Отечественная система образования переживает непростые времена реформирования. Одна из основных задач этого реформирования – развитие педагогических кадров, повышение социального статуса педагога, создание нового типа педагога, удовлетворяющего требованиям современности. Именно об этом сегодня шла речь на круглом столе \”Система педагогического образования: шансы есть?\”.
Его участники обсудили последние изменения в системе педагогического образования, влияние реорганизации вузов на профессиональную подготовку педагогов, а также механизмы совершенствования системы повышения квалификации тех, кто уже не первый год в профессии.
\”На самом деле проблема, которую мы сегодня обсуждаем, довольно тяжелая. Мы сегодня часто слышим: \”Дети стали неадекватные, с родителями невозможно работать\”. Налицо классический конфликт поколений. Меняются стандарты образования, в них заложены совершенно новые требования к педагогам, к образованию, новые подходы. Что недавние студенты педвузов знают о тех идеях и концепциях, которые заложены в новый стандарт? Умеют ли они их применять? Пока вопросов больше, чем ответов. Простое слияние педвузов с классическими университетами результата не даст, надо искать какие-то иные ходы\” , – обрисовал текущую проблематику вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.
Действительно, похоже, такая мера, как реорганизация вузов, которая коснулась сегодня не только высших педагогических учебных заведений, не даст здесь того результата, который, вероятно, от нее ожидался. С этим согласился и ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов . Он отметил, что проблемы в педобразовании сегодня прежде всего носят социальный характер.
\”Педагоги и родители, а в особенности родители чувствуют, что что-то в школе с их детьми не получается. Стали вводить новый стандарт, и оказалось, что главной задачей учителя, например, в начальной школе является организация деятельности детей. Этот принцип и был положен в основу стандарта. Никогда ранее педагогов не готовили к этому, то есть, по сути, от учителей потребовали то, чего они не умели. Раньше достаточно было хорошо знать свой предмет, теперь, оказалось, необходимо что-то еще. Вопрос о том, есть ли шансы у педобразования, заключается в следующем: сумеет ли система подготовки педагогических кадров перестроиться так, чтобы учитель умел организовать работу детей в соответствии с их возрастом, их индивидуальными особенностями и т.д. Принципиальный вектор развития должен быть обращен в сторону содержательных изменений, формирования у педагогов тех компетенций, которые требуют стандарты и время\”, – подчеркнул Виталий Рубцов.
Тем не менее проблема в педобразовании совсем не однозначна и подходы к ее решению подчас не лежат на поверхности. Возможно, по словам специалистов, даже того, что сейчас делается, еще недостаточно.
\”На мой взгляд, говорить о том, что проблема в педобразовании возникла только в связи с введением новых стандартов, – это некоторое приукрашивание, – не согласился с коллегами ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов. – Эта проблема существовала и раньше, поэтому наши лидеры и вышли с лозунгом о том, что эту систему надо перестраивать. Проблема в том, что качество учителя, приходящего в школу, низкое. Все мы знаем о так называемом двойном негативном отборе. В 90-х сформировалась установка на то, что, если ты идешь в педагоги, ты заведомо в проигрыше. Зарплата, которую сегодня повышают, сразу не решит этой проблемы. Что касается педвузов, то есть и проблема профессоров, которые готовят будущих учителей\”.
Фото автора
Комментарии