Цель модели социализации: создание в классном коллективе образовательно-воспитательной среды, способствующей духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта, самореализации, успешной социализации в обществе.
Задачи:- содействовать формированию базовых национальных ценностей у учащихся класса;- формировать мотивацию к активному и ответственному участию в общественной жизни класса, школы и социума на основе расширения социальной практики;- создавать условия для успешной самореализации и самоутверждения каждого воспитанника, интеллектуального, правового развития личности, воспитывать стремление к ЗОЖ;- развивать систему ученического самоуправления «Восходящие таланты»;- сотрудничать с родительской общественностью.В современных условиях большое внимание уделяется формированию социальных знаний учащихся, ценностного отношения к социальной реальности, получению социального опыта. Важно обеспечить освоение учащимися общечеловеческих ценностей: Ценность добра. Ценность семьи, любви к Родине, ее культуре.Ценность природы. Здоровье человека, общества и природы.Ценность труда, творчества. Модель реализуется не только через предметные области, но и через внеклассную работу, исследовательскую деятельность воспитанников, их социальную практику. 1. Мотивация Одно из условий воспитывающей деятельности – высокая мотивированность, инициирующая целевую активность детей. Ради чего организуется действие? Во имя чего достигается цель? Важнейшую роль здесь играют ощущение успеха и связанное с ним признание. Они являются мощными мотиваторами в учебно-воспитательном процессе. На мой взгляд, смысл мотивационного подхода состоит в том, чтобы ребенок сам включался в деятельность, проявляя активность, самостоятельность, инициативу. Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности:- непосредственно-побуждающие мотивы (связаны с желанием взять на себя решение проблемы – «Если не я, то кто?»); – перспективно-побуждающие (связаны с занятием лидерских позиций – «На что я гожусь, чем ценен для людей?»); – моральные (связаны с пониманием творческой деятельности как нравственного долга – «Спеши делать добро»); – мотивы общения (связаны с потребностью творить среди других – «Возьмемся за руки, друзья»); – творческие мотивы (связаны с потребностью придумывать, создавать – «Есть жажда творчества, умение созидать…»). Схема процесса мотивации:самосознание («Кто я? Какой я?») самоопределение («Чего хочу?») самовыражение («Как это сделать?») самоутверждение («Могу это!»)самореализация («Делай так!») саморегуляция («Могу изменяться и изменяюсь!»)Тщательно изучая личность каждого ребенка, стараюсь разработать мотивационный подход для каждого. Избегаю применения диктаторского стиля, слов типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство детей реагируют на данные команды нежеланием делать что-либо. Более эффективно мотивировать, перейдя на приглашение вместо приказаний, не забывая о важности голосовой модуляции. При этом использую формулировки с приятной интонацией «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».Позволяют замотивировать учащихся на активную познавательную деятельность следующие приемы: Создание ситуации успеха для формирования интереса к изучаемому предмету. «Что вы уже знаете об этой теме? Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит, это нужно!» Проблемное обучение: система интересных вопросов, творческих заданий. Проектная деятельность: творческая инициатива учащихся и педагога, дружеское сотрудничество. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Игровые ситуации и другие элементы занимательности. 2. Условия, необходимые для реализации модели Важным условием достижения поставленной цели и решения обозначенных задач является учет:- возрастных и индивидуальных характеристик воспитанников; – потребностей детей и запросов родителей;- национальных и региональных условий; – особенностей организации образовательно-воспитательного процесса; – системы базовых национальных ценностей, основных направлений воспитания и социализации: справедливость, свобода личная и национальная, жизнь, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации.Организационные условия1. Разработка циклограммы основных мероприятий по реализации модели: – создание системы разноплановых творческих дел, в которых может проявить себя возможно большее число учащихся; – включение коллектива класса в процесс планирования школьной жизни, обсуждения и решения важнейших школьных проблем через организационно-деятельностные и деловые игры; – включение класса в процесс самостоятельного социального творчества с помощью метода проектов. 2. Создание новых организационных структур внутри класса (постоянная редакция классной газеты, актив класса, совет «Здоровячок», совет «Правознайка», классное научное общество и другие). Научно-методические условия 1. Разработка пакета вспомогательных подпрограмм, рекомендаций. 2. Проведение диагностики воспитанности, уровня социализации учащихся. 3. Подготовка материалов для организации взаимодействия семьи и школы. Кадровые условия1. Организация цикла бесед обучающего характера для родителей класса по вопросам развития социального творчества учащихся. 2. Привлечение специалистов: педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, медицинских работников, библиотекаря и др.Мотивационные условия1. Разработка системы морального поощрения родителей и учащихся за высокие результаты в реализации модели. 2. Разработка положений о конкурсах «Ученик года», «Родитель года». Материально-технические условия 1. Дооборудование классного кабинета средствами мультимедиа: компьютер, проектор, экран и новая мебель.2. Организация материально-технического обеспечения разрабатываемых социальных проектов.3. Содержание Система базовых национальных ценностей раскрывается через основные направления воспитания и социализации школьников:- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;- воспитание нравственных чувств и этического сознания;- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; – формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).Я выстроила модель и определила направления воспитания и социализации моих учащихся.I. «Здоровячок»Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.Задачи:- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;- воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить свое здоровье и здоровье других людей.Основные понятия: психическое и физическое здоровье человека, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества в сохранении собственного здоровья, вредные привычки и их влияние на организм человека.Виды деятельности:- сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;- сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;- сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися по данному направлению;- формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;- организация внеклассных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.Ожидаемые результаты:- снижение уровня простудных заболеваний;- умение противостоять вредным привычкам;- умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т. д.);- выработка привычки сохранения собственного здоровья и здоровья других людей.II. «Всезнайка»Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные и исследовательские умения в окружающем мире.Задачи:- определить круг реальных учебных возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития;- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.Основные понятия: умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития, креативность, кругозор, интеллектуальный потенциал, одаренность.Виды деятельности:- интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;- организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;- сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся;- организация системной работы с одаренными учащимися и низко мотивированными на интеллектуальную деятельность.Ожидаемые результаты:- практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни; – дальнейшее участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различных уровней, в научно-практических конференциях.III. «Я такой маленький в таком большом мире»Цель: формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него, выполнения нравственных норм человека в социуме.Задачи:- формировать правовую культуру учащихся, свободное и ответственное самоопределение в сфере правовых отношений с обществом;- формировать у учащихся желание выполнять нормы и правила окружающей жизни;- обучать решению задач, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;- воспитывать культуру принятия ответственных решений в жизненных ситуациях согласно требованиям и нормам права;- способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.Основные понятия: право, закон, права и обязанности школьников, правонарушение, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, нравственное поведение, жизненные ценности и правила, выдающиеся люди и их нравственные ценности, безнравственные поступки, преступления против человечества, Конвенция о правах ребенка, нравственные традиции и обычаи народов моей страны, моей республики.Виды деятельности:- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;- изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения учащихся к их исполнению;- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;- развитие умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;- воспитание позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа;- воспитание интереса учащегося к самому себе, желания самосовершенствоваться;- развитие умения действовать в экстремальных ситуациях.Ожидаемые результаты:- осмысление своих поступков;- способность принятия правильного решения в жизненных ситуациях;- осознание своих прав и прав других людей;- оказание посильной помощи людям в трудной ситуации.IV. «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков положительного социального общения людей, опыта поколений.Задачи:- знакомить с традициями и обычаями общения различных поколений;- формировать культуру общения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок»;- создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;- учить приемам преодоления проблем в общении.Основные понятия: эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой, коммуникативная культура человека, закрытость и открытость людей, замкнутость, эмоциональное одиночество, общение.Виды деятельности:- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе;- определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;- обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;- обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;- просвещение и консультирование родителей по проблемам общения; – обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, часы общения;- изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.Ожидаемые результаты:- умение преодолевать проблемы в общении со сверстниками и взрослыми;- умение общаться, проявляя положительные эмоции;- создание положительных ситуаций общения.V. «Я и моя семья»Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию физически и нравственно развитой личности учащегося.Задачи:- организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей;- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;- создавать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;- организовать целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей, исходя из потребностей воспитательной деятельности и запросов родителей;- создавать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель».Основные понятия: семейный уклад и традиции семьи, родительский дом, генеалогическое древо, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье.Виды деятельности:- изучение воспитательной системы семей учащихся;- сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы;- привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий в классном коллективе.Ожидаемые результаты: общие интересы и понимание между родителями и педагогами, направленные на воспитание нравственной личности.4. Средства, формы, методы, технологииСредства и формы работы по реализации направления «Здоровячок».Организационно-методическая деятельность по здравоохранению и укреплению здоровья обучающихся:- мониторинг здоровья школьников, травматизма, состояния физического развития обучающихся, диагностика зрения;- организация работы с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья их детей;- организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям.Совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий:- разработка рекомендаций по паспортизации здоровья детей как одной из форм контроля и личностно ориентированной коррекции здоровья обучающихся;- определение группы детей с хроническими заболеваниями и разработка программы по их оздоровлению.Организация питания: фитобар и витаминные столы.Инновационная деятельность по укреплению и сохранению здоровья детей в школе:- мониторинг адаптации детей, имеющих трудности при обучении, к учебному процессу; – подготовка рекомендаций по выявлению таких детей, системе учета, профилактическая работа.Здоровьесберегающая деятельность для участников учебно-воспитательного процесса:- организация кружковой работы, спортивных секций;- организация физкультурного досуга детей совместно с родителями;- проведение физкультминуток, подвижных перемен;- введение в систему уроков, мероприятий по профилактике гиподинамии;- проведение тематических классных часов по сохранению, укреплению здоровья, оказанию первой медицинской помощи.Внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения по оказанию помощи детям:- подготовка памятки о режиме дня и рекомендаций для родителей по организации учебной работы ребенка;- профилактика болезней (близорукости, инфекционных заболеваний, сколиоза);- проведение санитарно-просветительской работы среди родителей;- проведение уроков здоровья, тренингов.Средства и формы работы по реализации направления «Всезнайка».Отслеживание степени вовлеченности учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, проведение дополнительных занятий на развитие внимания, памяти, мышления.Участие в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах.Участие в научно-практических конференциях.В классе создано научное общество учащихся «Юный исследователь» – творческое объединение детей, стремящихся совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать навыки и умения исследовательской деятельности.Средства и формы работы по реализации направления «Я такой маленький в таком большом мире». В школе создано детское общественное объединение «Восходящие таланты», которое имеет свой гимн, эмблему, флаг и галстук «Эр вий». Учащиеся моего класса вовлечены в систему традиций и ритуалов объединения:- посвящение в члены ДОО проводится в день рождения объединения и является финалом игры-путешествия «В страну Восходящих талантов»; – благотворительные акции «Твоя игрушка в детский дом!» (к Дню защиты детей), «Рождественское чудо» (концертные выступления в реабилитационном центре, больнице), «Открытка ветерану», «Заботливое сердце» (к Дню пожилых людей) и другие;- конкурс «Сильному роду нет переводу!»: соревнования семей, презентация семейных архивов;- экологические акции «Чистый берег», «Птичья столовая»;- фестиваль «Мы будущее Козьмодемьянска»: творческий отчет ДОО.Средства и формы работы по реализации направления «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы».Участие в фестивалях и конкурсах творческой направленности.Все воспитательные мероприятия строятся по технологии «крупных доз» (КТД), по возможности охватывают весь коллектив воспитанников, имеют продолжительные временные рамки. Подготовительный этап мероприятия – место и время самопознания, самовоспитания, самоопределения. Само мероприятие – место личностных ощущений, эмоций, переживаний, радости и удовлетворения. Средства и формы работы по реализации направления «Я и моя семья».«Час семьи» направлен на осмысление опыта семейной жизни. Участие в городском конкурсе «Мой семейный архив».Тематические классные часы, посвященные семейным корням: «История создания семьи», «Памятные даты моей семьи», «Военная летопись моей семьи», «Знаменитые люди нашего рода».Спортивные праздники с участием родителей.Праздники, посвященные Дню защитника Отечества, Дню матери, 8 Марта, Дню учителя, Дню знаний и т. д.Тренинги родительского взаимодействия, беседы с детьми и родителями.Проведение классного конкурса «Родитель года».5. РезультативностьРезультатом успешной реализации модели должно стать формирование социально активного выпускника начальной школы: инициативного, умеющего сотрудничать, коммуникабельного, с развитыми культурными навыками человека, для которого характерны такие качества, как высокая обучаемость, умение быстро принимать нестандартные решения, способность делать правильный нравственный, социальный выбор, умение занять свое место в обществе и быть полезным обществу. 6. Перечень используемых источников информации:1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. и др. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999.2. Гуткин Я.Д. Настольная книга классного руководителя. – Центр «Педагогический полк», 2000.3. Чугунова Л. Модель воспитательной системы. – «Формирование личности ученика и ее социальная адаптация». – «Учительская газета»: http://www.ug.ru/method_article/500. Прим. ред. Приложения к модели социализации класса опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1061. Вера КОЗЫРЕВА, учитель начальных классов Школы-интерната среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов города Козьмодемьянска Республики Марий Эл
Комментарии