Как известно, эксперимент «Шестилетняя начальная школа» проводится в некоторых школах столицы в рамках реализации постановлений Правительства Москвы и Департамента образования по экспериментальной отработке модели шестилетней начальной школы для обеспечения всесторонней педагогической поддержки и социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднюю школу.
Досье «УГ»Центр образования №118 был создан в 2005 году в результате реорганизации путем слияния двух образовательных учреждений: Центра детского творчества, искусства и спорта – учреждения дополнительного образования – и школы №118 – фактически гибнущего образовательного учреждения, на тот период уже 5 лет не набиравшего 1-х классов. За короткий срок своего существования Центр образования №118 стал одним из ведущих образовательных учреждений Ломоносовского района Москвы. Одна из основных задач деятельности Центра – всестороннее творческое и духовное развитие детей и подростков за счет предоставления широкого выбора образовательной деятельности, интеграции общего и дополнительного образования. С момента своего создания Центр образования №118 занимается экспериментальной деятельностью. С 2005 года его начальная школа работает по экспериментальному учебно-методическому комплексу «Планета знаний», с 2007 года ведется работа по внедрению учебно-методического комплекса «Английский язык 1-4 З.Н.Никитенко», с 2008 года действует эксперимент «Электронный журнал», с 2009 года Центр включился в работу по эксперименту «Шестилетняя начальная школа».
Сергей МИХИН, директор Центра образования №118, кандидат педагогических наук:
– Актуальность построения модели «Шестилетняя начальная школа», разработанной в Центре образования №118, заключается в том, что сегодня задачи, решаемые различными образовательными учреждениями, с каждым годом становятся все многообразнее и сложнее.
Постоянно появляется необходимость поиска и применения новых эффективных приемов и методов обучения, вариантов учебных пособий, материалов, видов организации учебно-воспитательного процесса, которые бы эффективно его оптимизировали. Поэтому в системе образования все большее значение приобретают вопросы научного осмысления управления образовательным процессом.
В модели Центра образования в наибольшей мере может реализоваться преемственность в развитии ребенка в период его детства, юности, отрочества. Работа педагогического коллектива по единым стандартам и требованиям совместно с родителями на всех уровнях – от детского сада до получения аттестата – позволит получить максимальный результат в сфере личностного развития и образования ребенка.
Такая модель, как Центр образования, базируется на взаимодействии с родителями, учителя с ребенком в определенном пространстве, при этом если параметры взаимодействия обеспечивают внутреннюю свободу развития личности всех субъектов (учителя, родителя, ученика) и используют все потенциальные возможности пространства сотрудничества, то получаемые результаты максимальны. Ибо возможности такого взаимодействия неограниченны и позволяют и родителю, и учителю, и ученику в полной мере реализовать свое предназначение.
Появление национальной инициативы Президента России «Наша новая школа», в которой сформулированы подходы, требующие повышения качества образования, поиска новых форм и методов организации учебного процесса в учреждениях, интегрирующих общее и дополнительное образование; резкое снижение успеваемости в 5-6-х классах, существенное изменение в поведении вчерашних четвероклассников и наблюдаемое ухудшение психологического состояния пятиклассников при переходе с 1-й ступени обучения на 2-ю ступень обусловили необходимость принятия решения администрацией ГОУ «Центр образования №118» вступить на II уровне в городской эксперимент «Шестилетняя начальная школа» и предложить свой вариант построения модели в условиях учреждения, имеющего статус «Центр образования».
Центр образования №118 включился в эксперимент на II этапе, с 2009 года, но уже за этот короткий срок участия в эксперименте были получены существенные результаты. Именно их осмыслению и обобщению, презентации экспериментальной модели образовательного учреждения, работающего в рамках эксперимента «Шестилетняя начальная школа» и имеющего статус «Центр образования», был посвящен семинар.
Яков ТУРБОВСКОЙ, научный руководитель экспериментальной площадки «Шестилетняя начальная школа», заведующий лабораторией «Методологии управляемого развития образования» МЦКО, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО:
– Семинар, который мы провели, представляет собой принципиально новую веху в развитии нашего эксперимента по созданию шестилетней начальной школы, так как он проведен школой, которая только приступила к отработке этой модели и включилась в эту работу уже на втором этапе эксперимента. Сам факт включения новых школ в эксперимент, включения, основанного на очень взвешенном понимании руководителями школ значения этого эксперимента в жизни педагогических коллективов, достаточно убедительно свидетельствует об оценке и признании преобразующей роли экспериментально отрабатываемой модели. Для нас в обсуждении особенно важно все то, что характеризует работу этого педагогического коллектива в специфических условиях продолжающегося эксперимента.
Заместитель директора по УВР Центра образования №118 О.Карпичко, непосредственно курирующая работу по данному эксперименту, рассказала о фундаментальной роли начальной школы Центра образования в эксперименте, от которой зависит не только багаж знаний, с которым учащиеся Центра перейдут на следующий структурный уровень обучения, но и их готовность к выполнению своей роли в обучении, воспитании и самовоспитании. Концепция внедряемой модели «Шестилетняя начальная школа» и особенности ее построения в Центре образования №118 заинтересовали участников семинара, но особый интерес вызвали задачи экспериментального исследования:
– создание условий для обеспечения интеграции дошкольного образования (в рамках дополнительного образования Центра образования) и школы (в рамках 1-й ступени обучения), преимущественно опирающиеся на игровую деятельность, с целью создания поддерживающей среды обучения младших школьников;
– создание условий для расширения сферы общения учащихся 1-й ступени обучения с целью обеспечения безболезненного перехода учащихся с 1-й ступени обучения на 2-ю ступень, а также для решения проблемы коммуникативной направленности обучения и воспитания школьников;
– обеспечение взаимосвязи 1-й и 20-й ступеней обучения за счет перевода педагога-наставника (воспитателя ГПД) из 4-го класса 1-й ступени обучения в 5-й класс 2-й ступени обучения;
– программное раскрытие содержания установки «научить учиться» как основной цели обучения и воспитания;
– раскрытие путей и возможностей органичного объединения содержания изучаемого материала с личным опытом ребенка;
– диагностирование изменений психологического состояния каждого ребенка, учитывая все диагностические показания, включая уровень обученности (успеваемости).
Реализации задачи диагностирования изменений психологического состояния каждого учащегося, особой направляющей роли школьных психологов в ходе эксперимента были посвящены выступления педагогов-психологов Центра образования №118 Е.Лукьяшиной и кандидата психологических наук Ю.Кузнецовой.
Лукьяшина рассказала об особенностях психологического тестирования детей при поступлении в 1-й класс и о психолого-педагогическом сопровождении учащихся в период с 1-го по 4-й класс с целью адаптации их к учебной деятельности, формирования у них школьных навыков.
Кузнецова представила два важных блока психолого-педагогической работы при проведении эксперимента. Это психологическая составляющая подготовки воспитателей ГПД к работе в рамках эксперимента «Шестилетняя начальная школа», что особенно важно с учетом того, что одно из главных отличий проведения эксперимента в Центре образования №118 – переход от классных руководителей к классным воспитателям, сопровождающим учащихся с 1-го по 6-й класс, и передача этой функции от педагогов воспитателям ГПД. Для подготовки воспитателей к этой деятельности психолого-педагогическая служба Центра проводит для них обучающие семинары, основные разделы которых: «Психологические особенности учащихся разных возрастов», «Основы психологии обучения», «Основы психологии конструктивного общения». Кузнецова рассказала о психолого-педагогическом сопровождении учащихся при переходе их в 5-й класс и представила результаты экспериментальной диагностики учащихся 5-х классов, обучающихся в рамках эксперимента «Шестилетняя начальная школа». Данные тестирования пятиклассников показывают возрастание положительной динамики умственного развития, резкое снижение школьной тревожности, что оказывает значительное воздействие на повышение их успеваемости.
Программному раскрытию содержания установки «научить учиться» как основной цели обучения и воспитания школьников в рамках эксперимента «Шестилетняя начальная школа» на примере преподавания английского языка для учащихся 1-5-х классов по экспериментальной программе З.Никитенко было посвящено выступление учителя английского языка О.ДОЛОТОВОЙ:
«Цель обучения мы видим в развитии речевой способности младшего школьника на иностранном языке, а также в развитии психофизиологических функций и возможностей учащихся, потому что развитие речи непосредственно связано с функциональным совершенствованием мозга. Развитие речевой способности – это процесс поэтапный. Именно на этом принципе строится технология обучения, лежащая в основе выбранной нами УМК З.Никитенко. Программе каждого класса соответствует определенный этап развития речевой деятельности. Начинаем мы со звуковой стороны языка, потому что язык для ребенка – это прежде всего звук, связывающий смысл и чувства воедино, и плавно переходим к знаковой системе языка. Прохождение всех этапов развития речевой деятельности (в соответствии с законами естественного развития речи) обеспечивает положительный результат: у учеников младшей школы формируется способность к творческой речи. Мы имеем возможность начинать обучение с 1-го класса в рамках школьного компонента «Устные основы обучения», где развитие речевых механизмов происходит на аудитивной основе. Задачи начального этапа сводятся к созданию перцептивной базы (запечатление звуковых образов, их узнавание в потоке речи, развитие речевого слуха)».
Созданию условий для обеспечения образовательного процесса, преимущественно опирающихся на игровую деятельность, было посвящено выступление педагога-организатора З.Александровой, которая рассказала об уроках «Динамическая пауза», проводимых для учащихся 1-5-х классов, в основе которых лежит игровая деятельность по развитию памяти, внимания, мышления. Эти занятия предназначены не только для снятия напряжения и увеличения двигательной активности учащихся, но и для проведения эффективной коррекции нарушений или незначительных отклонений от нормы в области основных психических процессов, формирования навыка игры и работы в команде, осознания своих собственных изменений и получения удовлетворения в ходе познавательной деятельности в форме игры. Все занятия проводятся с использованием рекомендаций психолого-педагогической службы ГОУ «Центр образования №118». Занятия проводятся с 1-5-ми классами в специально оборудованной игровой комнате от 1 до 3 раз в неделю (в зависимости от возраста учащихся). На занятиях используются подвижные игры, игры на развитие памяти, внимания и мышления, игры на развитие мелкой моторики рук. Проводятся математические викторины, дидактические игры по русскому языку, окружающему миру, игры на смекалку, логику, мышление, конечно, звучат загадки, скороговорки и поговорки. Эти занятия расширяют кругозор детей, учащиеся повторяют пройденный материал на основе тем, указанных учителями в планировании. Происходит обобщение изученного материала в игровой форме, что обеспечивает создание поддерживающей среды для учащихся всех ступеней обучения без дополнительной учебной нагрузки по предметам.
В.МЕДВЕДЕВА, воспитатель ГПД:
– Я перешла вместе с воспитанниками в 5-й класс в рамках эксперимента «Шестилетняя начальная школа». Цель образовательно-воспитательного процесса в школе – формирование личности с определенным набором ценностных нормативных характеристик. Личность человека проходит сложный путь формирования, который начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Развитие личности происходит в определенных условиях и во многом зависит от того, кто и как воспитывает человека, учит его жить среди людей, какие нормы и правила ему прививают. Каждый день воспитатель проводит половину дня с классом и вносит свою лепту в развитие личности младшего школьника. Самая важная задача воспитателя – создание атмосферы психологического комфорта, культивирующей рост позитивных эмоций, что стало необходимым условием для любого адаптационного периода. Эмоциональные переживания ребенка, его чувства органически связаны с познавательными процессами – ощущением, восприятием, воображением, мышлением, памятью и пр. Психологами доказано, что развитие когнитивной сферы ребенка напрямую зависит от его эмоционального состояния.
Поэтому создание атмосферы безопасности и радостного общения со сверстниками – это то, с чего воспитатель начинает создавать новый коллектив. Воспитатель заостряет внимание детей на словах и поступках, детально разбирая, что есть «хорошо», а что – «плохо», контролирует настроение учащихся, обучает саморегуляции в выражении эмоций, преодолению импульсивности чувств в поведении, принимает участие в формировании нравственных чувств и коррекции негативных моральных качеств (зависть, жадность, злорадство). Этот каждодневный кропотливый труд постепенно, но обязательно дает свои результаты.
Эксперимент, проводимый в Центре образования №118, дает возможность прогнозировать, какой может быть начальная школа в «Нашей новой школе», что сегодня чрезвычайно важно.
Комментарии