Говоря об образовании и организации новой школы в стране, Надежда Крупская писала: «Население заинтересовано в том, чтобы у начальной, средней и высшей школы была одна общая цель: воспитание всесторонне развитых людей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь».
Какова же должна быть школа, чтобы быть в состоянии сформировать таких людей? Отвечая на этот вопрос, Н.Крупская на первое место ставила здоровье подрастающего поколения: «Во-первых, школа должна сделать все возможное, чтобы укрепить здоровье и силы подрастающего поколения: она должна обеспечить детям здоровое питание, здоровый сон, удобную и теплую одежду, гигиенический уход за телом, свежий, чистый воздух, достаточное количество движения. Летом школа должна переноситься в деревню. Школа должна с самого раннего детства укреплять и развивать внешние чувства: зрение, слух, осязание и пр., так как это те органы, при помощи которых человек познает внешний мир. От их остроты, совершенства, развития зависит сила и разнообразие восприятий». Эти слова были написаны в 1918 году, а их важность и значение не утрачены и поныне. Обращение сегодня к работам Крупской позволяет извлечь из них актуальные положения. Одно из них, наиболее важное для жителей современного столичного мегаполиса, – забота о здоровье детей.Забота о здоровье детей и молодежи, формирование культуры здорового образа жизни в обществе рассматриваются как важная государственная задача. Один из механизмов ее решения – разработка программ формирования здорового образа жизни, а особое место в их реализации отводят системе образования. Именно в период получения образования формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Поэтому сохранение физического, психологического здоровья обучающихся – общее дело семьи и педагогических работников образовательных организаций. Результатом их совместной работы должно стать формирование ценностного отношения молодого поколения к своему здоровью и стремления к здоровому и безопасному образу жизни.Вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» требует рассмотрения задачи охраны здоровья обучающихся как комплексной и включающей в себя меры медико-гигиенической, социальной и психолого-педагогической направленности. В государственной программе города Москвы «Столичное образование» на 2012-2016 гг. отмечено, что в системе общего и профессионального образования актуальна задача формирования здорового стиля поведения, профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков.Департамент образования определил основные задачи работы по охране и укреплению здоровья обучающихся: обеспечение здорового образа жизни путем создания среды, благоприятной для укрепления здоровья; приведение всех элементов учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями обучающихся; содействие воспитанию у детей и молодежи ответственности за свое здоровье; обучение навыкам здорового образа жизни и поддержанию хороших межличностных отношений.Важными факторами риска, снижающими показатели здоровья обучающихся, выступают не только биологические, но и социальные факторы – нерегулярное и неполноценное по составу питание, связанная с ним избыточная или недостаточная масса тела, низкая доступность занятий спортом и физкультурой. В федеральном государственном стандарте образования одной из важных задач стало формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода. Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении, включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать в школе и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.Важное значение в формировании здорового образа жизни придается занятиям физической культурой и спортом. Движение – необходимое условие жизни человека, важная функция жизни. Сегодня физическая культура все больше становится одним из важнейших факторов в формировании у учащихся ориентации на здоровый образ жизни. Для подрастающего поколения столичного мегаполиса это актуально, как и для всей молодежи, так как занятия спортом противостоят растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости, нейтрализовать, обезвредить ее в школах можно только должным уровнем занятости и разъяснительной работы. Эти занятия под влиянием школьных педагогов, а затем и самостоятельные учат школьников ценить время, организовывать распорядок дня, вырабатывать умение самоконтроля за состоянием организма, развитие резервных возможностей. Подвижные игры на уроках физкультуры не только развивают дух коллективизма, сотрудничества, но и закрепляют в сознании школьника основы системного подхода к различным явлениям действительности.Решить все эти вопросы без подготовленных педагогических кадров просто невозможно. Поэтому особое внимание в научных работах Н.Крупской обращается на важную роль учителя и повышение его профессионального уровня. «Особо надо остановиться на системе подготовки учителей, необходимых для работы в «новой школе», – пишет Н.К.Крупская. – Если не будет должным образом поставлено это дело, все постановления Наркомпроса повиснут в воздухе и останутся благими пожеланиями».В Москве накоплен значительный опыт по развитию педагогики здоровья как одного из важных направлений модернизации образования. Проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков активно обсуждают на круглых столах и практических семинарах, проводимых в Московском институте развития образования с участием руководителей и педагогов образовательных организаций. Создание многофункциональных образовательных организаций позволяет интегрировать образовательную и оздоровительную деятельность в единый процесс за счет внедрения режима полного дня, позволяющего во внеурочное время проводить физкультурные оздоровительные мероприятия, развивать способности учащихся в творческих кружках и студиях (по естественно-научному, научно-техническому, художественно-эстетическому, эколого-биологическому, туристско-краеведческому, военно-патриотическому, социально-педагогическому, социально-экономическому, физкультурно-спортивному направлениям), полноценно организовывать досуг школьников.Инновационность создаваемых многофункциональных образовательных организаций находит свое отражение в расширении интегрированных связей основного и дополнительного образования, предусматривающем использование содержательных возможностей педагогической среды и целостной системы ведущих факторов школьной жизни.Следует отметить, что основная задача образовательной организации – активизировать внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности, обеспечить приоритет воспитания над обучением, что позволит в рамках формирования общей культуры личности последовательно формировать здоровый стиль поведения. Ученик, осознавший и понявший ценность здоровья как основы обучения и существования, способен развивать в себе такие качества, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества, страны, приобретает в процессе обучения социальный опыт, основанный на сохранении здоровья.Особенности содержания образования в таких школах основаны на: системе знаний о здоровье как динамичном состоянии, процессе сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни; опыте осуществления известных способов здоровьесберегающей деятельности; системе общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющей содержание и укрепление здоровья и обеспечивающей способность подрастающего поколения к сохранению культуры здоровья нации; умении самостоятельно претворять ранее усвоенные знания и умении в новых ситуациях формировать новые способы деятельности на основе уже известных, что обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему совершенствованию здоровья.Таким образом, в каждой школе должна существовать система работы по воспитанию у детей ответственности за свое здоровье и обучению их навыкам здорового образа жизни. Программы по оздоровлению и формированию здорового образа жизни разрабатывают педагогический и ученический коллективы, родительская общественность и партнеры школы с учетом интересов обучающихся. В их основе целостный подход к здоровью, составляющие которого – физическое, психологическое и нравственное здоровье.Анализ работы московских школ показывает, что реализацию принятых программ осуществляют педагоги, обладающие высоким теоретическим и технологическим уровнем подготовки, члены школьного сообщества по внедрению инновационных преобразований в учебно-воспитательный процесс. Разрабатывая систему модели деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся, преподаватели считают, что коммуникативная среда, определяющая коммуникативную культуру взаимодействия внутри педагогической системы, – ключевое условие ее реализации в различных ситуациях. Там, где реализуют сетевой подход, действительно удается спроектировать и отладить систему процессов, способных гарантировать результаты здоровьесберегающей деятельности и создать эффективную образовательную среду.Параллельно в Москве в рамках реализации мероприятий по созданию условий и мотивации к ведению здорового образа жизни продолжают открывать центры здоровья для детей в системе здравоохранения. В настоящее время в Москве на базе детских амбулаторно-поликлинических учреждений работает 18 таких центров, в которых оказываются медицинские услуги детям и подросткам. По данным мониторинга, в 2012 году в центрах здоровья для детей обследованы 94137 человек, функциональные нарушения выявлены у 52% обследованных. По результатам этого исследования назначено 65922 индивидуальных плана оздоровления. Это очень важный факт, поскольку раннее выявление дефицитов в здоровье дает возможность предупредить дальнейшее развитие заболевания.За последнее время в нашей системе образования произошло много изменений – принято новое законодательство, возникли новые экономические механизмы, оптимизация системы во многих регионах привела к значительной реструктуризации сети образования, но при этом мы, как правило, не забываем и исторические прецеденты. «За Россию здоровую» – эти слова Надежды Крупской как нельзя более актуальны и сегодня!Наталья МАЛАХАТКИНА, старший научный сотрудник МИРО
Комментарии