search
main
0

Будешь активен, добьешься многого

Артур МАКСАЕВ, учитель английского языка и экономики школы №461: – Решение задачи обеспечения системы московского образования квалифицированными педагогическими кадрами, закрепления их в отрасли, улучшения качественных характеристик кадрового потенциала стала одним из приоритетных направлений в деятельности Правительства Москвы и Департамента образования. Оно должно удовлетворить потребность образовательных учреждений города в педагогических кадрах, обеспечить своевременную ротацию и пополнение квалифицированными кадрами школы, что в свою очередь позволит повысить уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями времени и общества. Наибольшие надежды в реализации этих задач возлагаются на будущее московского образования – молодых учителей.

Одним из показателей, характеризующих эффективность профессионального становления молодого специалиста, вхождение его в педагогический коллектив, отношение к работе в целом, становится его умение самоорганизовываться и организовывать своих коллег.

Проект «Самоуправление в творческом коллективе молодых педагогов» посвящен приоритетному направлению в решении социальных, образовательных проблем – менеджменту в образовании. Проект самоуправления творческого коллектива в сфере образования прежде всего основывается на культуре проектного и инновационного менеджмента и предполагает активное участие всех педагогических кадров и непосредственную работу молодых педагогов.

Система образовательного менеджмента состоит из управленческих циклов, различных по времени, объектам и целям, но все они в соответствии и с требованиями современной системы образования и с требованиями логики управленческого процесса должны быть направлены не только на обеспечение функционирования данной системы, но и на перевод ее в новое качественное состояние. Другими словами, любое управленческое решение должно работать на повышение качества образования, формирование развивающейся комфортной образовательной среды, способствующей социализации и развитию личности молодого специалиста, становлению педагогических, творческих компетенций этого коллектива.

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что еще существеннее) того, как удержать их там. Вопросов, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые вопросы (например, финансовые или проблема престижа профессии учителя в обществе) не находятся в компетенции управления образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне можно решить в стенах учебного заведения. В этом и заключается актуальность и социальная значимость данной проблемы.

Проект «Самоуправление в творческом коллективе молодых педагогов» опирается на приоритетную ценность ответственного и инициативного управленческого действия. Поэтому он прежде всего основывается на культуре проектного и инновационного менеджмента социальной сферы в широком смысле и предполагает разворачивание образовательных и тематических линий как обеспечивающих (то есть вторичных) персональное проектное действие члена коллектива, а в будущем – управленца.

Любой человек, начинающий свой путь в профессии, испытывает затруднения вследствие отсутствия опыта. По моему мнению, учителям в этом смысле повезло меньше других: педагогическое образование не обеспечивает им достойную стартовую площадку для взлета, и, вероятно, именно поэтому становление учителя протекает труднее, острее, больнее, чем у представителей других интеллигентских профессий. Анализ педагогической деятельности в школах убедительно показывает, что, во-первых, как профессионал недавний выпускник вуза еще достаточно слаб: сдавая в институте экзамены, он выучивал внешние в отношении себя факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Во-вторых, выпускник не очень понимает изменившуюся с его школьных лет типологию сознания современного школьника. В-третьих, молодой специалист оказывается недостаточно подготовленным в нормативно-правовых вопросах, в целом у него недостаточно знаний и в области методики преподавания предмета.

Если молодого человека в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъема и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности, и в профессиональной, и в личностной. В конце концов тревожность может из ситуативной превратиться в постоянную, стать личностной чертой, а в таком случае бессмысленно говорить о каком-то творческом потенциале и способности к инновациям. В результате возникает проблема несоответствия уровня методической подготовки выпускника, его желания работать в школе с социальным запросом общества, согласно которому в школе должен быть не просто учитель-предметник, а креативный организатор, менеджер образовательной среды, человек, способный не просто образовывать и воспитывать ребенка, но прозревать в нем человека и личность будущего и помогать раскрыться.

Действительно, школа открывает широчайшие возможности для самореализации и саморазвития учителя. Никто и никогда за тебя ничего делать не будет; сейчас мы живем в таком мире, когда только инициативный человек сможет проложить себе дорогу в светлое будущее. Но если ты инициативен, талантлив, у тебя есть много нереализованных задумок, то школа – это твое! Если человек не пассивен, энергичен, способен самообразовываться, то он не только сам чего-то добьется, но и сможет собрать команду единомышленником, сплотит ее и выведет вперед. Вот какие возможности открывает работа в школе! А если эту работу сочетать с общественной жизнью района или округа, например, то это даст еще более широкие возможности. Вот почему я уже с 16 лет являюсь членом молодежного объединения района и членом молодежной палаты. Не хочется быть пассивным, плыть по течению – хочется сделать что-то хорошее для класса, школы, района!

Убежден, что педагогическая работа должна быть сопряжена с общественной деятельностью. Именно поэтому я получал экономическое образование параллельно с педагогическим и сейчас, обучаясь на преподавателя-лингвиста, я готовлю себя и к государственной службе.

Не раз мне в голову приходили несбыточные мысли о школе, в которой был бы молодой педагогический коллектив – в возрасте до 30 лет, инициативный директор, где все было бы построено на грамотном самоуправлении. Но потом, изучая экономические отношения, я понимал, что невозможно нести такой груз ответственности на столь еще юных плечах. Но потом опять возвращался к этому вопросу, обдумывал его снова и снова и приходил к выводу, что все-таки можно было бы это осуществить при поддержке опытных людей, при кураторстве опытных наставников.

В нынешний период времени школа как никогда нуждается в молодых и энергичных, грамотных специалистах, ведь средний возраст учителя далеко перевалил за пенсионный. Школа «стареет» и теряет свою привлекательность. Так что я бы расценивал работу в школе как синтетический процесс: «Моя работа в школе – МОИ перспективы и возможности» и «Перспективы и возможности школы от МОЕЙ работы (молодого учителя)». Школа должна получать и отдачу. Она открывает для тебя возможности, а ты, в свою очередь, заботишься о ее процветании и развитии.

Отрадно, что Правительство Москвы стимулирует учителей иностранных языков более высокими зарплатами, здорово, что молодых специалистов поддерживают материально надбавками и выплатами подъемных! Эта поддержка действительно ощутима. Когда я начинал учиться, нам задали вопрос: «А кто из вас пойдет работать в школу после окончания учебы?» Подняли руку только трое из 27. А в конце обучения руки поднимали практически все, многие из которых действительно хотели пойти на работу в школу, но, к сожалению, не нашли свободного места! Перспектив и возможностей действительно масса.

Я верю в то, что когда-нибудь возглавлю школу, соберу дружный коллектив молодых, энергичных учителей и поведу к новым открытиям, инновациям, интересным проектам! Верю, что этот конкурс даст хороший старт для реализации моих нескромных планов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте