search
Топ 10

Будущие футболисты-чемпионы учатся в начальной школе. Инновации в физическом воспитании

Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания разработал новый интегративный курс по физическому воспитанию для учащихся начальной школы на основе футбола. Название программы курса – «Спартак – Футбол – Класс» выбрано совсем не случайно.

Если сложить в единое целое все три составляющие в названии программы: «Спартак», «Футбол», «Класс», то оно раскрывает все те задачи физического воспитания в начальной школе, которые предусмотрены государственным образовательным стандартом.

Необходимо отметить, что впервые в стране и в Москве в частности профессиональный футбольный клуб «Спартак-Москва» выступил спонсором этой программы. Все дети с первого по четвертый класс, а это пять образовательных учреждений Северо-Восточного округа столицы, одеты в единую спортивную форму, школы оснащены необходимым инвентарем и оборудованием для проведения занятий. Учителям физической культуры и тренерам, работающим в этих ОУ, ежемесячно выплачивают специальные гранты. Особенностью организации и проведения уроков данной программы стало и то, что в классе работают учитель физической культуры и тренер специализации «футбол», а содержание курса (программы) позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников на этапе обучения с первого по четвертый класс, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях для повышения работоспособности и улучшения состояния здоровья, а главное – воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

Программа состоит из двух частей. Первая – базовая, которая соответствует требованиям государственного образовательного стандарта в области физической культуры, – обязательная, вторая часть предназначена для реализации системы дополнительного образования. Курс обучения игре в футбол и технические приемы, которые в ней используются, содержат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания учащихся. Игра в футбол развивает у школьников стремление к познанию, вырабатывает волю и характер, формирует чувство коллективизма, способствует становлению личности.

Особенностью программы стало то, что она, основываясь на курсе обучения игре в футбол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области футбола. Программа создает оптимальные условия для развития и подъема массовости детско-юношеского футбола, формирования клубного спортивно-патриотического движения в общеобразовательных учреждениях. Технические приемы, тактические действия и собственно сама игра в футбол содержат в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей.

Программа для ОУ по предмету «Физическая культура» для 1-4-х классов направлена на решение основных задач физического воспитания. Прохождение программного материала рассчитано на количество часов, отводимых на изучение образовательной области «Физическая культура» в начальной школе региональным базисным учебным планом, также предусмотрено использование дополнительных часов школьного компонента и часов дополнительного образования. Программа реализуется поэтапно для каждого класса отдельно (первого, второго, третьего и четвертого) с учетом возрастных, половых особенностей учащихся, физического развития и функциональных возможностей детского организма.

В первом классе учащиеся знакомятся с физическими упражнениями, преимущественно в игровой форме, при этом они должны понять важность правильного выполнения движений. Во втором классе они поэтапно разучивают и осваивают двигательные действия до уровня умений. В третьем-четвертом классах продолжается совершенствование двигательных умений до приобретения детьми устойчивых навыков. При организации и проведении занятий физической культурой в образовательном учреждении строго соблюдаются установленные санитарно-гигиенические требования и правила безопасности. Программа состоит из нескольких разделов:

– Охрана труда и техника безопасности на уроках физической культуры и занятиях спортом.

– Общая физическая подготовка.

– Специальная физическая подготовка.

– Технико-тактическая подготовка

– Контрольные и тестовые упражнения.

В разделе «Основы знаний по физической культуре и спорту» представлен материал, который дает начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях при занятиях физической культурой и спортом, об истории физической культуры, спорта и футбола, истории ФК «Спартак».

Раздел «Охрана труда и техника безопасности на уроках физической культуры и занятиях спортом» знакомит учащихся с основными правилами техники безопасности при организации занятий физической культурой и спортом, формирует навыки страховки и самостраховки.

Раздел «Общая физическая подготовка» содержит материал, реализация которого формирует у младших школьников общую культуру движений, укрепляет здоровье, содействует развитию и совершенствованию умений и навыков, развивает основные физические качества.

В разделе «Специальная физическая подготовка» представлены рекомендации по физическим упражнениям игрового характера, способствующим развитию кондиционных способностей, а также всевозможным сочетаниям этих групп способностей у младших школьников. В этом разделе учитель имеет право самостоятельно подбирать игровые задания.

Раздел «Технико-тактическая подготовка» включает различные средства физической культуры, направленные на формирование и развитие жизненно важных двигательных навыков и умений, широкий спектр игр и заданий, способствующих всестороннему развитию обучающихся. Это игры с различными предметами и без предметов, малогрупповые и командные, направленные на развитие умения ориентироваться в пространстве, формирование детского коллектива, развитие волевых и нравственных качеств.

Раздел «Контрольные и тестовые упражнения» содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала и уровень физического развития и подготовленности учащихся.

В разделах «Специальная физическая подготовка» и «Технико-тактическая подготовка» учитель имеет право самостоятельно подбирать упражнения и средства физической культуры.

Педагогические принципы – от простого к сложному, от известного к неизвестному, на которых строятся учебные занятия, дают возможность последовательно от класса к классу обучать учащихся новым, более сложным двигательным действиям. Качество учебного процесса во многом зависит от правильного распределения учебных занятий в течение года, для этого необходимо составить годовой план – график распределения программного материала. Главная цель планирования – создание предпосылок для начального обучения футболу. В дальнейшем каждый год циклически повторяет предыдущий, но учащиеся должны выходить на качественно более высокий уровень владения мячом, с повышением физических и двигательных возможностей организма, чтобы игра приносила радость и удовольствие.

В основе планирования на этапе начальных классов должна быть игра. Уроки футбола должны дать учащимся возможность почувствовать мяч. Занятия проводятся в форме игровых упражнений, различных эстафет, подвижных игр. Со стороны учителя планирование процесса обучения предусматривает творческий подход к изучению индивидуальных особенностей детей и формирование у них общего представления о структуре выполнения основных движений и навыков, создающих основу для обучения игре в футбол.

Цели программы:

обеспечение прав и возможностей учащихся начальных классов на удовлетворение их потребностей на занятиях физической культурой и спортом;

создание условий для занятий футболом по месту учебы;

проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности, в СДЮШОР по футболу;

создание условий для проведения соревнований по футболу среди учащихся общеобразовательных школ;

развитие клубного спортивно-патриотического движения.

Задачи программы:

использование факторов отбора (критерии, методы, организация) для дальнейшей спортивной ориентации в области футбола;

освоение учащимися физических упражнений из видов спорта, включенных в примерную государственную программу по физической культуре, – гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка и др., а также углубленное изучение технических действий футбола;

освоение учащимися простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;

приобретение элементарных знаний в области гигиены и медицины, анатомии и физиологии.

В преддверии нового 2009 года прошел смотр-конкурс «Мой друг – мяч» среди обучающихся 1-4-х классов, участвующих в апробации программы «Спартак – Футбол – Класс» по технико-тактической подготовке. Смотр позволил отследить, как решаются задачи физического воспитания, определить уровни сформированности у учащихся двигательных умений и навыков, выявить лучшие школы и лучших учащихся.

В смотре-конкурсе приняли участие образовательные учреждения, в которых второй год проходит апробация данной программы, это: ЦО №№1446, 264, школы №№655 и 290. Все участники выполняли тестовые упражнения: удары по воротам с семи метров правой, левой ногой; ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам; жонглирование мяча правой, левой ногой. В результате были определены лучшие из лучших. Среди учащихся первых классов отличились Сергей Гончаров и Юлия Малина (ЦО №1446); первыми среди второклассников стали Александр Пантюхов (школа №290) и Анна Хохлова (школа №655). Победителями среди учащихся третьих классов стали Салтомурат Бакаев (школа №655) и Анна Лапшина (ЦО №1446); лучшими из четвероклассников стали Глеб Карманов (ЦО №264) и Софья Моисеева (школа №290).

Победитель в командном зачете определялся по наибольшему количеству набранных баллов в комплексном зачете по всем трем видам контрольных упражнений всеми членами команды. По итогам смотра-конкурса призовые места распределились следующим образом – III место заняла сборная команда ЦО №290, II место, в трудной борьбе уступив всего 11 баллов, заняла команда школы №655, победителем смотра-конкурса стала команда ЦО №264. Все участники смотра-конкурса «Мой друг – мяч» получили памятные медали, победители и призеры были награждены кубками, дипломами и грамотами. Специальные призы предоставил футбольный клуб «Спартак-Москва»: сборные команды получили в подарок клубные шарфы и футбольные мячи.

М.ГРИБАЧЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту