Я мечтала стать учителем с 7‑го класса. Мысленно представляла себя у школьной доски, видела вдохновляющие взгляды моих будущих учеников. Но мечты могли бы разбиться о суровую реальность, если бы не возможность поработать в школе пионервожатой еще до поступления в институт.
Надо ли знакомить с будущей профессией сегодняшних учеников? В каком формате должно проходить знакомство, чтобы не стать разочарованием?
Можно ли с достаточной точностью определиться ребенку с выбором своей профессии уже в школе? И как нам, взрослым, помочь ему в этом выборе?
От внимания заботливых родителей, конечно, не скроются увлечения ребенка, его неподдельный интерес в процессе работы и восторг от того, что он делает. Но каков путь от увлечения к профессиональному выбору? От первого успеха к успешности? Что сможет увлечь ребенка и стать делом его жизни?
В образовательных организациях в выборе будущей профессии и определении направления образовательной траектории детям помогают их учителя – наставники, психологи, тьюторы, руководители кружков. Каждый из них создает свой индивидуальный рецепт успеха. Их опыт представлен на страницах нашей газеты.
Увлекательным для детей является участие в чемпионатах KidSkills, WorldSkills и «Абилимпикс», где совмещаются дух соревнований и атмосфера сопричастности, где профессионализм приобретает грани искусства, где творят настоящие мастера. Благодаря высоким стандартам подготовки наши ученики становятся победителями и призерами чемпионатов и выбирают будущую профессию.
В раннем профессиональном самоопределении на помощь нам приходит проект «Профессиональное обучение без границ», разработанный Департаментом образования и науки города Москвы. У школьников появляется возможность не только ознакомиться с актуальными профессиями, но и пройти обучение, сдать экзамен, получить специальность. Этот проект не стоит на месте, наши колледжи каждый год предлагают новые профессии, мы ищем и находим новые формы сотрудничества. Этот проект, ориентированный на будущее, помогает ученикам выбрать профиль обучения в старшей школе, определиться с профильными предметами, олимпиадами и экзаменами, построить образовательную траекторию.
Важность предпрофессионального образования для города подчеркнула Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития, в одном из интервью: «Я уже не раз отмечала, что в столице стремительно растет интерес к предпрофессиональному образованию. Но самое главное, что интерес этот действительно осознанный, с прицелом на будущее. Мы видим, что подавляющее большинство выпускников предпрофклассов выбирают профильные предметы в качестве экзаменов, чтобы продолжить дальнейшее обучение в вузах по этим направлениям. Например, 95% обучающихся IT-классов выбрали профильную математику, 84% – информатику. Очень важно, что город дает возможность еще в школе ознакомиться с будущей профессией и создает необходимые условия для развития детей. Наши школы оснащены новейшими лабораторными комплексами и компьютерной техникой, которые позволяют учащимся проводить исследования, ставить опыты, заниматься научными разработками. А профильные вузы благодаря этому получают мотивированных на учебу, серьезно настроенных на получение профессии и высшего образования первокурсников».
В этом номере «Учительской газеты-Москва» мы хотим поговорить с вами о нашем опыте организации раннего профессионального самоопределения, о моделях обучения профессии уже на школьной ступени и, конечно, об успехах наших детей.
Увидимся на страницах газеты!
Ольга ТЕРТУХИНА, директор школы №1554, председатель межрайонного совета директоров №4
Комментарии