search
main
0

Будущее становится реальным

С детства я мечтал о космосе, хотел изучать астрономию. Но интерес к живой природе, к биологии пересилил, и я стал учителем биологии. Но еще лет семь назад я и представить себе не мог, что эти два детских увлечения могут слиться воедино и стать предметом моей профессиональной деятельности. Но обо всем по порядку.

Я работаю в Центре экологического образования Московского городского Дворца детского  и юношеского творчества на Воробьевых горах, на базе которого  работают биолого-химические классы лицея №1525. Этот эффективный тандем образовательных учреждений успешно интегрировался в программу «Эксперимент в космосе», которая представляет собой современную форму сотрудничества учащихся, учителей и ученых в такой кажущейся многим недосягаемой области, как исследовательская работа по изучению и освоению космического пространства. И если для лицея это было достаточно инновационным событием, то для центра и дворца – возвращение к предшествующему опыту.Дело в том, что еще в 1985 году четверо московских школьников – Андрей Морозов, Сергей Комаров, Андрей Летаров и Татьяна Ежова,  теперь они известные ученые, а тогда   учащиеся  отдела биологии и натуралистической работы (сейчас  – Центр экологического образования МГДД(Ю)Т) – под руководством тогдашней заведующей отделом Тинатин Эгнаташвили приняли участие и победили  в Международном конкурсе экспериментальных проектов школьников Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, США и Франции. Они разработали серию биологических экспериментов (по регенерации планарий,  по биологии молочнокислого стрептококка), которые были осуществлены в рамках международного проекта на борту орбитального биоспутника «Космос-1987». После этого в космических экспериментах российских школьников был продолжительный перерыв.В 2004 году по инициативе тогдашнего заведующего отделом астрономии и космонавтики МГДД(Ю)Т, бывшего декана  физико-математических классов лицея №1525 «Воробьевы горы» Бориса Пшеничнера была возобновлена работа по разработке учащимися экспериментов для реализации на космических аппаратах. Для этого он разработал московскую открытую научно-образовательную программу «Эксперимент в космосе», которая охватила дворец, лицей, МГУ и  несколько учреждений, непосредственно связанных с космонавтикой. Одно из направлений этой программы носит название «Наука о жизни»,  работа над ним была поручена нашему Центру экологического образования, а  заведующая центром Т.Эгнаташвили назначила меня куратором этого направления. Так мне довелось вновь окунуться в свое подростковое увлечение.Программа «Эксперимент в космосе» открыла грандиозные перспективы для российских школьников. И, честно говоря, я поначалу не совсем понимал, как к ней подступиться. Но со временем все встало на свои места. Сначала были совещания и консультации педагогов дворца, лицея и других школ со специалистами из Института медико-биологических проблем РАН и Ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С.Королева. Одно из таких совещаний прошло в режиме телеконференции с участием американской стороны, представленной сотрудниками Космического центра имени Дж.Кеннеди (НАСА).Затем ученые пришли на встречи с детьми – учащимися лицея и центра, на которых они рассказывали о различных космобиологических экспериментах, которые проводились ранее на станции «Мир», на Международной космической станции и на биоспутниках. Кроме того, ученые постарались обозначить возможные направления работы школьников в этой области. Со временем выявились те из них, которые действительно были восприняты и взяты на вооружение учащимися и педагогами.То, что мне довелось узнать на таких консультациях, совещаниях и встречах, требовало широкой трансляции. Ведь программа «Эксперимент в космосе» имела статус московской, а по широте планов скорее соответствовала всероссийскому уровню. Поэтому потребовалось выступать на совещании учителей биологии, химии и географии, проходившем в окружном учебно-методическом центре СВАО, на августовской конференции в Московском институте открытого образования, на других подобных мероприятиях.И все же решение педагогической задачи привлечения школьников к разработке их исследовательских проектов для реализации в космосе продолжало представляться весьма непростым,  ведь это дело настоящих ученых, хорошо знакомых со спецификой экспериментальной работы в космосе, с особенностями космического оборудования и порядком его утверждения на всех инстанциях, а также с уже проведенными на орбите экспериментами. Возможно ли, чтобы дети смогли справиться с таким сложным делом? Возникшие вопросы и сложности побудили искать дополнительные возможности, если не в качестве альтернативного варианта, то как параллельное направление работы.  В ходе одной из консультаций с сотрудниками лаборатории биологических систем жизнеобеспечения человека Института медико-биологических проблем Владимиром Сычевым, Маргаритой Левинских и Игорем Подольским была найдена такая дополнительная возможность. Помимо продолжения работы учащихся над проектами собственных космических экспериментов было предложено подключить их к уже реализуемым орбитальным исследованиям. Это позволило бы учащимся ближе ознакомиться со спецификой такой работы и, таким образом, помогло бы им в разработке их собственных проектов. Кроме того, учащимся не нужно было бы ждать реализации их проекта многие месяцы или даже годы, которые требуются для прохождения всех подготовительных рубежей,  – формулирования идеи, анализа ее реализуемости, разработки или подбора оборудования и методики, прохождения всех инстанций для утверждения, постановки в план будущих полетов, предполетной подготовки, они могли бы уже скоро начать работу в связи с космическими экспериментами. Также это позволило бы охватить больше учащихся,  ведь не так  много школьников берутся за изобретение своего космического эксперимента, но многие хотели бы хоть как-то поучаствовать в научной работе, связанной с космосом.Интересно, что в США такая работа ведется полным ходом. На телевидении есть популярный канал для детей и подростков, посвященный астрономии и космонавтике,  рассказывающий о космических экспериментах. Многие школы имеют возможность участвовать в опытах, так или иначе связанных с космосом,  например, школьники могут выращивать побывавшие в космосе семена пшеницы, салата и томатов,  сравнивать выращенные «космические» растения с аналогичными, полученными из самых обычных земных семян;  некоторые американские школьники разрабатывают проекты космических экспериментов, самые интересные из которых реализуются на орбите. Но теперь и для российских школьников открылись новые перспективы. И знаменательной вехой в этом отношении был…Международный образовательный космический эксперимент MicroLadaЧеловечество уже давно мечтает о полете на Марс. Некоторые ученые даже называют оптимистическую дату этого исторического события – 2017 год, другие – 2040 год. Так или иначе сейчас ведутся исследования, результаты которых лягут в основу этого грандиозного космического проекта.Однако до сих пор остаются нерешенными многие вопросы. В частности, как обеспечить экипаж марсианской экспедиции пищей и кислородом на более чем два года. Ведь такую массу еды  очень трудно и накладно брать с собой в космическую экспедицию. Ученые рассматривают самые разные варианты, в том числе изучают возможности решения  этой проблемы с помощью растений, чтобы они хотя бы отчасти обеспечивали космонавтов пищей и кислородом. Для этого разрабатываются и реализуются на орбите многие космические эксперименты. Один из них – MicroLada. Этот эксперимент  нужен, чтобы выяснить особенности развития растений в условиях космической оранжереи по сравнению с земными показателями этого процесса. Но помимо этой научной цели есть еще и образовательная цель – привлечь школьников к исследовательской работе в области космической биологии для расширения их научного кругозора и профессиональной ориентации в этой сфере.На российском сегменте Международной космической станции уже не первый год  работает корневой модуль (или микрооранжерея) Lada. Это довольно сложная установка, сочетающая в себе множество составляющих. Главная из них – камера для выращивания растений. В нижней ее части размещены складки из ткани, по которым проходит раствор удобрений. В эти складки высаживают семена, из которых вырастают побеги растений. В оранжерее круглосуточно работает освещение, датчики фиксируют динамику показателей среды обитания (температура, влажность, давление). Все это управляется компьютером. Для школьников был разработан упрощенный аналог – микрооранжерея MicroLada. Она была сконструирована так, чтобы учащиеся сами, без компьютера, могли бы регулировать полив, фиксировать температуру и влажность, записывать данные в дневник наблюдений.В качестве объекта исследования в этом эксперименте был взят горох усатый (генетически маркированная карликовая линия 131 Pisum sativum) из коллекции кафедры генетики и селекции биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Высота его растений достигает 25-30 см, листовая пластинка трансформирована в разветвленные усики, окраска лепестков – розово-лиловая, окраска бобов – зеленая.Эксперимент проходил в несколько этапов, поскольку для получения статистически достоверных данных требуется несколько повторений. Начало первого этапа эксперимента MicroLada состоялось 10 января 2006 года в 17.15 по московскому времени – одновременно с космонавтом Международной космической станции Валерием Токаревым учащиеся посадили семена (школьники – в грунт оранжереи MicroLada, космонавт – в субстрат прототипа – корневого модуля Lada российского сегмента Международной космической станции). Завершился первый этап эксперимента в мае 2006 года.Второй этап начался ровно через год после начала первого – 10 января 2007 года в 16.00 учащиеся посадили семена в грунт оранжереи MicroLada. Однако из-за технических неполадок в системе полива корневого модуля Lada на Международной космической станции подача раствора удобрений к семенам началась только 19 января. Поэтому при дальнейшей работе приходилось учитывать эту девятидневную разницу в сроках посадки. На этот раз школьники, участвовавшие в эксперименте, сотрудничали с космонавтом Михаилом Тюриным. Завершение второго этапа эксперимента также состоялось в мае. Третий этап проходил в рамках партнерства с космонавтом Юрием Маленченко, но оно началось 22 января в 12.30. Те ребята, которые уже не первый год участвуют в эксперименте, с удовольствием давали интервью журналистам.Эксперимент имеет статус международного, поскольку помимо московских учащихся в нем принимают участие школьники из девяти школ четырех штатов США,  в 2007 году к  ним присоединись и школьники из  Японии. Все они параллельно с космонавтами, работающими на Международной космической станции, в своих MicroLada выращивали урожай гороха усатого. Результат эксперимента дал представление о том, чем отличается развитие растений в земных и космических условиях. В течение двух месяцев эксперимента школьники и космонавт обменивались своими наблюдениями и фотографиями: как растения прорастали, вытягивались, цвели и плодоносили.13 марта 2006 года участники эксперимента получили возможность принять участие в сеансе прямой связи (телемосте) со своим космическим коллегой – космонавтом  Токаревым. Все это происходило в Центре управления полетами (Королев). Кроме московских участников, приехала группа школьников из Санкт-Петербурга. Они задавали самые разные вопросы о ходе эксперимента, об особенностях работы космонавта,  с интересом выслушивали его ответы. Всем очень понравился этот разговор с космосом, тем более что ребята своими глазами смогли увидеть ЦУП – место, откуда ведется слежение за космическими аппаратами и откуда телеканалы транслируют «космические новости».Выращенные в ходе эксперимента растения были высушены, доставлены в ИМБП, где под руководством сотрудников института учащиеся провели серию морфометрических измерений. Эти данные используют сотрудники ИМБП в качестве контрольных для сравнения с экспериментальными данными, полученными на МКС.Участники от Российской Федерации    Космонавты Международной космической станции Валерий Токарев (2006), Михаил Тюрин (2007) и Юрий Маленченко (2008) – соответственно XII, XIV и  XVI космические экспедиции на МКС.    Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества (директор Д.Монахов).     Отдел астрономии и космонавтики (зав. отделом Н.Николаев, куратор программы Б.Пшеничнер).    Центр экологического образования (зав. ЦЭО Т.Эгнаташвили, куратор эксперимента А.Колосков), в частности, обучающиеся в ГДО:-    «Природа под микроскопом» (рук. А.Колосков);-    «Психологи-исследователи» (рук. А.Пшеничнер);-    «Увлекательная энтомология» (рук. А.Колосков);-    «Человек и биосфера» (рук. Л.Шевяхова);-    «Экологический туризм» (рук. Р.Хорев);-    «Экология человека» (рук. А.Колосков ).     Московский лицей №1525 «Воробьевы горы», классы биолого-химического профиля (директор Е.Трегубова, координатор – учитель биологии и экологии А.Колосков, преподаватель английского языка И.Герасимова).     Лицейский биологический класс школы №520 (Москва).    Межшкольный учебный комбинат №15 (Москва).     Лицей №344 (Санкт-Петербург).Организаторы эксперимента    Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П.Королева.     Центр управления полетами и моделирования (ЦУП-М) Федерального космического агентства (Роскосмос).    Государственный научный центр РФ «Институт медико-биологических проблем РАН».     Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества (директор Д.Монахов, руководитель программы «Эксперимент в космосе» Б.Пшеничнер). Окончание. Начало на стр. 8-9ксперимент MicroLada имеет весьма позитивный педагогический эффект. Занятые в нем учащиеся уже не считают космос чем-то далеким от их жизни. Они стали более любознательными, начали интересоваться новостями астрономии и космонавтики. Некоторые из них всерьез задумываются о том, чтобы связать свою будущую профессию с космической биологией. Ведь деятельное участие в настоящем эксперименте под руководством специалистов из ведущих научных центров позволило им попробовать свои силы в исследовательской деятельности в столь перспективной области. А ежедневное снятие показаний датчиков, проведение наблюдений, заполнение дневника исследователя и забота об экспериментальной установке и содержащихся в ней растениях помогли им воочию убедиться в том, что научная работа достаточно рутинна и требует терпения, аккуратности и пунктуальности. Это помогает школьникам точнее сориентироваться в профессиональном смысле, избежав разочарований из-за неоправдавшихся ожиданий при выборе неподходящей для них профессии.Все это вызывает неподдельный интерес учителей и педагогов дополнительного образования, директоров и завучей образовательных учреждений. Материалы эксперимента были широко представлены на разного рода конференциях, семинарах, мастер-классах и в СМИ, и они неизменно вызывали одобрение. А с тем, что уже наработано в ходе трех этапов эксперимента, можно ознакомиться на специализированной интернет-странице (moseco.narod.ru/microlada.html).В 2011 году проходил аналогичный эксперимент, только не с горохом, а с арабидопсисом. Это низкорослое сорное растение примечательно тем, что имеет один из самых маленьких геномов среди цветковых растений. Поэтому в свое время на расшифровку его генов было потрачено 70 миллионов долларов. Кроме того, выведено множество его сортов, удобных для исследований. В частности, некоторые сорта обладают свойством сигнализировать своей окраской о наличии в воздухе микропримесей. А как раз изучение состава воздуха Международной космической станцией представляет собой весьма актуальную научную проблему. Для того чтобы совместить исследование с образовательным компонентом, Европейское космическое агентство организовало международный эксперимент с арабидопсисом «Теплица в космосе». Школьникам из стран Евросоюза и России были предоставлены микротеплицы с семенами этого растения, одновременно с ними итальянский космонавт Паоло Несполи посадил семена на МКС. Выращивая растения и сравнивая окраску земных и космических цветков, можно было сделать выводы о разнице в составе воздуха земных помещений и космической станции. Кроме того, школьникам была предоставлена возможность задать свои видеовопросы космонавту, на наиболее понравившиеся он ответил с орбиты.Однако работа учащихся по заданию ученых – это лишь часть возможной учебно-исследовательской деятельности, которая доступна сегодня школьникам в области космической биологии. Учащиеся могут разрабатывать свои собственные проекты и представлять их ученым для оценки актуальности, научности и реализуемости на орбите. Для этого существует ежегодно проводящаяся в два тура…Московская открытая научно-практическая конференция учащихся «Эксперимент в космосе»Вот уже третий год учащиеся из разных школ и лицеев Москвы и других регионов России приезжают во Дворец детского творчества на Воробьевых горах защищать свои проекты на этой конференции. Некоторые проекты они разрабатывают самостоятельно или с помощью учителей. Но они, как правило, не учитывают многие нюансы, специфику космического полета. Например, мало кто задумывается о том, что доставка груза на орбиту и возвращение его на Землю очень дороги – каждый грамм на счету, поэтому необходимо уменьшать размеры и массу экспериментальных установок, что лучше продумать другие варианты их возвращения на Землю: предусмотреть возможность возврата лишь небольшого образца или вообще только цифровых фотографий или видеофрагментов, которые можно передать радиосигналом. Кроме того, многие проекты не имеют четко продуманной научной цели, а составляются по принципу «запустить что-то в космос и посмотреть, что будет». Иногда предлагаемый эксперимент требует от космонавта много времени для его реализации, а ведь программа каждого участника полета рассчитывается по минутам: чем меньше эксперимент отнимает у космонавта времени, тем лучше.Авторы других проектов и их руководители поступили более дальновидно – они обратились к организаторам конференции, и те в свою очередь оказали им консультационную помощь либо связали напрямую с учеными, специализирующимися в области приложения проекта, в ходе дальнейшей разработки проектов многие важные аспекты были учтены, причем как по самой сути проекта, так и по его оформлению, представлению на защите. Как правило, именно такие проекты обращают на себя внимание членов жюри, хотя не игнорируются и недостаточно проработанные, но интересные идеи.Как для подачи заявки на участие, так и для получения дополнительной информации о конференции «Эксперимент в космосе», можно обратиться в отдел астрономии и космонавтики Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах.Телефоны: (495) 939-84-88, 939-83-85.Факс (495) 939-14-50.Электронная почта: evl25@mail.ru, nnn@astro.mgdtd.ru, bgp@astro.mgdtd.ruИнтернет-сайт: www.astro.mgdtd.ruПо вопросам, касающимся направления «Наука о жизни» (космическая биология, медицина и психология) конференции «Эксперимент в космосе», можно обратиться в Центр экологического образования.Телефон (495) 939-82-42.Электронная почта: avkoloskov@narod.ruИнтернет-сайт: moseco.narod.ruСпециализированная интернет-страница направления: ekokonkurs.narod.ru/space.htmlВсе годы проведения конференции большой популярностью пользовалась секция «Наука о жизни», посвященная космической биологии, медицине и психологии. Мне, как ведущему этой секции, довелось ознакомиться с самыми разными проектами, увидеть реакцию на них жюри. А предлагались проекты экспериментов и с орбитальной соляной комнатой, и с муравьями-космонавтами, и с психологическими и медицинскими опытами, и даже с реалити-шоу. Но жюри очень серьезно оценивает выступления, ведь оно всегда очень представительное. В него входят и космонавты-исследователи, и ученые, и конструкторы, и другие специалисты из разных учреждений, связанных с космонавтикой. Они тщательно оценивают предлагаемые учащимися идеи экспериментов по таким критериям, как оригинальность, научность, реализуемость, проработанность. Учитываются также наглядность доклада, уровень знаний учащихся по теме работы, логичность и обоснованность выступления, готовность и способность защищать проект, убедительно отвечая на заданные вопросы.Несмотря на довольно младенческий возраст, конференция принесла конкретные результаты. Лучшие проекты в настоящее время готовятся к реализации на орбите, а некоторые уже реализованы! В сентябре 2007 года на биоспутнике «Фотон-М» №3 под руководством заместителя директора ИМБП Е.Ильина и космонавта С.Рязанского были осуществлены эксперименты школьников и студентов: «Арахис» (гимназия №1526, научный руководитель Р.Дроздова), «Тутовый шелкопряд» (ЦО №1682, научный руководитель М.Ширяева), «Космическая бабочка» (лицей №1525, ГДО «Увлекательная энтомология» ЦЭО МГДД(Ю)Т, научный руководитель А.Колосков), «Биоритмика растений» (школа №520 и школа им. А.Колмогорова) и «Адаптация» (2-й курс Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Бурденко). Первые три из них были отобраны в ходе конференции «Эксперимент в космосе».Орбитальный эксперимент «Космическая бабочка»Проект этого эксперимента был разработан в 2005 году в учебной группе «Увлекательная энтомология» Центра экологического образования МГДД(Ю)Т. В рамках программы «Эксперимент в космосе» эта коллективная работа была рассмотрена специалистами и успешно прошла оба тура конкурса исследовательских проектов школьников. После этого проект был официально утвержден для реализации на биоспутнике «ФОТОН-М» №3, который был запущен на ракете «Союз» с космодрома Байконур (Казахстан) 14 сентября 2007 года, провел на орбите 12 суток.В чем же суть эксперимента? Общеизвестно, что взрослые бабочки вылупляются из куколок, в которых предварительно происходят очень сложные биологические процессы (метаморфоз). При этом из ползающей червеобразной личинки формируется очаровательное летающее насекомое. Для этого необходимо, помимо всего прочего, чтобы грызущий ротовой аппарат и толстые короткие ножки гусеницы рассосались, а на их месте сформировались сосущий хоботок и тонкие вытянутые лапки бабочки. А как на эти процессы повлияют экстремальные гравитационные явления космического полета – перегрузки и невесомость? Обучающиеся сформулировали цель своего эксперимента так: исследовать воздействие невесомости, перегрузок и других условий космического полета на процесс развития бабочки в стадии куколки и на жизнеспособность сформировавшегося имаго (взрослой бабочки). Ребята предположили, что если эксперимент пройдет успешно и насекомые стойко перенесут такие испытания, то уже на Земле из куколок вылупятся бабочки, которых уже от рождения можно будет называть космонавтами!В эксперименте использовались куколки трех видов чешуекрылых:    Крапивница (Aglais urticae), личинки которой собраны группой «Увлекательная энтомология» в Подмосковье.    Средний винный бражник (Deilephila elpenor), его куколки были найдены под Нижним Новгородом и затем были любезно предоставлены Московским домом бабочек Butterfly при личном содействии PR-директора Андрея Кулешова.    Североамериканская павлиноглазка Automeris io, куколки которой любезно предоставил белорусский энтомолог-любитель Роман Ненашев, занимающийся разведением этих красивых бабочек в домашних условиях.Таким образом, эксперимент школьников стал не только региональным, но и международным.На примере этого эксперимента можно рассмотреть некоторые особенности космобиологических исследований, которые следует учитывать в работе над другими проектами. В нем использовались три вида бабочек, так как, во-первых, было неизвестно, какие виды могли оказаться достаточно устойчивыми к экстремальным условиям космического полета, а какие – нет (поэтому не 1 вид, а несколько), а во-вторых, объем экспериментального контейнера ограничен (поэтому не более чем 3 вида).Куколки этих трех видов бабочек были разделены на две равные группы: земную и космическую. Космическая группа куколок побывала на орбите, земная (контрольная) оставалась на Земле. После возвращения куколок-«космонавтов» на Землю обе группы были помещены в специально подготовленный для этого эксперимента инсектарий, разделенный перегородкой на два отсека: земные – в левый, космические – в правый. И тогда обучающиеся в группе дополнительного образования «Увлекательная энтомология», а также других групп получили возможность проводить наблюдения за вылуплением и дальнейшим поведением бабочек обоих групп.Главным результатом эксперимента было то, что удалось получить самых настоящих космических бабочек-павлиноглазок. Правда, они в основном вылуплялись позднее земных. Другим интересным результатом было то, что, хотя учащиеся отправляли на орбиту три вида насекомых, из космоса вернулось четыре! Оказалось, что одна из куколок крапивниц была заражена личинкой паразитической мухи тахины. Таким образом, эта личинка пробралась в космос «зайцем». В ходе космического этапа эксперимента личинка выбралась из зараженной куколки крапивницы, образовала свой собственный пупарий (ложнококон), прошла метаморфоз и сформировалась во взрослую муху (имаго). Однако, выбравшись из пупария, тахина начала активно искать выход, стала лазить по контейнеру, запуталась в синтетических прокладках, которые служили прослойками между куколками, поэтому не смогла расправить крылья и погибла. На Землю она вернулась в причудливой форме. Таким образом и одна из земных крапивниц оказалась зараженной подобным паразитом. И учащиеся смогли сравнить, каким бы вывелся паразит, не будь он стеснен условиями маленького космического контейнера.Ответственным за этот эксперимент был Олег Фролов, обучавшийся в 8-м биолого-химическом классе лицея №1525 «Воробьевы горы», один из лучших выпускников учебной группы «Природа под микроскопом», занимавшийся тогда уже в группе дополнительного образования «Увлекательная энтомология» ЦЭО МГДД(Ю)Т. На его плечи легла основная часть мероприятий по подготовке и проведению эксперимента. Он готовил куколки к полету на спутнике, размещая их в специальный контейнер для космобиологических экспериментов. Ему пришлось готовить инсектарий к приему «жильцов» и проводить регулярные наблюдения за ними. О результатах эксперимента он рассказывал на городских конференциях «Мы и биосфера», «Космический патруль», а также он представлял их на экспозиции ВВЦ. В августе 2008 года он был делегирован на Международную выставку проектов школьников IV EXPO-CIENCIA LATINOAMERICANA ESI AMLAT в город Лиму (Перу), а в марте 2009-го вместе со своим научным руководителем – на международную выставку WETENSCHAPS EXPO-Sciences в город Брюссель (Бельгия).В следующем году Олег на конференции «Эксперимент в космосе» защитил свой проект другого космического эксперимента – «Небесный цветок». На этот раз в космос предполагается отправить семена некоторых растений, для того чтобы выяснить, какие из них могут благополучно пережить условия космического полета и стать подходящим посадочным материалом для космических оранжерей на Международной космической станции и на корабле, в котором отправится первая экспедиция на Марс. Кстати, сначала этот проект в модифицированной форме был предложен для включения в научную программу эксперимента «Марс-500», имитирующего в земных условиях длительную изоляцию, которую потребуется пережить членам марсианского экипажа. Но позднее стала рассматриваться возможность его реализации на МКС. Для этого были начаты предполетные исследования. Их результаты, а также сам проект Олег представил на Международной выставке учебно-исследовательских проектов школьников EXPO SCIENCE INTERNATIONAL AMLAT в городе Сан-Луисе (Бразилия).Исследование «Микробиоценоз Международной космической станции»В ноябре 2009 года лицеисту из 9-го биолого-химического класса, обучающемуся в учебных группах «Микробиология» и «Природа под микроскопом», Сергею Филимонову представилась возможность заняться исследованием микроорганизмов в пыли Международной космической станции. Для этой работы с орбиты были доставлены фильтры пылесосов и образцы пыли с МКС. Сергею довелось выявить и исследовать микроорганизмы, содержащиеся в этих образцах. Одним из открытых результатов его исследований было обнаружение бактерий, образующих пять разных типов колоний и один вид грибов. Результаты исследования Сергей представил на Азиатской выставке «Экспо-Наука» в Кувейте.Молодежный космический лагерь в Звездном городкеРазработка полноценного космобиологического эксперимента, должным образом подготовленного к реализации на орбите, – весьма сложное дело, требующее достаточного знания предмета, а не некоторого минимума. Поэтому необходимо более углубленное обучение, которое может проходить как в рамках группы дополнительного образования, так и в условиях индивидуальных и групповых консультаций. Однако наиболее эффективен метод погружения, который может быть успешно реализован в условиях Молодежного космического лагеря на базе Звездного городка.Летом 2009 года разработчики проектов космобиологических экспериментов получили возможность с головой окунуться в космонавтику – их пригласили в Молодежный космический лагерь в Звездный городок, организованный по инициативе Правительства Москвы. Его проведение стало возможным благодаря тесному взаимодействию отдела астрономии и космонавтики дворца, Центра космического сотрудничества «Андромеда» и Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Его участники за 10 дней смогли пройти краткий ознакомительный курс подготовки космонавтов (настоящий длится 2 года, космические туристы проходят его за полгода): ознакомились с авиационной и космической техникой, испытали себя на космических тренажерах, попробовали приготовить и продегустировали настоящую космическую еду, примерили скафандр, потренировались в стыковке космических аппаратов с МКС, познакомились и пообщались с несколькими космонавтами и специалистами, готовящими космонавтов к полету. Эта десятидневная смена позволила ребятам посмотреть на проблематику космических исследований изнутри, понять многое из того, что на словах не объяснишь. Благодаря этому они теперь могут на новом, продвинутом уровне продолжить работу над своими проектами космобиологических экспериментов.Все это служит наглядной иллюстрацией того, как то, что раньше казалось неосуществимыми мечтами, – полеты в космос, орбитальные эксперименты – становится близким и реальным для современных школьников. Сейчас у каждого из них есть уникальная возможность участвовать в настоящих космических экспериментах, сотрудничать с ведущими учеными и космонавтами в деле изучения и освоения космического пространства.«Земля – колыбель человечества. Но нельзя вечно жить в колыбели», – писал основоположник космонавтики и ракетной техники Константин Эдуардович Циолковский. Нынешнее поколение школьников имеет шанс сделать первые шаги из колыбели. Первые шаги к желаемому столь многими космическому будущему.А.КОЛОСКОВ, учитель биологии и экологии лицея №1525 «Воробьевы горы», заведующий кабинетом Центра экологического образования Московского городского Дворца детского и юношеского творчества

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте