search
main
0

«Буйство глаз и половодье чувств…». Мы «доросли» до наших любимых поэтов?

«Доросли» ли мы до Есенина? Что говорит по этому поводу статистика? Всероссийский центр изучения общественного мнения летом 2013 года пришел к выводу: Пушкин, Есенин и Лермонтов – любимые поэты россиян, так как после окончания школы из писателей и поэтов, входивших в школьную программу, чаще всего респондентам хочется перечитывать Пушкина (35%), Есенина (30%), Лермонтова (23%). Конечно, больше стоит задуматься о других цифрах – свыше 42% вообще никого не читают, – но в целом отчет ВЦИОМ радует: до Есенина мы «доросли»!

Любопытно было бы выяснить, что же помогло пробудить интерес у россиян. Насчет Пушкина понятно: «наша радость, наша народная слава», «солнце нашей поэзии», «наше всё»… Так или иначе, у всех было детство, и Пушкин пришел к каждому из нас именно тогда, даже если в школе или позже что-то «не дошло». Интерес «массового потребителя» к Есенину можно объяснить особенностью его поэтической манеры – стихи легко превращаются в песни. Есенина исполняли всегда – и под любительскую гитару, наверное, больше всего. Не хотелось бы думать, что стихи заядлого «хулигана», разочаровавшегося в жизни, востребованы у значительной части населения, в том числе и подростков, которая увлекается шансоном. Приятнее осознавать, что философская песенная лирика с искренним душевным надрывом всегда притягательна, потому что пробуждает самые тонкие струны души и заставляет думать о вечном. На рубеже 80-90-х Александр Малинин открыл для массового слушателя эстрадного Есенина. Теперь Есенина исполняют многие профессиональные музыканты в совершенно разных творческих направлениях и стилях. Кроме того, нельзя недооценивать современные теле- и кинопроекты, которые возрождают классику и напоминают о значительных личностях прошлого. Среди таких проектов фильм «Есенин». Безусловно, одна из причин востребованности «Есенина» – талант и популярность актера Сергея Безрукова, создавшего, можно даже рискнуть сказать, оживившего образ поэта. Обаяние актера, возможно, даже большее внешнее сходство с Есениным, чем с другими сыгранными им киноперсонажами: обворожительная улыбка, голубые глаза, некая неуловимая загадка – все это романтизирует созданный образ и, вызывая массовый интерес, играет положительную роль в популяризации личности и творчества Есенина. После выхода фильма Сергей Безруков представляет театральные программы, в которых исполняет есенинские произведения, и такие программы имеют большой успех. Традиционно востребованные темы в лирике Есенина – это, конечно же, природа и Родина, эпатажная бравада поэта-хулигана, философские откровения. В советский период принято было выхватывать из творчества те страницы, которые представляли Есенина как поэта обновленной Руси (готовность «задрав штаны, бежать за комсомолом», отдать «всю душу октябрю и маю», и «красный флаг» в финале глубоко лиричной поэмы «Анна Снегина»), но, к счастью, лирическое одержало верх над идеологическим.Так что скорее всего даже 42% ничего не читающих наших соотечественников поэзию Есенина слышат и имеют о ней представление. Тем более что у каждого читательского возраста может быть свой Есенин. Для детей интересна живописная пейзажная лирика: кто же не помнит великолепную «белую березу под моим окном»? В юности выбор падает на стихи о любви или о поиске смысла жизни. Еще позже раскрывается новый Есенин – с глубокими философскими раздумьями и разочарованием. А все-таки иметь представление и понимать – очень разные вещи. 2015 год – юбилейный для Сергея Есенина. И именно сейчас стоит подумать, как по-настоящему «дорасти» до Есенина-поэта, чтобы осознать всю многомерность его творческого наследия. Однако среди любимых поэтов россиян есть еще третий лидер. Позаимствуем у В.Маяковского очень точные слова: «После смерти нам стоять почти что рядом…», чтобы попытаться объяснить причины такого соседства. Действительно, как между двух признанных корифеев золотого века русской литературы вклинился поэт периода постсеребряного века? Пушкин – это величина недосягаемая, он первый сам, и для всех он первый. А двое других… Жизнь – короткая вспышка. Родился в октябре. Детство без родителей. Пронзительное творчество с юных лет. Неуемная, беспокойная личность. Одиночество в толпе… Кто это? Лермонтов? Есенин?На лермонтовские реминисценции в стихах Есенина указывалось не раз. Традиционно называют мотивы сна (дремоты), мечты, ожидания в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…» и в переводе «Горных вершин». Возможно, Есенин не просто позаимствовал мотивы у своего старшего товарища, но они по-настоящему близки обоим авторам? В автобиографии Есенин написал, что из поэтов больше всего ему нравился Лермонтов. Московский государственный музей С.А.Есенина представил виртуальную экспозицию, посвященную 200-летию М.Ю.Лермонтова, «И звезда с звездою говорит…» (М.Лермонтов и С.Есенин). Выставка раскрывает духовные, творческие связи двух поэтов. Здесь представлены публикации стихотворения «Тучки», рукопись Есенина «Звезды» и комментарий к ним: оба стихотворения представляют собой диалог со Вселенной, попытку через внешний мир разгадать собственную судьбу. Материалы выставки также иллюстрируют традиции Лермонтова в образном осмыслении Есениным чувства Родины, патриотизма, любви, дружбы, в размышлениях о судьбе поэта, противостоянии поэта и толпы.Сопоставление произведений двух авторов выявляет многие аналогии, но можно заглянуть и дальше – в мироощущение обоих поэтов. Не случайно же столько биографических совпадений в двух судьбах!Поиски, обретение, разочарование… Одна лишь ценность для обоих была истинной и постоянной. Это природа – объединяющее и вдохновляющее начало и основа всей жизни, как физической, так и духовной. Пейзажное начало в трех строфах стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» и глубоко философский финал в последней строфе – концентрация лермонтовского мировосприятия: душе хорошо только тогда, когда ее ничто не тревожит, и только природа вокруг. В эту формулу помещается большая часть лирики Есенина: кто, как не он, певец русской природы, обретает особую гармонию в природе? Для обоих природа обладает преображающей, исцеляющей силой.Как много сказано о «лишнем» человеке XIX века! Хрестоматийное стихотворение «Дума» проанализировано, выучено наизусть, сопоставлено с «Героем нашего времени». И…Я устал себя мучить без цели,И с улыбкою странной лицаПолюбил я носить в легком телеТихий свет и покой мертвеца…Это уже «жизнь… томит, как ровный путь без цели» потомка через 85 лет. Очевидно, что глубокие натуры чувствуют гораздо тоньше других, и сожаление о бесцельном существовании зависит не только от общественно-политической ситуации в стране, но и от внутренней потребности личности, потребности действовать, творить, дерзать.В мироощущении Лермонтова и Есенина больше общего «НЕ» – несостоявшегося, неосуществленного, ненайденного. Всем известен особый дар гениев предчувствовать свой финал, поэтому внимательно мы вчитываемся в «итоговые» произведения писателей. Конечно же, поздние вещи, например, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева или Ф.М.Достоевского совсем иное дело, их создавали пожилые люди. Что же перед уходом сказали молодые, полные сил, жизненный путь которых не превысил трех десятилетий?1841 год ознаменован у Лермонтова целым рядом шедевров, и все они по-настоящему «лермонтовские», по ним можно считывать и мысли, и душу поэта. «Выхожу один я на дорогу…» – это песня души, песня грусти и света, отчаяния и надежды. «Я усталым таким еще не был…», «Душа грустит о небесах…», «Всё любя, ничего не желать…» – откликается, словно эхо, Есенин. Землю в «сиянье голубом» он особенно почувствует, и этот цвет для него приобретет особое символическое значение. Стихи конца 1925 года рязанского поэта – исповедь, боль души, последние вспышки беспокойной и ранимой натуры. Осознание, что любовь так и осталась миражом и всякие отношения были погоней за несбыточной мечтой, за призраком любви, за тем, что Лермонтов назвал «души моей созданье»:Не тебя я люблю, дорогая,Ты – лишь отзвук, лишь только тень.Мне в лице твоем снится другая,У которой глаза – голубень.Что отлюбили мы давно,Ты – не меня, а я – другую,И нам обоим все равноИграть в любовь недорогую.Итогом всей финальной лирики Есенина можно считать строку, ставшую крылатой: «Кто сгорел, того не подожжешь». В ней отражена вся трагедия талантливого поэта, жившего, «чтобы ярче гореть». В ней короткий, но яркий путь человека-кометы, навсегда оставившего после себя след. Если сопоставить ключевые слова, характеризующие лирику каждого, то у Лермонтова это, как известно, «одинокий», «мятежный». У Есенина лексика другая – «буйство глаз и половодье чувств», «непутевая жизнь», «заправский ветреный поэт», «беспокойная дерзкая сила», «на душе холодное кипенье», «роковая на нем печать», «залегла забота в сердце мглистом», «только лишь мечтатель», «уйду бродягою и вором»…Лексика разная, но дух тот же. Лермонтов свою лирику подпитывал мотивами Байрона, Гейне, Гете. Есенин, входя в поэзию, возможно, тоже почувствовал родственную душу. Может быть, «мглистое сердце» мечтателя Есенина сродни одиночеству лермонтовского бесприютного героя, а «дух бродяжий» и «мятежный» характер сближает очень разных, но таких близких друг другу поэтов?2014-2015 годы юбилейные: в 2014-м исполнилось 200 лет Лермонтову и 215 – Пушкину, в 2015-м исполняется 120 лет Есенину. Оказавшись в одном статистическом ряду, Есенин, Пушкин и Лермонтов разделены достаточно ощутимым временным промежутком. Но, несмотря на эту почти вековую разницу, Есенин «дорос» до гениев русской литературы. А когда «дорастем» мы? Может быть, когда 42% почувствуют потребность в чтении?.. Хочется надеяться, что 2015 год, объявленный в России Годом литературы, сможет в чем-то изменить ситуацию.​Юлия ШЕЛГУНОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №7 имени А.П.Береста Ростова-на-Дону, 2-е место в номинации «Эссе на тему «Изучаем Есенина. Образ без штампов и мифов»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте