search
main
0

Будущее начинается сегодня

Программа воспитания и социализации

На сегодняшний день программа воспитания и социализации «Будущее начинается сегодня» на основе конструирования и реализации персонифицированных образовательных маршрутов обучающихся с учетом их преемственности и непрерывности – это документ, с помощью которого строится воспитательная работа в школе.

А началось все с того, что летом 2019 года управленческая команда активно работала над поиском эффективных и по возможности универсальных механизмов, которые бы в полной мере позволяли удовлетворять образовательные запросы каждого обучающегося школы в соответствии с его склонностями и способностями, развивать мотивацию детей и подростков к получению новых знаний и освоению предпрофессиональных навыков, оказывать содействие личностному росту и профессиональному самоопределению. Таким механизмом стал персонифицированный образовательный маршрут обучающегося.

Персонифицированный образовательный маршрут обучающегося для нас – это целостная система мероприятий, состоящая из освоения программ учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, программ дополнительного и предпрофессионального образования и др., сформированная самим обучающимся при участии его родителей (законных представителей), педагогов общеобразовательных предметов (выборочно), руководителя класса, педагогов дополнительного образования (выборочно) и в сопровождении педагога-психолога, нацеленная на достижение конкретного запланированного результата с промежуточными контрольными точками (конкурсы, олимпиады, чемпионаты).

Важно, что главным автором персонифицированного образовательного маршрута становится сам ребенок, при создании и следовании по маршруту он развивает креативность, критическое мышление, коммуникацию и координацию, осваивает новые компетенции, делая осознанный выбор при корректировании собственного маршрута в достижении желаемого результата, становится ближе к профессии мечты.

Таким образом, в тестовом режиме проект, связанный с конструированием и реализацией персонифицированных образовательных маршрутов, стартовал в сентябре 2019 года. Были разработаны и в течение года реализованы (с обязательными корректировками) персонифицированные образовательные маршруты 300 обучающихся различных уровней образования. С сентября 2020 года проект, в течение прошлого года получивший положительные оценки всех участников образовательного процесса, носит массовый характер: он охватывает всех обучающихся школы, а это 3475 человек.

Именно конструирование и реализация персонифицированных образовательных маршрутов обучающихся – основа программы воспитания и социализации «Будущее начинается сегодня», а, собственно, их конструирование, контроль реализации и своевременная корректировка – основная функция руководителя класса.

Цели разработки и реализации программы воспитания и социализации «Будущее начинается сегодня»:
– формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в современном высокотехнологичном обществе;
– создание основы для осознанного выбора и последующего получения профессии в соответствии со склонностями, способностями и талантами обучающихся (на основе конструирования/создания/построения и реализации персонифицированных образовательных маршрутов обучающихся);
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, формирование здорового образа жизни, а также социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Программа воспитания и социализации «Будущее начинается сегодня» разработана сроком на 5 лет на основе примерной программы воспитания для образовательных организаций общего образования, разработанной в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания.

Разработанная управленческой командой школы №1560 «Лидер» программа воспитания и социализации содержит традиционные разделы: пояснительную записку, раздел «Особенности организуемого в школе образовательного процесса», раздел, описывающий цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, разделы «Виды, формы, содержание деятельности» и «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

Раздел «Виды, формы, содержание деятельности» имеет модульную структуру и состоит из инвариантных и вариативных модулей. К инвариантным модулям согласно примерной программе воспитания для образовательных организаций общего образования относятся следующие разделы: «Классное руководство» (в программе – «Руководитель класса»), «Школьный урок» (в программе – «Урочная деятельность»), «Курсы внеурочной деятельности» (в программе – «Внеурочная деятельность»), «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация» (в программе – «Профориентационная деятельность»).

К вариативным модулям разработчики программы воспитания и социализации школы №1560 «Лидер» отнесли следующие:

1. Внутренние образовательные проекты.

Были определены 7 приоритетных внутренних образовательных проектов различных направлений воспитательной работы, реализацию которых целесообразно осуществлять в образовательной организации в рамках программы воспитания и социализации:
– проект гражданского и патриотического (интернационального) воспитания «Я – патриот своей Отчизны»;
– проект нравственного воспитания «Мои жизненные ценности»;
– проект экологического воспитания «Земля – наш общий дом»;
– проект семейного воспитания «Дорога к дому»;
– проект интеллектуального, правового, экономического воспитания «Уникум»;
– проект физического воспитания «Я – здоров»;
– проект художественно-эстетического воспитания «Красота спасет мир!».

2. Дополнительное образование.

3. Городские образовательные проекты («Эффективная начальная школа», «Математическая вертикаль»).

4. Городские образовательные проекты предпрофессионального образования («Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе», «IT-класс в московской школе», «Новый педагогический класс в московской школе», «Кадетский класс в московской школе»).

5. Московская электронная школа.

6. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся.

7. Коллективные творческие дела (культурные, спортивные досуговые массовые мероприятия).

8. Психологическое сопровождение воспитательной работы и деятельности по социализации обучающихся.

Мы предлагаем модель персонифицированного маршрута, состоящего из двух частей.
Первая – это собственно образовательная составляющая: учебный план, индивидуальные планы внеурочной деятельности и дополнительного образования, участие в реализации городских образовательных проектов и олимпиадах, а также прогнозируемый результат участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Вторая часть в большей степени направлена на формирование гражданской позиции обучающихся, их морально-нравственных ценностей, на что значительное влияние оказывают вовлечение в волонтерскую деятельность, участие в ученическом самоуправлении и коллективных творческих делах, инициирование и реализация внутренних образовательных и культурных проектов.

Система оценки эффективности реализации программы включает в себя разнообразные приемы и методики: педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики, тестирование, анкетирование, микроисследования.

В начале учебного года составляется план работы управленческой команды и педагогического коллектива по оценке эффективности реализации программы воспитания и социализации.

Качество выполнения каждой операции/мероприятия/этапа плана позволяет досконально разобраться в причинах неудач и погрешностей в реализации программы воспитания и социализации, определить дальнейшие направления деятельности индивидуально с обучающимися, классом, определить технологии управления.

Отдельного внимания заслуживают мобильные приложения, разработанные обучающимися IT-класса, которые позволяют трансформировать персонифицированные образовательные маршруты обучающихся в цифровой формат и контролировать их реализацию.

Мобильное приложение «Персонифицированный образовательный маршрут. Мониторинг» позволяет проанализировать качество обучения, а также динамику образовательных результатов обучающегося. В качестве анализа мобильное приложение учитывает не только академические результаты, но также и результаты обучающегося в творческой, социальной, спортивной деятельности, достижения в рамках дополнительного образования.

Анализ можно выбрать как индивидуальный, так и групповой (например, класс). Групповой анализ представлен в виде графика, который показывает, в какой точке (чем чаще всего занимается, к чему стремится, в каких областях успешен или, напротив, какие области знаний вызывают наибольшие затруднения) находится обучающийся, что позволит скорректировать его персонифицированный образовательный маршрут для более эффективной его реализации.

Мобильное приложение «Персонифицированный образовательный маршрут. Реализация» позволяет сконструировать обучающемуся персонифицированный образовательный маршрут: выбрать предметы учебного плана в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, курсы внеурочной деятельности, программы дополнительного и предпрофессионального образования, социальную активность, использование ресурсов социальных партнеров, запланировав участие в конкурсах, чемпионатах, олимпиадах.
Мобильное приложение позволяет не только составить маршрут в соответствии со способностями, склонностями и талантами ребенка, но и загрузить расписания, планы и графики деятельности.

В наших ближайших планах – разработка методики, алгоритмов построения/конструирования персонифицированных образовательных маршрутов обучающихся дошкольных групп, с тем чтобы конструировать данные маршруты на основе принципов преемственности и непрерывности.

Разработчиками программы определены индикаторы, по которым мы будем определять эффективность ее реализации, среди которых показатели уже этого учебного года (результаты ГИА по выбранным профильным предметам, поступление в выбранные вузы, увеличение количества победителей и призеров олимпиад и иных интеллектуальных конкурсов регионального, всероссийского и международного уровней, снижение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, рост участников волонтерского движения, рост участников городских проектов) и отложенные/перспективные показатели, например, количество отложенных трудовых контрактов, заключаемых с обучающимися.

И если по обозначенным индикаторам будет наблюдаться ежегодная положительная динамика, то, разрабатывая и реализуя программу воспитания и социализации обучающихся образовательной организации на основе конструирования и реализации персонифицированных образовательных маршрутов обучающихся «Будущее начинается сегодня», мы попали точно в цель.

Татьяна ЦУРКАН, директор школы №1560 «Лидер»;

Александра ЯСТРЕБОВА, заместитель директора по содержанию образования и конвергенции образовательных программ школы №1560 «Лидер»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте