search
main
0

Будет среда – будет и развитие интеллектуального, творческого потенциала

В Юго-Восточном округе состоялся выездной семинар по обмену опытом для начальников окружных управлений образования. Перед участниками семинара с докладом выступила начальник Юго-Восточного окружного управления образования Людмила МИТРЮК.

т каких факторов зависит создание благоприятной творческой среды? От множества, однако мы все понимаем, что доминирующий фактор – уровень профессиональной компетентности педагогов, их стремление к собственному творческому развитию, реализации авторских творческих проектов и программ. Конечно же, создает такой творческий коллектив руководитель образовательного учреждения. Именно поэтому мы уделяем большое внимание повышению профессионального мастерства, психологической компетентности и правовой грамотности, умению принимать решения в нестандартных ситуациях, имиджу руководителя. Мы выстроили систему работы с руководителями в ежемесячном плановом режиме, начиная с августовских мероприятий, не просто в форме совещаний, а в форме научно-теоретических и практических семинаров с обменом опытом работы. В работе семинаров по нашему приглашению принимали участие в этом учебном году специалисты ДО, КРУ ДО и ФКУ, руководитель и специалисты Московского центра качества образования, представители Российской академии образования как одного из разработчиков новых образовательных стандартов, ученые, создатели учебно-методических комплексов, специалисты различных городских структур и ведомств, а также специалисты по имиджу. Ежемесячно проходят совещания-семинары руководителей на базе одного из районов. В их подготовке принимают участие советы директоров районов, все руководители ОУ этого района, районные управы и муниципальные образования. Предварительно в каждом районе адресно отрабатывалась программа развития образовательного пространства района с выпуском буклета, этот вопрос рассматривался на муниципальных собраниях. На совещания-семинары мы приглашаем руководителей окружных территориальных управлений (в зависимости от темы), кураторов и научных руководителей городских экспериментальных площадок, специалистов по правовым вопросам, методистов, а опытом работы делятся опытные руководители.

Другая форма работы – творческие группы по разработке отдельных направлений обновления содержания образования. Это группы по отработке различных моделей профильного обучения на старшей ступени, в том числе индивидуальных учебных планов, разработке окружной модели по профессиональной ориентации, подготовке рекомендаций по организации работы с одаренными детьми, разработке мониторинга качества образования на школьном уровне, мониторинга здоровья учащихся и учителей. Таких групп в течение года работало более десяти. Руководителями этих творческих групп стали 20 ресурсных центров, 5 базовых школ по профильному обучению. Работа этих сетевых творческих групп позволила не только сформировать положительный опыт в округе, создать методические рекомендации в помощь образовательным учреждениям, но и внедрить лучший опыт в практику массовой школы.

Еще творческая группа: руководители школ – победителей национального проекта «Образование», на базе которых проводится серия практических семинаров. По инициативе этих руководителей начал работу «Клуб начинающего директора», заседания которого проходят раз в месяц. Его высоко оценивают сами директора, но и мы видим его востребованность, значительное продвижение каждого руководителя в течение года. (За последние три года назначены новые руководители в 78 ОУ, в том числе в 35 ДОУ, в 23 школах.)

Кроме плановой учебы, есть вопросы, по которым мы организуем работу по мере их появления. Как, например, по новому законопроекту и РП РФ №296 о реформировании государственных (муниципальных) учреждений, мы провели учебу всех директоров и заведующих с приглашением разработчиков этого закона, направили две группы руководителей для изучения опыта перехода в статус автономных и бюджетных учреждений в Татарстан, одну группу – в Калининград.

Я благодарна своим коллегам – начальникам управлений образования тех округов, что принимают в плане обмена опытом работы наших руководителей на своих площадках. Целые педагогические десанты наших руководителей по различным направлениям в рамках повышения профессионального мастерства и обмена опытом работы действовали в ЮАО, ЦАО, СВАО. Мы тоже охотно делимся своим опытом с руководителями не только столичных школ, но и регионов России. Только в нынешнем году свыше 30 таких мероприятий были проведены на базе образовательных учреждений нашего округа, представители 24 регионов принимали в них участие.

Совместно с МЦКО на базе нашего ОНМЦ в течение года были организованы курсы повышения по разным темам: «Экспертиза и оценка качества образования» для методистов округа (51 чел.), «Оценка педагогической деятельности как инструмент достижения высокого качества образования» для директоров ОУ (62 чел.), «Формирование модели оценки качества образования в школе» для заместителей директоров школ по начальному обучению и учителей начальных классов «пилотных» школ (58 чел). Программа курсов специально разрабатывалась и адаптировалась к потребностям округа. Не могу не сказать за это слова благодарности в адрес МЦКО и первого заместителя руководителя МДО Ларисы Курнешовой.

Такое построение работы с руководителями позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особенностей коллектива, опыта руководителей, развивать инициативу и творчество каждого руководителя, накапливать, обобщать и внедрять в массовую практику передовой педагогический опыт, как окружной, так и московский, а также регионов, а в конечном итоге влиять на качество образования. Повышается имидж самого руководителя, уровень работы учреждения. Каждый год среди директоров есть победители конкурсов «Лидер в образовании», «Менеджер года», «Женщина-директор года», а в этом году одна из наших руководителей – директор школы №1344 Ирина Леонова – стала победителем международного конкурса «Искусство управлять» и вошла в президентскую тысячу лучших управленцев России.

Тема, над которой работают в этом году учителя нашего округа, – «От мастерства учителя – к мастерству ученика». Во главе этой работы 204 учителя – победителя конкурса «Лучший учитель» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В течение учебного года они провели свыше 100 мастер-классов для учителей и стали наставниками молодых педагогов.

Сетевое взаимодействие учителей стало характерной особенностью педагогов нашего округа. Одним из организаторов такого взаимодействия в округе был «Клуб учителей». Научный педагогический клуб, который создан по инициативе учителей и работает в сопровождении ОНМЦ, – сетевое инновационное объединение учителей для изучения современных образовательных технологий, демонстрации инновационного опыта и обмена педагогическими идеями. Это и совершенно новая форма повышения квалификации учителя, его самовыражения.

Сегодня наш клуб объединил не только учителей округа, к нему присоединились учителя московских школ, регионов России.

13 апреля клуб провел V городской и I Всероссийский научный форум учителей и учащихся «Гуманизация школьного образования. Ответы на вызовы времени». В его работе приняли участие представители российской науки, Департамента образования, вузов, национального координационного центра проекта «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО», учителя округа и Москвы. В ходе форума мы в интерактивном режиме обсудили поставленные проблемы с учителями 7 городов России (Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда, Новгорода, Норильска, Иркутска, Новороссийска). Свыше 300 учащихся представили свои проекты.

Начинался этот клуб с объединения учителей истории и обществознания, заинтересованных в противодействии попыткам фальсификации истории, изучения реальных исторических документов. Инициатива учителей гуманитарных дисциплин вызвала большой интерес со стороны других предметников, администраций школ. В апреле этого года заседание клуба прошло в Государственном историческом музее по теме «Война 1812 года: новое в научной литературе, музейных экспозициях и педагогической практике». Его участниками стали как опытные, так и начинающие учителя, специалисты в области музейной педагогики и, конечно же, представители большой науки. 19-20 апреля был подготовлен и проведен Всероссийский открытый форум молодых ученых, посвященный 65-летию Победы, участниками стали ученики, учителя, представители науки.

Традиционно в весенние каникулы в округе проходит выставка-ярмарка педагогических идей и инноваций, она становится итогом наработок по теме «От творчества учителя – к творчеству ученика». В ней приняли участие 108 педагогических коллективов, более 2000 учителей и воспитателей, свыше 300 учащихся, педагоги Западного, Северного, Центрального округов.

Сетевое взаимодействие позволяет более эффективно выстроить экспериментальную работу в округе. Сегодня практически все наши площадки – сетевые, как на окружном, так и на городском уровне, что позволяет выйти за рамки только своего учреждения, более активно внедрять разработки, которые есть во всей сети.

Это и 72 дошкольных учреждения, реализующих проект ЮНЕСКО «От младенчества до школы», это 23 учреждения, разрабатывающих модели старшей профильной школы, портфолио ученика и учителя, образовательного учреждения, это более 30 учреждений, отрабатывающих мониторинг качества образования, это 15 учреждений, разработавших мониторинг здоровья учащихся и учителей. Сегодня в экспериментальной работе принимают участие более тысячи учителей и воспитателей.

Наш анализ показывает, что созданная разноплановая, дифференцированная система повышения квалификации, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, экспериментальная деятельность позволяют повысить авторитет учреждения, на новый уровень поднять творчество педагога, внедрить в учебно-воспитательный процесс новые педагогические технологии, нетрадиционные формы и методы организации работы с детьми. Пример в этой работе показывают лицей №1547, ЦО №№1858 и 1421, ЦРР № 183, КШИ №7.

Более 1,5 тысячи учителей в нынешнем году приняли участие в профессиональных конкурсах и марафонах, окружных фестивалях и смотрах. Радует то, что в наших окружных мероприятиях принимали участие представители практически всех округов.

Значительную помощь в развитии образовательного пространства округа оказывают префектура и лично префект Владимир Зотов, окружные территориальные управления, районные управы и муниципалитеты. Это не только помощь по укреплению материально-технической базы школ и детских садов, социальная поддержка педагогических работников, но и содержательная помощь. Так, по инициативе префекта приобретены и включены в образовательный процесс самые современные кабинеты физики, химии и биологии, на их базе мы проводим семинары для учителей этих предметов при сопровождении ОНМЦ.

Практически все районы в течение года организовали выездные семинары по обмену опытом работы за счет средств управ не только в ведущие города России, но и в зарубежные страны с экскурсионной программой. Программу семинаров формирует совет директоров района вместе с куратором, а мы утверждаем их совместно с главой управы. Помимо профессионального роста руководителей, взаимодействия с органами власти на местах, на таких семинарах формируется и педагогическое сообщество школьных округов.

Ежегодно при участии префектуры и управ проводятся конкурсы «Если бы я был главой управы». В этом году участниками были 787 старшеклассников. В округе реализуются проекты « Цифровой район Жулебино», «Вифлеемская звезда», «Шолоховская весна», «Чеховский сад», спортивные праздники с участием более 9 тысяч учащихся, конкурсы по информационным технологиям: для учителей-предметников на лучший урок с использованием информационных технологий, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Третий год по инициативе префекта наши школьники – активные участники Всероссийской олимпиады студентов и учащихся по сетевым технологиям, которая с этого года Министерством образования и науки РФ включена в перечень основных олимпиад. И третий год наши ученики – победители и призеры этой олимпиады.

Развитию олимпиадного движения мы придаем большое значение. В нынешнем году в олимпиадах на окружном уровне приняли участие около 9 тысяч школьников. Итоги участия и результатов олимпиад мы рассматриваем на совещаниях руководителей.

Очень важно, что при содействии префектуры учителя имеют возможность ознакомиться с современным производством на примере предприятий нашего округа, с новейшими достижениями в области нанотехнологий, для чего приглашаются ведущие специалисты в этой сфере. Только за год проведено 65 лекций, которые прослушали 6,5 тысячи старшеклассников и учителей.

Естественно, что это не может не влиять на повышение ответственности учителей за результаты своего труда. Как и в каждом округе, так и у нас есть те «звездочки» – учителя и воспитатели, педагоги дополнительного образования, которыми мы гордимся. «Школа педагогического мастерства», в которой они активно работают, стала главным звеном в работе по формированию новой образовательной среды.

Создавая образовательную среду для развития интеллектуального, творческого потенциала детей, мы определили для решения еще одну проблему: имеет ли подросток возможность приложить руки к делу, создать своим умом и руками нужную ему или семье вещь? Проанализировав, мы увидели, что образовательные учреждения пока еще не готовы выступить организаторами вовлечения подростков и молодежи в экономически оправданную, посильную им, интересную трудовую деятельность.

Как мы начали решать эту проблему? Прежде всего вернули во многие школы технологию, создали сеть опорных школ, более трети учреждений заключили договоры с колледжами. Помогает в работе и то, что в соответствии с распоряжением префекта за всеми школами закреплены шефствующие предприятия, систематически организация шефской работы рассматривается на заседаниях коллегии префектуры.

Мы считаем, что помимо информирования о профессии очень важно вводить ребенка в целом в профессиональную среду, которая будет задавать горизонты профессионального роста. Это детско-взрослое научно-образовательное производство. На базе школы мы открыли «Музей рабочих профессий», примером реального производства стал молодежный бизнес-инкубатор в центре образования №1085. В нем на базе школьных мастерских: токарной, швейной, мастерской парикмахерского искусства «Стиль», а также с использованием возможностей практики на ОАО «Станкоагрегат» создан молодежный бизнес-инкубатор, который решает задачи изучения передовых технологий и их применения в различных областях. В структуре инновационной сети теперь несколько учреждений: школы №№687 и 2028, лицей №1547, Московский художественно-педагогический колледж технологий и дизайна. Социальные партнеры: ОАО «Станкоагрегат», Центр занятости, Центр квотирования рабочих мест, Станкин, МИФИ.

Важная составная часть профориентационной работы – научно-техническое творчество молодежи. Этому направлению в текущем году мы уделили особое внимание. Провели собеседование-пропускник с руководителями образовательных учреждений, выстроили систему работы на всех уровнях, получился план конкретных мероприятий на весь учебный год. В работе по развитию научно-технического творчества важную роль играют 48 школьных научных обществ, которые взаимодействуют как сеть. В школах к работе подключились все участники образовательного процесса, организованы выставки работ не только учащихся, но и учителей, и родителей, немало совместных проектов.

В рамках фестиваля научно-технического творчества и молодежных инициатив прошел форум «Молодежь и наука» в ЦО №1858, 47 образовательных учреждений представили свои проекты, Работали 2 окружные фестивальные площадки, на которые мы приглашали представителей всех округов города. На окружной фестивальной площадке лицея №1547 прошел первый форум исследователей и изобретателей «Новые вершины», участниками были не только лицеисты, учащиеся школ округа, лицеисты Южного округа, но и представители МИФИ, МГТУ им. Баумана. Для участников был проведен мастер-класс «Что необходимо знать юному изобретателю об интеллектуальной собственности и авторских правах», прошла презентация «Нанотехнологии меняют мир», состоялась стендовая сессия, где ребята показали свои наработки, прошли соревнования роботов «Траектория», «Слалом».

На заседании окружной коллегии по профориентации и переходу к профильному обучению, в работе которой приняла участие председатель Совета директоров профессиональных колледжей округа, мы всесторонне рассмотрели как имеющийся опыт, в частности использование разработанного при участии сотрудников методического центра профориентации индивидуального автоматизированного рабочего места «Профиль», которым оснащены 55 образовательных учреждений округа, так и проблемы.

Никакая образовательная среда не будет эффективной, если не проявляется должной заботы о сохранении и укреплении здоровья. Помогают учреждениям в решении этой проблемы несколько лабораторий – саногенетического мониторинга под руководством главного санитарного врача округа, лаборатория «Физкультуры без освобожденных» под руководством доктора медицинских наук С.Бубновского, Центр мониторинга здоровья учителей и учащихся под руководством доктора медицинских наук С.Чечельницкой; городская сетевая площадка в составе 14 учреждений, наша работа по сдаче норм ГТО (по инициативе префектуры), внедрение программы «Спартак. Футбол. Класс». В округе реализуются проекты «Здоровый ребенок», «Муниципальный район – территория здоровья», «Выходи во двор – поиграем», «Физкультура без освобожденных» и многое другое. Особую роль играет дополнительное образование, практически 90% детей проходят через эту систему. Достаточно сказать, что в фестивалях и конкурсах приняли участие более 50 тыс. детей.

Раскрытию творческих способностей детей, умению применять знания на практике, самостоятельно их пополнять способствует проектная и исследовательская деятельность учащихся, которая проводится как в учебной работе, так и во внеурочное время.

Главное в проектной деятельности – создание конкретным ребенком полезного продукта, формы которого могут быть самые разные: модели и макеты, фотографии и коллажи, стендовые и публичные доклады, литературные альманахи, рефераты и компьютерные программы, наглядные учебные пособия, спектакли и т. д.

Важно, чтобы на заключительном этапе проектно-исследовательской деятельности возникли новые, более сложные проблемы, дающие толчок к познанию, развитию и совершенствованию личности. «Если в конце исследования не видно начала следующего – значит, исследование не доведено до конца», – считал Дмитрий Лихачев.

Проектно-исследовательская деятельность становится ведущей во время организации и проведения летней учебной полевой практики по экологии в Приокско-Террасном заповеднике, в эколого-этнографических экспедициях «Легенды седого Кавказа», «Жемчужина Севера – Трансгенозерская тропа». Широко используются образовательные ресурсы Аптекарского огорода Ботанического сада, экологических центров. Учащиеся одной из школ проложили экологическую тропу для детей-инвалидов в Кузьминском лесопарке, а итогом работы по экологии другой школы стало создание школьного музея «Чернобыль. Трагедия. Мужество. Героизм». Не случайно уже третий год наши учащиеся – победители и призеры Всероссийской олимпиады по экологии.

В год 65-летия Победы в округе осуществляется проект «Народный архив», в котором приняли участие ученики и учителя, родители, ветераны Великой Отечественной войны. Подготовлены материалы о более чем 4 тысячах ветеранов. 7 апреля на Поклонной горе мы подвели итоги проекта «Лучший школьный музей» с передачей Народного архива в музеи образовательных учреждений.

В проектной деятельности широко используются информационные технологии, без которых сегодня невозможно представить ни одну столичную школу. В феврале на базе нашего округа по инициативе префектуры, поддержанной Департаментом образования, прошло совещание заместителей начальников окружных управлений и директоров методических центров на тему «Использование информационных технологий в образовательных учреждениях Юго-Восточного округа», где мы представили свой опыт, обозначили имеющиеся проблемы и пути их решения.

В последние годы в Москве в связи с приездом в столицу мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья актуальна задача формирования толерантного сознания и поведения учащихся. Решают ее не только 60 групп для изучения русского языка как иностранного, два отделения школы русского языка, клубы интернациональной дружбы, детские общественные организации и объединения, серия семинаров по правовой политике. Это постоянная кропотливая работа. В феврале по инициативе Ресурсного центра по толерантному воспитанию ЦО №1457 прошел окружной форум «В звучанье разных голосов услышим мы друг друга», на который были приглашены представители всех округов. Его отличала насыщенность, нетрадиционность форм проведения. Итогом форума стало обращение его участников ко всем детям и взрослым, всем, кому дорог мир на земле. Оно прозвучало на телевидении, опубликовано в газете. На форуме детям был показан и проведено обсуждение фильма «Адажио». Надо было видеть, как ребята воспринимали его, а когда фильм закончился, весь зал аплодировал.

Мы прекрасно осознаем, что наша работа по созданию новой образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала детей зависит прежде всего от ключевой фигуры – учителя с нестандартным, нетрадиционным мышлением, творческим, инновационным подходом к педагогическим приемам и технологиям; от современного делового руководителя – менеджера образовательного процесса и, конечно же, от современной материально-технической базы ОУ, отвечающей сегодняшним социальным запросам наших учащихся, молодежи. Только все вместе мы сумеем создать нашу новую школу. Подтверждением этому стал общегородской день открытых дверей – учреждения нашего округа посетили свыше 65 тысяч родителей.

Новая образовательная среда не сделает всех учеников победителями и даже призерами Всероссийских олимпиад, не сделает всех великими учеными, знаменитыми артистами и художниками, но мы глубоко убеждены в том, что разнообразные личностно ориентированные формы и методы работы помогут сформировать у школьников те компетенции, которые подготовят их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, будут способствовать пониманию мира как многоцветного и многозвучного, научат осознавать, что нравственно и что значит стыдно. А портфолио каждого ребенка будет отражением его жизни, а не только отдельных школьных успехов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте