search
main
0

«Будить душу от мелочей будничного величавыми образами»

17 марта — 165 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля

Фото автора

Этим утром попались мне на глаза фотографии из Омска. Мы были там три года назад. Всего несколько часов по дороге из Павлодара: снег, сибирский мороз, музей, памятник Михаилу Врубелю. И сегодня же по радио сообщили, что у художника юбилей — 165 лет. Вот такое совпадение.

Автопортрет, 1905

Я вспомнила детские годы, когда мы занимались в Третьяковской галерее – папа моей подруги Лены договорился со своей знакомой, и она бесплатно вела в течение двух лет кружок для нас, старшеклассников. Это были потрясающие беседы, не лекции, не занятия, а именно задушевные разговоры. Как я теперь понимаю, во многом определившие мою жизнь.

И там мы, конечно, видели и «Демона», и «Царевну-Лебедь» и «Испанию», и «Сирень», и «Портрет Саввы Мамонтова», и «Пана»… Детские впечатления – самые сильные. А дети в те годы были очень любознательные и активные. Так мне запомнилось. И тогда было принято приводить школьников в музеи, школы активно занимались воспитанием. И я часто ходила со своими учениками в музеи, уже в следующем десятилетии — в 80-е годы.

Когда Лена поступала в университет, ей достался вопрос про культуру Серебряного века. И она забыла рассказать о Врубеле. Помню, позвонила мне и с ужасом сказала: «Я забыла о Врубеле! Как стыдно перед папой!»

Спустя 15 лет я работала экскурсоводом в московском Доме-музее Марины Цветаевой. К нам ежедневно приходили школьные экскурсии, и мне, как бывшему учителю, часто поручали детские группы. К моему удивлению, многие дети 90-х были «ленивы и нелюбопытны», слушали с трудом, литературу знали неважно. Порой приходилось завоёвывать внимание, и обычно это удавалось.

Пан, 1899

В рабочем кабинете Марины Ивановны у нас висит репродукция знаменитой врубелевской картины «Пан». И вот пришла московская группа учеников 10 класса. Один мальчик, глядя на картину, спросил меня: «А кто этот дедушка? Кем он приходился Марине Цветаевой?» Оглядываясь назад спустя годы, очень надеюсь, что это была шутка. А тогда я просто остолбенела. И ещё одна ситуация, но уже в другой день. Произношу название картины «Пан», а меня переспрашивают: «ПанК?»

Всё начинается в детстве. Мама будущего художника тяжело болела и умерла, когда Мише было три года. Но ему запомнилось, как она вырезала из бумаги диковинных зверей. Не отсюда ли его будущие «диковинные» персонажи — «Демон» или тот же «Пан»?

Михаил Врубель был многогранен в своём творчестве. Его яркий талант проявлялся во всём — в живописи, храмовых композициях, витражах, скульптуре, архитектурных проектах, книжной иллюстрации, театральных декорациях.

«Будить душу от мелочей будничного величавыми образами», — так определил Врубель миссию художника.

Надо сказать, что и я долго воспринимала Михаила Врубеля как художника гротеска, тайны, необычайно ярких красок. И три года назад очень удивилась, увидев в Омском областном музее изобразительных искусств его плафоны — «Розы и лилии», «Хризантемы», «Жёлтые розы». Это триптих 1894 года. Так случилось, что плафоны не были включены в список произведений, опубликованный С. П. Яремичем в первой монографии о творчестве художника (Москва, 1911 год), и поэтому на несколько десятилетий выпали из поля зрения искусствоведов. Но позже нашли, что их упоминал сам художник в «Автобиографии», написанной для журнала «Мир искусства» в феврале 1901 года. Они обозначены как «три цветочных картуша для Дункер». А ещё он писал сестре летом 1893 года: «Я получил довольно большой заказ: написать на холстах три панно и плафон на лестницу (дома) Дункер, женатого на дочери известного коллекционера Дмитрия Петровича Боткина <…> что-нибудь относящееся к эпохе Ренессанс и совершенно на моё усмотрение».

Плафон «Розы и лилии», 1894

Накануне Октябрьской революции плафоны оказались в собрании Рябушинских. Потом коллекция была национализирована, «Цветы» поступили в Центральное отделение Государственного музейного фонда, а в 1927 году её передали на родину художника. В Омске не сохранился дом, где родился Врубель, разрушен собор, в котором его крестили (восстановлен в 2016 году), но память живёт под сводами музея, носящего его имя. И ещё недалеко от музея стоит памятник ему.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте