Елена МАРЧЕНКО, учитель школы №1344: – Ветер гонит по асфальту желтые листья. На смену лету пришла осень, затем – зима, а вместе с ними – уроки, домашние задания и школьные будни. Настало время теплых шарфов и остроносых зонтов. Еще недавно бегавшие целыми днями во дворах школьники теперь больше времени проводят в четырех стенах, готовясь к контрольным и самостоятельным работам, наверстывая пропущенный материал или осваивая новый. И конечно, делая домашние задания. При этом многие дети не умеют грамотно распределять свободное время и жертвуют своим здоровьем, эмоциональным состоянием и отношениями с друзьями и семьей, чтобы получить хорошие оценки и заслужить похвалу родителей и учителей. Это неправильно.
Учиться тоже надо уметь. Не просто вызубривая материал, но и используя его на практике, делая на основе известных знаний какие-то выводы, находя верные решения. Не учиться нельзя, и закладывать основы необходимо как можно раньше. Сначала родители помогают малышу разобраться в жизни, затем им на помощь приходят учителя, которые занимаются развитием ребенка в дневное время.Педагог должен не только научить, объяснить и помочь, но и вдохновить, поддержать и подать пример. А также быть ближе к своим воспитанникам, потому что именно так достигается взаимопонимание. На страхе не вырастают достойные люди, а только чахнут и утрачивают индивидуальность. Дружеское отношение, вовремя сказанная шутка, оказанная поддержка и искренняя похвала – вот истинные помощники учителя. При этом, конечно, важно, чтобы он вызывал доверие к себе и заслуживал уважения. Эти мысли – мой личный опыт, накопленный за двадцать лет педагогического стажа. Все мои ученики – ребята очень разные, у каждого – свой характер, свои способности. Работать с ними интересно, и, как это часто случается, чему-то учу их я, чему-то – они меня. Хотя сейчас класс дружный, сплотились ребята не сразу, а лишь после совместных мероприятий, игр, конкурсов, походов, творческих выступлений. Одной из задач, которые я ставила перед собой, начав работу с классом, было именно достижение взаимопонимания между ними, между ними и мной, а также воспитание самостоятельности и ответственности в детях, лишь недавно вышедших из-под постоянной опеки родителей. Без лишней скромности скажу, что, наверное, мне это удалось. Ребята с готовностью и энтузиазмом принимаются за проекты, с удовольствием выступают на концертах и участвуют в социальных и международных молодежных программах, завоевывая призовые места. Я стараюсь воспитать здоровое поколение, способное не праздно прожигать жизнь, а добиваться своих целей, всесторонне развиваться. Быть здоровыми не только телом, но и душой, сердцем, разумом. Ведь одно без другого невозможно. В детстве и юности я серьезно занималась танцами. Прошли годы, и это стало моим хобби, но осанка, чувство ритма и ощущение собственного тела по-прежнему со мной. Моим ученикам я стараюсь тоже привить любовь к движению, не только потому, что это полезно для здоровья, но и потому, что раскрепощает внутренне. Уже несколько лет в нашей школе проходят праздники, к которым танцы готовят дети самого разного возраста: от начальных классов до выпускных, причем часто вызываясь подготовить номер по своему собственному желанию. Танцует вся школа! Что касается моего класса, то не так давно для программы «НЕ КУ.RU», в которой мы участвовали всем классом в 2009-2010 учебном году, восьмиклассники почти самостоятельно сделали танцевальный номер. Конечно, они танцуют не как профессионалы, но зато у них горят глаза и нет страха ошибиться, а это, я считаю, очень важно.Нам повезло: у меня и моих ребят есть уникальная возможность летом участвовать в эколого-этнографических экспедициях школы. Этим летом, например, мы были на побережье Онежского озера, жили в палатках, сами готовили еду и каждый день проходили с рюкзаками десятки километров. Я считаю, что поход очень сплотил и класс, и меня с ними. Взаимовыручка, совместные действия, постоянная забота о ближнем – это не проходит незамеченным. В походах также проявляется истинное «я» человека, и происходит фактически настоящее знакомство с тем, кого, казалось бы, уже хорошо знаешь. Учась находить компромисс в спорных вопросах, дети быстрее отвыкают полагаться постоянно на родителей, а также становятся более толерантными и понимающими. Я считаю совместные походы учеников с учителями важным элементом в воспитании здоровой личности, здорового человека. К тому же природа благотворно воздействует на психику и помогает формировать чувство прекрасного, осознание свободы и гармонии с окружающим миром.Я люблю проводить свой досуг, посещая культурные мероприятия: театры, картинные галереи, музеи, выставки, концерты. Люблю читать книги, расширяющие кругозор. Ученикам я часто, чтобы заинтересовать их наукой или удивить, увлечь, рассказываю какие-нибудь интересные вещи, легенды, традиции, обсуждаю книги. В среднем два раза в месяц в свободное от уроков время вместе с учениками я хожу в музеи, театры, картинные галереи. Посещение культурных мероприятий добровольное, но многие ребята, вдохновившись моими рассказами, предпочитают провести время с пользой, вместо того чтобы часами сидеть в Интернете или лениться, лежа на диване и хрустя чипсами. На следующий день ученики, узнавшие что-то новое в музеях ли, на выставке, стремятся поделиться своими впечатлениями с друзьями. Таким образом, тяга к знаниям, любопытство и страстное желание увидеть и понять – все это передается «воздушно-капельным путем» как, простите, грипп, и, к счастью для нас, учителей, трудноизлечимо. Перефразируя известную мудрость, скажу: «Класс таков, каков его классный руководитель». Я стараюсь быть примером для своих учеников, воспитывая их не нотациями и криком, а доброжелательным отношением, советами, поддержкой. Каждый день я прилагаю все усилия, чтобы развить моих воспитанников, помочь им осознать себя в этом мире и не потеряться, сделав очередной шаг по дороге к взрослой жизни.
Комментарии