Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Будущие граждане растут в детском саду

УГ - Москва, №37 от 14 сентября 2010. Читать номер
Автор:

​С раннего детства ребенок впитывает в себя культуру, в которой родился. Она входит в него с ритмом колыбельных песен, шумом ветра, голосами и улыбками близких людей, окружающим пространством. Так создается некая матрица, которая определяет психологию и поведение ребенка. Это видение мира ложится в основу ценностей и мотивов поведения, формирует модели общения и взаимодействия. Культура во многом обуславливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Каждый народ имеет свою культуру. Национальная культура необходима человеку, потому что она находится в гармонии с национальным характером.

Для формирования социальной идентичности личности важно осознание ребенком дошкольного возраста себя как будущего гражданина России, наследника и носителя культуры, которая имеет высокую ценность в мировом сообществе. Именно поэтому педагогический коллектив детского сада решил участвовать в работе Ресурсного центра «Культура и дошкольное образование».Изучив опыт коллег гимназии №1306, мы составили свой план реализации программы «Наследие», которая позволяет соединить занятия познавательного и эстетическо-художественного цикла с воспитательной работой, не допуская перегрузки детей.Важной частью современной культуры любого народа стал фольклор. Веселые жизнерадостные потешки, приговорки, прибаутки, яркие, красочные предметы народного декоративно-прикладного искусства делают знакомство с народным творчеством положительно эмоционально окрашенным, комфортным, особенно эффективным для восстановления психоэмоционального равновесия ребенка младшего дошкольного возраста.Для расширения возможности увидеть, познать тот или иной пласт русского творчества для детей были организованы просмотры экспозиций Музея декоративно-прикладного искусства, Дома-музея Васнецова. Дети младшего дошкольного возраста с восторгом играли с воспитателями А.Шавриной, Н.Графовой в русские народные игры – потешки, с музыкальным руководителем Г.Кукиной пели народные песни, с особым удовольствием укладывали своих «дочек» под колыбельные.Воспитанники групп среднего возраста уже приобщились к отечественным традициям гостеприимства, сочувствия, помощи другим. Они не только внимательно слушают русские народные сказки, но и принимают участие в их театрализации. Так, воспитатели средней группы М.Пожидаева и С.Епишина показали инсценировку сказки «Теремок» с использованием устного народного творчества и элементов традиционного русского быта, где воспитатели, родители и дети, наряженные в русские народные костюмы, вместе водили хороводы, разучивали запевки, сопереживали положительным героям сказки, боролись со злодеями.Дети старшего дошкольного возраста, уже знакомые с основной символикой нашей страны – флагом, гербом, гимном, узнают о людях разных национальностей, населяющих территорию России, о самобытности их культуры. Они с гордостью знакомят родителей с элементами русского народного костюма, изготовляют старинные русские куклы в костюмах из льна. Воспитатели детского сада приняли участие в открытом фестивале детского и взрослого творчества «Веснушки-2009», где представили поделки, выполненные в стиле хохломской и гжельской росписи.Работа над этим проектом не требует дополнительных финансовых затрат: мы использовали и имеющуюся у нас библиотеку художественных произведений, и собрание музыкальных произведений, а самое главное – творчество и способность к импровизации наших педагогов.Используя имеющийся набор коррекционно-развивающего оборудования сенсорной комнаты, имитирующего звуки окружающей природы, – ударно-шумовые и духовые инструменты, рожки, гусли, свистульки, шумовые инструменты «Дождь», «Ливень», «Океан», мы стали проводить работу, направленную и на развитие слухового восприятия (а как это важно для детей с нарушением речи!). Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма активности детей, которая позволяет решать множество педагогических задач:- формирование интереса к миру звуков и его разнообразию;- развитие способности различать звучание разных предметов;- формирование чувства ритма;- знакомство со звуками родной природы.Для этого мы используем не только музыкальные занятия, на которых знакомим с отечественной музыкальной культурой, но и ежедневную прогулку, делая ее не совсем обычной. Мы учим детей слушать и слышать скрип снега, шелест листьев, капель, перекличку птиц, ведь всесторонне гармоничная личность – личность, развитая в гармонии с собой и природой.Работа в этом проекте захватила не только педагогов, но и родителей. В каждой группе с их помощью созданы мини-музеи, тематика которых не повторяется. Они разнообразны, удивительно необычны и интересны. Музей «Мир буренки» в младшей группе знакомит с животным и растительным миром Подмосковья, учит относиться к природе, как к живому существу. Дети настолько увлеклись этой темой, что хотят вместе с воспитателями сделать спектакли по народным сказкам о животных.Мини-музеи «Золотая хохлома» в подготовительной группе, «Русские народные промыслы» в старшей группе, «Дымковская игрушка» в подготовительной группе, «Филимоновская свистулька» в старшей группе знакомят детей с особенностями художественно-прикладного творчества России. Занятия в мини-музее «Крестьянский быт конца XIX – начала XX века» средней группы знакомят с историей вещей, предметов быта, традициями русских крестьян. В подготовительной группе дети приобщаются к народному творчеству в музее матрешки, где учатся самостоятельно создавать новые интересные образы матрешки на основе элементов русского народного костюма.Для всех воспитателей музейная педагогика стала частью воспитательного процесса. В отличие от других методик такая работа требует от воспитателей увлеченности, постоянного наблюдения за реакцией детей, отбора наиболее эффективных методов, приемов и форм организации.Все педагоги отмечают, что ребенок лучше усваивает материал, если созданы условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт. Именно поэтому мы стараемся, чтобы наши мини-музеи рождались в совместном творчестве педагогов и детей. Музеи-мастерские, музеи-сказки погружают детей в другую историческую или сказочную среду, формируют сенсорный и практический опыт. Расширив свой кругозор, воспитанники стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками; думаем, в скором времени у нас появятся дети-экскурсоводы.Современная педагогика стоит на принципах гуманизма. Работа в данном проекте дала возможность нашим педагогам вовлечь в процесс изучения самобытной русской культуры семьи воспитанников, помочь обрести связь с истоками декоративно-прикладного и устного творчества, ощутить сердечность и материнскую теплоту в каждом предмете, созданном руками русских мастеров.Напутствием в работе педагогического коллектива нашего детского сада стали слова педагога-гуманиста Шалвы Амонашвили: «Без сердца что поймем? Без красоты чего достигнем?».С.ЯНАЛОВА, заведующая детским садом №2640;И.ДАНИЛОВА, старший воспитатель;Н.ГРАФОВА, воспитатель


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту