search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

Будет личный водолаз… Урок в 7-м классе на тему «Закон Архимеда и плавание тел»

Не секрет, что многие современные школьники, приступая к изучению физики, имеют колоссально низкий уровень познавательной активности. В результате происходит резкое снижение качества знаний по сравнению с начальной школой. Международное тестирование подтверждает этот факт. Российские ученики начальной школы находятся на первом месте в международном рейтинге, а ученики 7-9-х классов – в районе трехсотого (!). Вопрос о повышении интереса к обучению и познавательной активности учащихся стоит очень остро. Один из вариантов решения проблемы – использование занимательного физического эксперимента на уроке.

Цели

1) Изучение действия архимедовой силы на тело, погруженное в жидкость или газ, и его практического применения.

2) Формирование конструкторских навыков, а также навыков организации, проведения и анализа результатов физического эксперимента.

3) Развитие внимания и наблюдательности. Повышение интереса к изучаемой теме и к предмету в целом.

Задачи

1) Повторить изученный ранее материал по данной теме: понятие архимедовой силы, закон Архимеда, способы определения значения архимедовой силы.

2) Экспериментально подтвердить условия плавания тел.

3) Рассмотреть практическое применение выталкивающей силы в воздухоплавании и плавании подводных лодок.

4) Заинтересовать учеников материалом и самостоятельной экспериментальной деятельностью как важнейшим способом приобретения знаний.

Методы обучения, применяемые на уроке: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный метод, занимательный физический эксперимент.

Ход урока

1 этап (1 мин)

Учитель: Тема нашего урока – «Сила Архимеда и плавание тел». За время урока мы проведем опыты, повторим, как возникает выталкивающая сила, каково ее значение, и познакомимся с практическим применением действия выталкивающей силы для плавания тел и определения плотности некоторых твердых тел.

2 этап (3 мин)

Учитель: Внимательно посмотрите на экран и ответьте на вопросы.

1) На какие тела действует архимедова сила?

2) В каком направлении действует архимедова сила?

3) Каково обозначение архимедовой силы?

4) Объясните происхождение названия этой силы.

На экране последовательно появляется картинка:

3 этап (15 мин)

Учитель: Сейчас мы изготовим игрушку, которая называется «Картезианский водолаз», придумал ее французский ученый Рене Декарт. Хоть это и игрушка, но она поможет нам экспериментально выяснить условия плавания тел в жидкости, если вы будете достаточно наблюдательны. Для изготовления этой игрушки нам понадобятся: пипетка, кусочек пластилина, пластиковая бутылка с водой и картонный водолаз, обклеенный скотчем.

Ученики изготавливают игрушку, следуя указаниям учителя, и изучают ее действие. Через 12 минут игрушка готова, еще 3 минуты ребята проделывают опыты с погружением и всплытием водолаза и ведут соответствующие наблюдения.

4 этап (5 мин)

Учитель: К каким же выводам вы пришли в результате проведенных опытов?

Ученики вместе с учителем подводят итог проведенного эксперимента:

1) Сила Архимеда действует вверх, противоположно силе тяжести.

2) Если FА = Fт, то тело плавает в жидкости или газе.

3) Если FА < Fт, то тело тонет (движется вниз).

4) Если FА > Fт, то тело всплывает (движется вверх).

Учитель: А кто может объяснить принцип действия этой игрушки?

Ученики объясняют, как действует игрушка и почему.

5 этап (5 мин)

Учитель: Эти выводы можно использовать для практических целей. Как вы думаете, каким образом?

Дети приводят примеры: управление подводной лодкой, воздушным шаром.

Учитель: Предлагаю посмотреть, как за счет изменения веса тела можно изменять направление его движения.

На экране демонстрируются два видеосюжета – о воздушном шаре и подводной лодке, сюжеты взяты с диска «Физикон».

Учитель: Какие примеры движения живых организмов за счет силы Архимеда можно обнаружить в природе?

Дети: Рыбы, плавательный пузырь.

6 этап (4 мин)

Учитель: Какие способы определения значения архимедовой силы вам известны? (Запись на доске.)

Вам известна легенда о том, как Архимед открыл закон?

7 этап (5 мин)

Учитель: Осталось закрепить наши знания с помощью задачи: определите, какова выталкивающая сила, действующая на тело объемом 100 дм3, полностью погруженное в нефть.

8 этап (2 мин)

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы с вами еще раз повторили основные сведения о выталкивающей силе, повторили способы определения ее значения и познакомились с практическим применением этих знаний человеком.

Выставляются оценки наиболее активным ученикам.

Вадим МУРАНОВ, учитель физики средней школы №19, Ногинск, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте