26-28 февраля прошла Всероссийская акция протеста работников бюджетной сферы. Более 2 миллионов человек – учителей, медиков, работников науки и культуры – в 70 российских регионах выразили резкое несогласие с той программой реформирования системы оплаты их труда, которую собирается начать правительство 1 октября 2003 года.
Реформа затрагивает четвертую часть всех занятых в Российской Федерации – более 15 миллионов работников, которым власти собираются по-новому устанавливать и выплачивать заработную плату. Содержание правительственной концепции реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере сводится к следующему.
Во-первых, отменяется Единая тарифная сетка оплаты труда, по которой сейчас рассчитываются заработки бюджетникам. Она заменится несколькими независимыми отраслевыми тарифными сетками. В каждой отрасли будут действовать свои принципы оплаты труда. При этом внутри отрасли зарплата тоже будет рассчитываться по-разному: в зависимости от того, к какой категории относится работник – к техническому персоналу, специалистам или руководителям. Величина зарплаты ставится в зависимость и от типа учреждения, и от занимаемой должности.
Разнообразные надбавки (которые сейчас составляют до 80% от общего дохода) тоже отменяются. В дополнение к тарифам оставлены только четыре надбавки: за стаж, за особые условия труда, за квалификацию (второе образование, иностранный язык) и премии. Предполагается, что тарифная часть заработной платы (оклады и ставки) увеличится в большей степени, чем надтарифная.
Во-вторых, предлагается полностью изменить саму систему финансирования бюджетной сферы. Ставки и оклады работников бюджетной сферы на федеральном уровне будут устанавливаться рекомендательно. Конкретные значения ставок и окладов, а также размеры надбавок станут определять органы власти субъектов Федерации или органы местного самоуправления. Федеральный бюджет гарантирует выплаты только в размере минимальной заработной платы. Остальную часть государство предоставляет финансировать региональным и местным бюджетам. При этом средства на оплату труда работников бюджетных организаций собираются увеличить в среднем на 33%.
Эта реформа в полной мере отражает отношение нынешней власти к бюджетной сфере, как к затратной составляющей бюджета, которую следует минимизировать и сбросить ответственность за ее состояние с федерального уровня в регионы. По своей сути она направлена вовсе не на улучшение системы оплаты труда. Под видом реформы федеральное правительство пытается уйти от ответственности и за формирование тарифной сетки, и за определение ставок оплаты труда, а в конечном счете и за гарантированный уровень заработной платы работников бюджетных отраслей.
А ведь труд учителя, врача, ученого, работника культуры – это высококвалифицированный и необходимый для развития общества труд. Его ни в коем случае нельзя считать затратным, вложения в этот труд – инвестиции в будущее, в человеческий капитал. От его качества зависит не только благополучие России, но и ее жизнеспособность вообще.
Существующая система оплаты в бюджетной сфере уже давно требует пересмотра. Но не такого, который предложен сейчас, а позволяющего стимулировать высококвалифицированных работников, привлекать молодых специалистов, обеспечивать реальный рост заработной платы (доведение ее хотя бы до уровня средней в промышленности, которая сегодня выше в 2 раза). Предложенная правительством реформа не только не улучшит положение бюджетных отраслей, но, наоборот, усугубит его.
На увеличение зарплат работников бюджетной сферы выделяется 10,6 млрд. рублей из федерального бюджета. Этого для запланированного реформой повышения окладов совершенно недостаточно. Регионам, чтобы выполнить обязательства по увеличению зарплаты, потребуется втрое больше – дополнительно еще 28,6 млрд. рублей. Откуда возьмутся эти средства в подавляющем большинстве регионов, сводящих свои бюджеты с дефицитом, покрываемым трансфертами из федерального бюджета? Ведь даже нынешняя заработная плата учителей, медиков, работников культуры, в среднем составляющая немногим более 3 тысяч рублей, не везде выдается вовремя. Задолженность по зарплате работникам данной сферы сейчас равна 3,6 млрд. рублей, и “львиная доля” ее – 85% – приходится на региональные и муниципальные бюджеты.
Сегодня налоговая система устроена таким образом, что большая часть доходов аккумулируется на федеральном уровне, в то время как расходы на социальную сферу сосредоточены в основном в регионах. Передача финансовой ответственности по содержанию бюджетных учреждений в субъекты РФ усиливает нагрузку на их бюджеты, но передачей источников финансирования не сопровождается. В такой ситуации подавляющее большинство региональных бюджетов не сможет обеспечить достойного уровня зарплаты квалифицированных кадров. В первую очередь они будут вынуждены сокращать важные дополнительные составляющие заработков, как, например, выплаты за ночные дежурства медиков или за внеклассную работу педагогов и проверку тетрадей. Это неизбежно обернется сокращением реальной заработной платы работников бюджетной сферы и оттоком квалифицированных, лучших специалистов.
Фактически новая система гарантирует заработок в бюджетной сфере лишь в размере минимальной оплаты труда (МРОТ).
В целом с переходом к системе оплаты труда по сценарию правительства крайне низкий уровень зарплаты бюджетных работников сохранится. Прожиточный минимум трудоспособного населения, по прогнозным оценкам, к концу 2003 года достигнет 2253 рублей. В то же время даже после планируемого с 1 октября повышения МРОТ с 450 до 600 рублей должностной оклад, например, врача составит 2206 рублей, а среднего медицинского и фармацевтического персонала ≈ 1387 рублей. Таким образом, основные категории работников будут иметь оклад значительно ниже прожиточного минимума.
Кроме этого, в силу различного финансового положения субъектов Федерации заработная плата работников одинаковой квалификации, но живущих в различных по уровню бюджетной обеспеченности регионах будет различаться в несколько раз. Это приведет к тому, что люди, проживающие в разных регионах, будут получать совершенно разные по качеству и объему услуги образования и здравоохранения. И на большей части территории России (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, нефтегазовых районов) люди столкнутся с резким ухудшением качества образования и снижением уровня жизни. К примеру, учитель, работающий на Северном Кавказе или Дальнем Востоке, будет получать зарплату в 3-5 раз меньше, чем учитель, работающий в Москве или в местах добычи нефти и газа. А передача школы в полное ведение муниципалитетов приведет к отказу от единых стандартов образования, от принципа равных возможностей для получения образования каждым гражданином РФ, к нарушению конституционных прав большинства населения. По сути, ликвидируется сама возможность обеспечения единых социальных стандартов. Необратимо разрушится и единое социальное пространство страны.
Реформа, задуманная в кабинетах Минтруда, губительна для всей бюджетной сферы. Она поставит миллионы трудящихся за грань выживания. Она лишит нашу страну самой возможности развития, “обескровливая” отрасли, составляющие основу прогресса и культуры.
В отличие от псевдореформы, предлагаемой Минтрудом, есть реальный путь приведения оплаты труда в бюджетной сфере в соответствие с его содержанием и высокой значимостью для общества. Левая оппозиция выдвигает свою концепцию.
В случае ее принятия доходы федерального бюджета уже в этом году могли бы увеличиться более чем на 450 млрд. рублей. В частности, было предложено восстановить плату за недра и загрязнение окружающей среды, отмененную правительством в интересах наживы тех, кто эксплуатирует природные ресурсы, ввести налог на дополнительные доходы недропользователей, позволяющий изымать в государственный бюджет сверхприбыль от эксплуатации месторождений нефти, газа и других природных ресурсов (еще в июне прошлого года в Думу были внесены конкретные законопроекты), а также прекратить незаконный вывоз капитала. Только за счет этих источников можно добиться увеличения бюджета в полтора раза. Если бы это было сделано Думой, то сегодня можно было бы гарантировать уровень зарплаты в бюджетной сфере не менее 7000 рублей в месяц, а в большинстве регионов поднять его до 8000 рублей. Равно как и обеспечить выполнение всех социальных нормативов, которые господа из правительства и думского большинства ежегодно игнорируют. Но Комитет Госдумы по бюджету до сих пор даже не поставил эти законопроекты на обсуждение. Видимо, депутаты ждут конца своих полномочий с тем, чтобы отрапортовать: “Господа олигархи, можете не волноваться, сверхприбыль от эксплуатации недр будет по-прежнему оставаться в ваших карманах”.
Вместо того чтобы поддержать проект бюджета, обеспечивающий его большее наполнение, и добиться от Министерства финансов выполнения законов, которые приняты в нашей стране в отношении финансирования образования, здравоохранения и культуры, министр труда и социального развития г-н Починок просто снимает с себя ответственность. Правительство не хочет отвечать за несоблюдение норм федеральных законов, определяющих нормативы финансирования бюджетной сферы. Почему в два раза меньше ассигнований выделяется на образование по сравнению с предусмотренными “Законом об образовании” нормами? Почему правительство не выполняет свои обязательства по финансированию науки, выделяя денег втрое меньше, чем должны выделять по закону о науке? Почему финансирование культуры в пять раз меньше, чем должно идти по нормам отраслевого федерального закона?
То, что происходит сегодня с оплатой труда медиков, учителей и библиотекарей, научных работников и преподавателей вузов, – это издевательство не только непосредственно над теми, кто работает в бюджетной сфере, но и над всем российским обществом. Это лишнее подтверждение тому, что правительство работает против интересов страны. Это продолжение политики колонизации России. В данном случае совершается простой маневр – сначала под видом заботы о благе учителей и врачей пообещать им повышение зарплаты, перебросив ответственность за это на регионы, а потом разгрузить олигархический бизнес от “излишней” социальной опеки, снизив налоги. И при этом политическую ответственность переложить на руководство субъектов Российской Федерации.
Народно-патриотический союз России поддерживает совершенно обоснованные протесты бюджетников и предлагает конкретные меры по удвоению заработной платы работников бюджетных отраслей и реальному обеспечению социальных гарантий для всех граждан России.
Сергей ГЛАЗЬЕВ,
сопредседатель Координационного
совета НПСР, член-корреспондент РАН
“Советская Россия”,
N 36 (12369) от 7 марта 2003 г.
Фото Андрея ОРЕХОВА
Комментарии