Ковшик! (Ъ, ъ).
В других случаях требуется мотивированно объединить разные детали в общей композиции.
Словесные портреты одной и той же графемы могут сильно отличаться по стилю и по материалу для сравнения. Например, для прописной буквы А:
А(А). Волна и рыбка!
Или совсем из другой оперы:
Шляпа с пером!
А для буквы н можно предложить, например, такие разные варианты:
Рыбак с веслом! или: Хоккеист с клюшкой!
А вот тематически и стилистически связанные предметы. Оружие князя Гвидона:
Лук, стрела! (Э, э).
Кухня:
Плошка да ложка! (а)
Огород:
Стручок да горошина! (в).
Разные предметы могут быть объединены в общей жанровой сценке. Примеры:
Под красивым зонтом сидит бабушка с котом! (Б).
Гусь с обрыва спускается! Утка с обрыва катится! (У).
Вероятно, утка здесь уместнее, чем гусь: начинается на “у”.
Но размер хромает. Тогда ритмически лучше:
Съезжает уточка с крутого берега!
Для одной и той же ситуации можно использовать синонимичные описательные средства. Которое из них больше подходит?
Бобик на поводке! Или Бобик на привязи! (б).
Может быть, предпочесть такой вариант, где чаще повторяется нужный звук?
Бегает Бобик на привязи!
Синонимика допускает возможности выбора.
На одной ветке два гнезда! На одном шесте две скворечни! (или: два скворечника). На березе два гнезда! (В).
Возможно, последний вариант лучше: он более лаконичен.
Немаловажное значение имеют стилистические особенности речевых образов. Они близки детскому фольклору по ритмике и словарю. Например:
Лисий нос, лисий хвост!
Под зонтом ножка! Под навесом ножка! Или:
Под красивым зонтом чей-то длинный хвостик! (Все это для прописной буквы Г).
Рифмы нет, но тем важнее ритмика. По этой причине второй пример уступает остальным (в нем размер хромает).
Иной портрет способен передавать не только статику, не просто зрительное впечатление, но и динамику начертательного движения.
г(г). Вверх волна, вниз волна!
Мы видим, что применение образного моделирования делает распознавание письменных букв по их конфигурации занятием более легким и увлекательным для ученика.
Зиновий ГОЛЬДИН
Комментарии