search
main
0

Будь в тонусе!

Искусственный интеллект должен стать доступен каждому

Программа Intel® AI For Youth «Технологии искусственного интеллекта для каждого» реализуется в ряде российских школ уже более полугода. Учитывая актуальность данного направления во всем мире, компания Intel совместно с платформой «Мобильное электронное образование» планирует обучить новейшим технологиям максимально большое количество школьников. Тем более, как утверждает директор глобальных программ Intel по развитию цифровой готовности Аншул Сонак, наша страна может по праву гордиться специалистами в этой области.

Задача искусственного интеллекта – облегчить нашу жизнь. Но без естественного интеллекта тут не обойтись

– Мир ожидает очередная революция, связанная с внедрением искусственного интеллекта, – констатирует Сонак. – В самом ближайшем будущем порядка 50% рабочих процессов и задач должны быть автоматизированы, в результате чего придется сократить 149 миллионов рабочих мест. В то же время уже сейчас наблюдается дефицит кадров, способных грамотно использовать технологию ИИ, а также учебных пособий, моделей и методик. Возникает потребность демистифицировать искусственный интеллект, сделать так, чтобы он был открытым и доступным для всех. Как ни странно, внедрение цифровых технологий отнюдь не обесценивает, а, наоборот, придает особое значение вопросам этики, человечности, развитию эмоционально-нравственной сферы людей. Ибо ИИ призван сделать мир более комфортным, в том числе и для особых категорий граждан, включая людей с ОВЗ. Всему этому нужно учить не только в вузах, но и в школах. Как это уже делается, например, в Индии, Южной Корее, Польше, Германии, Сингапуре, Китае, США, Великобритании, Израиле, Индонезии.

– Программа Intel® AI For Youth создана в рамках стратегии корпоративной социальной ответственности и направлена на получение и совершенствование навыков по работе с технологиями ИИ, – сообщил директор по развитию корпоративного бизнеса Intel в России Сергей Жуков. – На сегодняшний день экономика данных во всем мире оценивается в 13 триллионов долларов. И чтобы грамотно оперировать столь астрономическими суммами, необходимо развивать у молодых граждан навыки и умения XXI века, необходимые в условиях индустрии 4.0: программирование, дизайн-мышление, социальные навыки, вычислительное мышление, машинное обучение, эмоциональный интеллект и так далее. Без технологий ИИ тут не обойтись. Нам очень приятно, что многие наши прогнозы, сделанные еще 10 лет назад, полностью сбылись. В частности, мы предсказывали появление таких профессий, как наноинженер, менеджер сообщества, специалист по собору данных, виртуальный преподаватель и ряда других. А теперь это реальность! Мы много вкладывали в то, чтобы мечты стали явью, меняли мир, а наши усилия оказались востребованными. В начале нулевых мы очень много сделали для повышения квалификации учителей в области ИКТ, потом активно продвигали программу «Один ученик – один компьютер», развивали персональные траектории, электронное обучение, доступ к контенту. Теперь же мы хотим сделать искусственный интеллект доступным для каждого.

По словам генерального директора платформы «Мобильное Электронное Образование» Александра Кондакова, важным результатом совместной деятельности стала возможность адаптации образовательного процесса к сегодняшним и перспективным запросам рынка труда, особенностям жизни человека в конвергентной социокультурной среде, насыщенной инструментами ИИ.

– Программа позволяет обеспечить раннюю профориентацию школьников, многим из которых предстоит быть не только активными пользователями в быту и профессиональной деятельности, но и разработчиками технологий искусственного интеллекта, – подчеркнул он. – Лидерство в технологиях ИИ – залог лидерства в мировой экономике XXI века. Незаметно для себя мы перешли в конвергентную реальность, где виртуальное и реальное сближаются. Интернет дополненной реальности сильно меняет нашу жизнь. Хотим или нет, но все это уже сейчас незаметно окружает нас – камерами наблюдения с функцией распознавания лиц, платежными системами, интернет-сервисами контентной рекламы и многим другим.

Но надо понимать, напомнил Александр Кондаков, что одни люди являются просто потребителями новых технологий, другие же – их разработчиками. И если к первым стоит по праву отнести все 100% населения, то вторых несравнимо меньше. А чтобы повысить их количество, нужны новые программы, в которых должны сочетаться междисциплинарность и проектно-исследовательская деятельность, навыки управления и социального поведения. Особую роль тут играет система дополнительного образования, но добиться успеха можно только в тесной интеграции со школьными предметами.

– УМК разработан для школьников и студентов 13-19 лет и включает от 72 до 176 часов теоретической и практической работы, – информирует эксперт образовательных инициатив Intel Марина Ливенец. – Это модульная программа, которая использует не какие-то особые упрощенные учебные изделия, а вполне реальные наработки и технологии Intel, которые дети могут сразу же внедрять. То есть мы развиваем практические навыки и социальные решения. Дети знакомятся с машинным обучением, обработкой естественных языков. Мы специально не стали делать ставку на продвинутые городские лицеи и гимназии, потому что хотим понять, как программа будет работать в самых разных регионах и образовательных организациях.

Марина Ливенец рассказала, что сначала в рамках проекта была подготовлена международная команда из 18 мастеров-тренеров, которые прошли обучение на английском языке. Затем они провели тренинги для русской команды, подготовили 32 тренеров для пилотных площадок с расчетом на то, чтобы в каждом регионе было по нескольку тренеров. Каждая команда получила комплект оборудования и программного обеспечения, а также УМК на все 33 образовательных модуля. Материалы подготовлены максимально подробно и развернуто, в них проработан каждый шаг, каждый слайд прокомментирован и содержит рекомендации на все случаи жизни. Дети получают не только теоретические основы ИИ, но также осваивают навыки программирования на Python, отрабатывают технологии машинного обучения, машинного зрения и естественных языков. Для разных типов площадок разные подходы. Есть программы для учреждений дополнительного образования, школ, лабораторий, есть инженерные практикумы на уроках, проекты, элективные курсы.

– Мы хотели не просто обучить человека создавать те или иные модели, но и делать так, чтобы любая модель реально заработала на любом железе, – сообщил старший преподаватель кафедры электроэнергетики, электропривода и систем автоматизации Псковского госуниверситета, эксперт программы Intel® AI For Youth Сергей Тращенков. – Это касается умных дронов, камер распознавания дорожных знаков и всего прочего. Кроме того, курс призван поддерживать людей в тонусе, ставя новые и новые вызовы, ибо каждый день выходят свежие публикации и работы, поэтому надо постоянно быть включенным в процесс, постоянно учиться, совершенствовать свой английский. Область беспрерывно обновляется и меняется.

Но, как оказалось, самая большая сложность для учителей состоит в том, что им просто страшно подступиться к новым технологиям, точнее, они боятся, что хорошо ими овладеть не сумеют, а плохо не хотят. Как всегда, мешает страх освоения незнакомого материала, новой информации, хотя учителя вроде бы именно этому и учат своих детей. Но, к счастью, хорошо организованная работа в командах и грамотно продуманная методика, применяемая специалистами Intel, помогают людям преодолеть все эти препоны.

– Некоторые преподаватели убеждены, что сначала надо сделать все для развития естественного интеллекта, а уже потом браться за искусственный, – отметил Александр Кондаков. – Но мне подобная позиция кажется ошибочной. Оба эти процесса должны идти параллельно и стимулировать друг друга. Сегодня дети начинают работать с гаджетами с младенчества. И главная задача школы на современном этапе – развить мышление в сложной среде. А мышление – это ведь не только знания. Но, чтобы что-то изменить в системе образования, нужно подготовить грамотных учителей, готовых внедрять передовые технологии и умеющих ими пользоваться. Поэтому мы хотим через обучение педагогов поменять не только мировоззрение детей, но и саму образовательную среду.

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

 

Справка

Все материалы инициативы размещены на цифровой образовательной платформе МЭО ai.mob-edu.ru и включены в программы повышения квалификации педагогов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте