search
main
0

Будем бастовать, если власти нас не услышат

ЗАЯВЛЕНИЕ Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ о социально-экономическом положении работников бюджетной сферы, о мерах Правительства РФ по сокращению федеральных социальных обязательств и дальнейших действиях Ассоциации

В письме Ассоциации от 15 января 2004 года в адрес территориальных организаций профсоюзов – членов Ассоциации было высказано предположение, что в предстоящий период по законодательным инициативам и практическим шагам Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Правительства России можно будет судить о степени готовности представительной, законодательной и исполнительной власти решать острейшие проблемы, назревшие в социальной сфере, вести конструктивный и содержательный диалог с Ассоциацией и ее членскими организациями.

Совет Ассоциации вынужден заявить, что пока наши надежды на положительные сдвиги в решении проблем бюджетников ничем не подкреплены, а действия властей по ускорению реформ в бюджетной сфере только усугубляют ситуацию.

По-прежнему заработная плата значительной части работников бюджетных учреждений не достигает даже российского порога бедности – официального прожиточного минимума.

Общеизвестно, что повышение в октябре 2003 года окладов и ставок заработной платы работников бюджетной сферы на 33 процента не компенсировало даже роста стоимости жизни за два года, прошедших с предыдущего повышения. Однако законодательная и исполнительная власть, проигнорировав требования миллионов работников бюджетной сферы и положения Трудового кодекса РФ, не предусмотрела в федеральном бюджете на 2004 год средства на проведение индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений в текущем году.

Несмотря на то что темпы инфляции в начале 2004 года превысили прогнозные показатели, ежегодный рост заработной платы в промышленности составляет не менее 20-25 процентов, несмотря на продолжающееся реальное падение жизненного уровня большинства учителей, врачей, работников культуры, министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин заявляет, что индексация заработной платы работников бюджетной сферы будет осуществлена не ранее 2005 года, не называя при этом ни точных сроков, ни размеров компенсации. Судя по всему, работникам бюджетной сферы вновь дают понять, что постановление Государственной Думы III созыва, рекомендовавшее Правительству России рассмотреть вопрос об индексации заработной платы работникам бюджетной сферы по итогам исполнения федерального бюджета за I полугодие 2004 года, принятое во многом под воздействием их требований, – не указ для правительства.

На обращение Совета Ассоциации к Президенту Российской Федерации по вопросу повышения уровня оплаты труда получен ответ из Минтруда РФ: «Учитывая недостаточность финансовых средств в бюджетах всех уровней и нестабильное экономическое положение субъектов Российской Федерации, большинство из которых получают трансферты из федерального бюджета, а также необходимость обеспечения своевременного и в полном объеме финансирования расходов на выплату заработной платы в регионах, решение о повышении заработной платы работников организаций бюджетной сферы в более высоких размерах, не обеспеченное реальными источниками финансирования, в настоящее время не может быть принято».

Подобные ответы трудно воспринимаются разумом, особенно на фоне беспрецедентного повышения заработной платы высшему звену российской бюрократии, которое уже вызвало вал вопросов из территориальных организаций профсоюзов, – как все это согласуется с провозглашенной Президентом Российской Федерации программой борьбы с бедностью?!

В связи с проведением широкомасштабной реформы федеративных отношений и местного самоуправления Правительством РФ подготовлен и уже в основном одобрен 29 апреля т.г. пакет законопроектов по внесению изменений в 154 законодательных акта и отмене 35 законов Российской Федерации, как объясняет правительство, с целью обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации и разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В связи с преобразованиями в Правительстве Российской Федерации приостановлена деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Правда, при этом непонятно, почему одновременно практически приостановлена реализация Генерального соглашения, консультации с основными социальными партнерами руководством Правительства РФ не проводятся. Поэтому мы не можем не опасаться, что подготовленный пакет правительственных законопроектов по реформированию социальной сферы и проект федерального бюджета на 2005 год будут внесены в Государственную Думу без учета мнения профсоюзов.

Предлагаемые Правительством РФ изменения в действующее законодательство не только принципиально снижают уровень гарантий населения на получение медицинской помощи, качественного образования, но и фактически ликвидируют действующую в настоящее время систему трудовых и социально-экономических гарантий и льгот работникам здравоохранения, образования, культуры.

Крайне серьезную опасность для развития бюджетной сферы представляют изменения, касающиеся вопросов разграничения полномочий бюджетных уровней в вопросах оплаты труда.

Поправками предлагается распространить нормы федеральных законов, Трудового кодекса РФ в части вопросов регулирования оплаты труда только на федеральные государственные учреждения. Таким образом, снимаются обязательства федерального бюджета по исполнению федеральных норм в области оплаты труда учреждений не федеральной подчиненности.

Все вопросы исчисления заработной платы работникам бюджетной сферы, включая установление систем оплаты труда, тарифных ставок, окладов, различных выплат, передаются на уровень субъектов РФ и муниципальных образований без сохранения федеральных минимальных государственных гарантий. С учетом реально сложившейся значительной дифференциации регионов по уровню бюджетной обеспеченности такое решение приведет к фактической дискриминации в правах работников на равную оплату за равный труд по территориальному признаку. Предлагается отменить все социальные льготы специалистам бюджетной сферы на селе, в том числе повышение на 25 процентов ставок и окладов.

Кардинальным образом изменяется концепция государственного финансирования отраслей социальной сферы. При формировании обязательств бюджетов всех уровней открыто перешли от определения их на основе минимальных социальных стандартов к установлению неких расходных полномочий, объем которых не определен ничем, кроме возможностей бюджета.

Согласно правительственным предложениям социальная сфера перестает быть для государства приоритетной, отменяются государственные гарантии финансирования бюджетной сферы в долях бюджета и расходной части, отменяются нормы оплаты труда в соотношении с промышленностью, ликвидируются многочисленные социальные завоевания работников бюджетных отраслей и обучающихся, предусматривается возможность преобразования учреждений бюджетной сферы в коммерческие организации, что приведет к углублению социального неравенства в возможностях получения гражданами качественных образовательных и медицинских услуг.

После доработки все эти предложения Правительства России будут направлены в Государственную Думу для принятия соответствующих федеральных законов уже в период весенней сессии.

Ну а в том, что депутатский корпус нынешнего состава дружно голосует по правительственным законопроектам, мы убедились на примере голосования по заранее абсурдному антидемократичному проекту закона «О собраниях, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Очевидно, что практическая деятельность депутатов идет вразрез с неоднократными высказываниями Президента Российской Федерации о том, что принимаемые Государственной Думой законы ни в коей мере не должны ущемлять права или ухудшать положение граждан.

В первые дни работы Государственной Думы IV созыва Совет Ассоциации направил всем депутатам персональные письма с напоминанием об их предвыборных обещаниях качественно улучшить материальное положение учителей, врачей, работников культуры и с аналитической справкой по вопросу о необходимости сохранения федеральных государственных гарантий работникам бюджетных учреждений по уровням оплаты труда в рамках предлагаемого реформирования. В ответных письмах, поступающих от депутатов, было выражено понимание озабоченности профсоюзов сложившейся ситуацией и в связи со снижением уровня социальной защищенности работников бюджетной сферы даны обещания учесть предложения профсоюзов в дальнейшей законотворческой деятельности.

Совет Ассоциации считает, что настала пора благие пожелания и декларативные заявления превращать в конкретные дела. От депутатов Государственной Думы давно ждут принятия решений, обеспечивающих достойную жизнь тем, кто учит, лечит и приобщает к ценностям культуры население России и неизменно отстаивает право граждан на сохранение конституционных гарантий в области образования, здравоохранения, культуры.

Очевидно, что грядущие радикальные перемены в области образования, здравоохранения, культуры коснутся буквально каждого гражданина Российской Федерации, поэтому Совет Ассоциации считает, что ФНПР должна организовать и возглавить массовое движение профсоюзов против ущемления конституционных прав граждан.

Совет Ассоциации ЗАЯВЛЯЕТ о решимости общероссийских профсоюзов работников народного образования и науки, здравоохранения, культуры продолжить всеми законными методами борьбу за обязательное (по закону) рассмотрение в РТК перед внесением Правительством РФ в Государственную Думу проектов законодательных актов, затрагивающих жизненные интересы членов профсоюзов, и потребовать от органов власти:

• внести в законопроекты по изменению системы оплаты труда положения, предусматривающие законодательное закрепление для отраслей, реализующих конституционно гарантированные услуги, отраслевые системы минимальных социальных гарантий (стандартов) в области оплаты труда;

• внести в законопроекты, направленные на расширение организационно-правовых форм бюджетных учреждений, ограничения на применение организационно-правовых форм коммерческих организаций для юридических лиц, реализующих конституционно гарантированные услуги;

• отказаться от формирования системы экономических и правовых мер (финансового, налогового и другого характера), подталкивающих бюджетные учреждения к изменению организационно-правовой формы собственности;

• приостановить внесение поправки об отмене Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию»;

• законодательно обеспечить не отмену, а передачу на уровень субъектов Федерации в качестве государственных полномочий установление и финансирование социальных гарантий и льгот для работников бюджетных учреждений в сельской местности;

• провести индексацию ставок заработной платы (окладов) работников образования и других бюджетных отраслей в 2004 году и повышение ставок (окладов) заработной платы работникам бюджетной сферы в 2005 году не менее чем в 2 раза;

• не допустить проведения реформ, ведущих к снижению уровня социальных гарантий и льгот, предоставленных работникам бюджетной сферы действующим законодательством;

• создать условия для реализации конституционных гарантий.

Совет Ассоциации предлагает Центральным комитетам профсоюзов работников народного образования и науки, здравоохранения, культуры на своих очередных пленумах:

• объявить о начале проведения Всероссийской акции протеста профсоюзов – членов Ассоциации в защиту трудовых прав и социально-экономических интересов работников образования и науки, здравоохранения, культуры и обучающихся и принять решение о проведении I этапа Всероссийской акции 10 июня т.г. в форме пикетирования зданий правительства, Государственной Думы в г. Москве с участием представителей территориальных организаций профсоюза; пикетирования зданий администраций, органов государственной законодательной власти субъектов РФ в преддверии рассмотрения в Государственной Думе РФ внесенного Правительством РФ пакета законодательных актов Российской Федерации по сокращению федеральных социальных обязательств и разграничению полномочий в социальной сфере между уровнями бюджетной системы, а также в период формирования федерального бюджета на 2005 год;

• в случае непринятия федеральными органами законодательной и исполнительной власти мер по выполнению требований профсоюзов – членов Ассоциации начать подготовку к проведению Всероссийской забастовки осенью 2004 года.

С уважением,

М.М. Кузьменко, Президент Совета Ассоциации, председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ; Г.И. Меркулова, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ; Г.П. Парошин, председатель Российского профсоюза работников культуры

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте